«Лебединое озеро»? Да, но не то, а совсем другое

Share this post

«Лебединое озеро»? Да, но не то, а совсем другое

Недавно в Зеллербах –Холле (Бёркли) состоялись выступления Австралийского Балета, о котором, каюсь, я ничего не знал. Все пять  спектаклей были посвящены балету «Лебединое озеро» на музыку Чайковского. «Лебединое озеро»  прекрасно идёт в Сан-Францисском Балете, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге. Не слишком ли самоуверенно руководство Балета из Сиднея, рассчитывающее на успех выступлений своей труппы? […]

Share This Article

Недавно в Зеллербах –Холле (Бёркли) состоялись выступления Австралийского Балета, о котором, каюсь, я ничего не знал. Все пять  спектаклей были посвящены балету «Лебединое озеро» на музыку Чайковского.

«Лебединое озеро»  прекрасно идёт в Сан-Францисском Балете, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге. Не слишком ли самоуверенно руководство Балета из Сиднея, рассчитывающее на успех выступлений своей труппы?

С Чайковским они натворили всё, что хотели, перебрасывая его музыку из одной сцены в другую или вообще расщепляя её на части и используя их в разных сценах. Правда, достаточно вспомнить, что, создавая окончательную редакцию этого шедевра после смерти Чайковского,  балетмейстеры использовали многие другие его произведения, помимо тех, которые предложил в своё время композитор. Пожалуй, можно  снять обвинение Австралийского Балета в самоуправстве. Но остаётся ещё один вопрос: насколько сиднейская труппа осталась верна петербургскому варианту знаменитого балета? И тут следует заявить, что привезенный ими балет почти не имеет ничего общего с нашим родимым «Лебединым озером».

Прежде всего познакомимся с либретто балета, предложенным австралийскими гостями (предлагаю перевод программы на русский язык). «Вечером накануне свадьбы восприимчивая молодая и чистая душой Одетта бродит по дворцу и начинает сомневаться в любви помолвленного с ней принца Зигфрида. После свадьбы Одетта, очень любящая своего мужа, выясняет, что существует некая Баронесса, которая в действительности владеет его сердцем.(Баронесса – собирательный образ Одиллии и мерзкого Ротбарда из классического  «Лебединого озера» – Х. А.). Хрупкая Одетта была настолько травмирована, что по королевскому указу её поместили в санаторий. (Тут авторы програмки немного хитрят, так как Одетту помещают в психиатричку – Х. А).

С растерзанной душой, Одетта  может лишь искать избавление в мечтах, в которых девушки-лебеди, подобные ей, будут  успокаивать её лихорадочные мысли и где в течение краткого времени ей будет казаться, что Зигфрид любит только её.  Через несколько месяцев Одетта покидает психиатрическую клинику с её белым одиночеством, чтобы найти и вернуть  своего мужа, который теперь полностью находится под влиянием Баронессы. Появившаяся без приглашения на вечернем приёме гостей, устроенном  Баронессой, Одетта своей спокойной красотой и душевной чистотой покорила Зигфрида, который немедленно влюбился в неё. Ревнивая Баронесса пытается вернуть Одетту в психиатричку, но Одетта уже успела исчезнуть.

Зигфрид обнаружил перепуганную Одетту возле озера, и пара слилась в восторженном объятии. Но даже в этой ситуации Одетта знает, что не будет мира для её вечно озабоченной души, и она может найти окончательное освобождение лишь в тёмной пучине Лебединого озера. Она погружается в водную пучину. За оставшуюся часть своей жизни принц Зигфрид не полюбил больше никого, но всегда грустил по ушедшей Одетте».

Сцена из балета «Лебединое озеро»

Имели ли место описанные выше события наяву или на самом деле эти события стали плодом больного воображения Одетты, не столь важно: обе версии ничего  не меняют в спектакле. Имеется ещё одна версия: якобы  принц Зигфрид воплощает принца Чарльза (Великобритания), Одетта – принцессу Диану, а Баронесса – Камилу  Паркер Боулз (ныне супругу  принца Чарльза).  Думаю, эти сопоставления притянуты за уши.

В первом акте  нет никаких лебедей. Накануне свадьбы Одетты и Зигфрида под музыку Чайковского мужчины, элегантно одетые (но не в танцевальной одежде), расхаживают по дворцовому залу Баронессы фон  Ротбарт, общаются друг с другом, знакомятся с новыми гостями. Появляются элегантные женщины, общение усиливается, вот уже возникают танцы, вначале парные, потом количество участников увеличивается, особым успехом пользуется принц Зигфрид. Вокруг него вьются молодые девушки, но рядом с ним чаще всего оказывается Баронесса.

