Концерт «Очи черные»: русский романс в Сан-Франциско
Когда я узнала, что Александр Прохоров согласился дать концерт в Сан-Франциско, я восприняла это как огромный подарок всем нашим меломанам и любителям романса. Ведь здесь, в Америке, так редко проходят подобные концерты, что их можно просто пересчитать по пальцам. В последний раз с такой программой к нам приезжал «серебряный голос России» Олег Погудин. К тому […]
Когда я узнала, что Александр Прохоров согласился дать концерт в Сан-Франциско, я восприняла это как огромный подарок всем нашим меломанам и любителям романса. Ведь здесь, в Америке, так редко проходят подобные концерты, что их можно просто пересчитать по пальцам. В последний раз с такой программой к нам приезжал «серебряный голос России» Олег Погудин. К тому же исполнение романса требует от музыканта не только безукоризненного владения голосом, но еще и наличия драматического таланта, и умения сделать из номера маленькую пьесу.
Вы не задавались вопросом, почему мы иногда остаемся равнодушными по отношению к очень правильно спетому оперным артистом романсу? И в то же время подступают слезы, когда слушаешь это произведение в исполнении драматического актера?
Наш гость – не только великолепный музыкант, но еще и тонкий знаток души романса. Вот что говорит сам Александр Прохоров об этом жанре: «Для меня старинные романсы – как люди, они живые. Спеть романс – это как побеседовать с человеком, открыть душу, рассказать о себе, как будто это произошло со мной. Это удивительное ощущение абсолютно искреннего творчества. Зрители, которые приходят на мои концерты, заражаются и заряжаются этим творчеством. Вот так, невольно, получился где-то в своем роде новый жанр, новая манера исполнения русского старинного романса и цыганской песни. Она состоит в том, что я абсолютно свободно владею фортепьяно и абсолютно свободно владею голосом, и понимаю романс как момент живого творчества. Исполняя романс, я каждый раз создаю новый маленький спектакль, новую драму. Все зависит от настроения, ощущения зала, жизненных впечатлений в этот момент, и пальцы начинают нашептывать маленькие истории. Голос сам цепляется за согласные и протягивает гласные и открывает миру самые глубокие чувства и эмоции. А когда начинаются песни цыганского табора, когда вступают гитары, скрипки, бубны – все эти тембры есть у рояля, – тут начинается настоящий праздник. Часто слушатели срываются со своих мест и пускаются в пляс…»
Так поэтично и тонко подметить суть русского романса мог только человек, выросший в литературной и творческой среде. Так оно и есть: Александр родился в семье с богатыми культурными традициями. Среди его родни по линии матери, художницы Екатерины Толстой – писатель Алексей Николаевич Толстой (прадед), поэт Серебряного века Крандиевская-Толстая (прабабушка), известный переводчик Шекспира Михаил Иванович Лозинский (прадед), композитор Дмитрий Толстой, писательница Татьяна Толстая и многие другие. Литературные, музыкальные, театральные увлечения были частью детства Александра и привели его в училище при Московской консерватории, которое он закончил по классу фортепиано. Тогда же он начал серьезно заниматься вокалом, петь в хоре «Славянский лик», где большое влияние на развитие его голоса оказала Майя Марковна Пушкина. Ее метод обучения бельканто стал для него первым и важнейшим опытом, который пробудил интерес к природе вокала и приемам работы с голосом.
Интерес к преподаванию привел Александра в Бостонский оперный институт и в Longy School of music, где он получил степень магистра исполнительского искусства как оперный певец.
Более 15 лет Александр живет и работает в США, в Бостоне (Массачусетс), и успешно концертирует по всему миру: от нью-йоркского Карнеги-холла до лучших залов Америки, Австралии и Европы, включая Москву и Петербург. В репертуаре Александра – оперные aрии, aрии и песни из бродвейских мюзиклов, итальянские, русские, украинские, еврейские, американские песни, русские классические и старинные романсы. Будучи в России, он всегда выступает в музее Толстого в Москве и посвящает вечер русского романса своему великому дедушке. Все эти годы Александр не только концертирует, но преподает вокал и руководит оперной компанией Commonwealth Lyric Theater, в основном предпочитая русский репертуар. За последние годы вышли его постановки опер »Иоланта», «Запорожец за Дунаем», «Борис Годунов» с участием музыкантов из ведущих театров разных стран, в том числе Большого театра и Метрополитен-оперы. Постановки опер «Алеко» и «Моцарт и Сальери» получили первый приз American National Opera Association в профессиональной категории. Совсем недавно, 17 мая этого года, в Бостоне, в красивейшем театре города Cutler Majestic Theatre с огромным успехом прошла премьера оперы Антона Рубинштейна «Демон». А всего через несколько дней в этом же театре Александр выступил с уникальной программой русских романсов «Очи черные». Он покажет этот музыкальный спектакль и у нас в Сан-Франциско. Мне удалось взять небольшое интервью у Александра Прохорова, и я благодарна ему за то, что, несмотря на свою колоссальную загруженность, он нашел время для этого.
Г.А.: Александр, как долго вы шли к осуществлению постановки оперы Рубинштейна «Демон»? Сколько времени прошло между замыслом и исполнением?
Александр Прохоров: Идея поставить оперу «Демон» появилась четыре года назад, но не было достаточных средств и возможностей. И главное, не было того баритона, который отвечал моим представлениям о том, каким должен быть Демон.
За эти годы мы поставили несколько других опер, таких как «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского, «Борис Годунов» Мусоргского. Его величество случай свел меня и познакомил с великолепным баритоном Алексеем Богдановым, который воплотил в жизнь нашу мечту.
– Есть ли в ваших планах продолжить работу над постановками русских опер? Если да, то каких?
– Да, конечно, наша компания специализируется на русских операх и впредь будет их ставить, хотя мы осуществляем постановки не только русских, но и других славянских композиторов.
– Вы получили классическое музыкальное образование в России и состоялись как музыкант и певец уже здесь, в Америке. Кроме этого, вы еще занимаетесь успешными постановками опер и ведете педагогическую работу. Какая из граней вашего таланта вас более всего вдохновляет?
– Мне вообще очень повезло, так как мое образование и мои увлечения в музыке крайне разносторонни. Мне нравится, что я могу утром посидеть и пофантазировать насчет новых музыкальных проектов, потом провести небольшие лекции или поработать с хором, а затем дать несколько уроков вокала. И вечером, скажем, пойти и выступить на концерте. Я даже не люблю называть это работой, так как у меня все слилось в одно целое: и работа, и хобби.
– Кроме оперы Рубинштейна «Демон» в Бостоне состоялась премьера вашего моноспектакля «Очи черные», где вы исполняли русские и цыганские романсы. Это ведь разные жанры – опера и романс. Как удается совмещать?
– Мой педагог часто говорила мне: если ты научишься петь романсы, то в опере тебе не будет равных. Конечно, это очень разные жанры. Опера – это крупный звук, крупная форма, романс – тонкие нюансы, миниатюрные формы, но если в оперу привнести эту тонкую музыкальность и чувственность, то опера от этого только выигрывает. Мне после романсового концерта часто говорят: «