Появляется ещё одна гостья, очаровательная, но робкая и застенчивая. Это Одетта, невеста Зигфрида. Он не обращает на неё внимания. Каждая попытка Одетты оказаться рядом с ним терпит неудачу.

Очень интересны танцы. Они не всегда столь же атлетичны и невесомы, как привычная нам балетная классика, их рисунок и пластика очень разнообразны. Часто балерину вздымает не один танцовщик, а сразу два и даже три, некоторые па кажутся достаточно рискованными. Вот, например, балерины  выстраиваются друг с другом по росту, от меньшей к большей, тесно примыкая одна к другой, спиной к публике, а ведущая балерина поднимается по полученным с помощью рук ступеням (пошла по рукам, я имею в виду прямой смысл, а не переносный). Сцена почти никогда не заполняется танцовщиками полностью. Чаще всего одни танцуют, другие – общаются.

После свадьбы ситуация с «треугольником» Одетта – Баронесса – Зигфрид  не меняется. Молодой муж демонстративно ухаживает за Баронессой и грубо относится к жене. Одетта, наконец, осознала безысходность создавшейся ситуации, её сердце не выдерживает переживаний, её танец с фуэте становится всё более агрессивным. Шокированная королева вызывает лейб-медика и отправляет невестку в психиатрическую лечебницу. Сопоставляя эти сцены с «нашим» «Лебединым озером», можно отметить, что  «Лебединое озеро» в постановке  Петипа и его команды носило чисто романтический характер, тогда как австралийское в некоторой степени уже примыкает к реализму.

Второй акт в значительной степени посвящён пребыванию Одетты в лечебнице и рзнообразным проявлениям странностей в её поведении. Там прекрасные условия, чистота, внимание врачей и обслуживающей команды.

Прошло несколько месяцев, закончилось заточение Одетты в стенах лечебницы, и она решает возвратиться к мужу, находящемуся под властью  Баронессы. Она появляется без приглашения на вечернем приёме у Баронессы и после некоторого общения с присутствующими совершенно завораживает мужа, который влюбляется в неё, удивляясь, как могло случиться, что он не разглядел её раньше. Ревнивая Баронесса хочет опять спрятать  Одетту в психиатричку, но поздно: Одетта исчезла.

Обворожителен  последний акт. Тут, у озера, окружёного прекрасной природой, собрались лебеди, которые живут своей жизнью и с удовольствием танцуют. Танцы эти не очень сложны, но на фоне Лебединого озера и зелёной рощи смотрятся очень хорошо. Исполняется даже и танец маленьких лебедей, рисунок которого отличается от «академического». Сюда прибежала Одетта, чтобы скрыться от возможного преследования людьми Баронессы. Сюда же прибежал Зигфрид. В горячих объятиях  мужа Одетта принимает решение уйти в небытие, затем присоединяется к остальным лебедям, они танцуют, а Одетта, подняв кверху руку, медленно уходит под воду. Потрясённый Зигфрид  не может прийти в себя. Весь этот акт – воплощение тишины, покоя и неземной красоты.

У читателя может возникнуть вопрос: при всей непохожести «Лебединых озёр», какое из них производит большее впечатление, российское или австралийское?

Австралийский балет существует свыше семидесяти пяти лет, и в его развитие вкладывали усилия многие мастера, включая большую группу русских танцовщиков и балетмейстеров. «Лебединое озеро» было поставлено австралийским хореографом Грэмом Мерфи в 2002 году. Очень интересный  замысел и очень хорошее исполнение. И всё же «российский вариант» представляется более изящным, невесомым, поэтичным. А может, я необъективен?

Ведь гастроли австралийской труппы в России прошли с грандиозным успехом.

Как я уже отмечал, постановку осуществил Грэм Мерфи, который создал уже более двадцати балетов. Ему помогала Джанет Вернон. Декорации и костюмы создавались по проектам Кристиана Фредриксона. Главные роли исполняли три состава артистов. В увиденном мной спектакле роль Одетты исполняла Маделин Истоув, роль Принца Зигфрида – Кевин Джексон, роль Баронессы – Лэна Джонс. Все были хороши. Я бы даже сказал – безупречны. Прекрасно и в полном согласии с событиями на сцене звучал оркестр под управлением Никол Фрейлон, музыкального директора Австралийского Балета. Правда, был задействован Берклийский Симфонический оркестр, который успешно справился с поставленными задачами.

Хочется увидеть и другие постановки этого талантливого балетного коллектива.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »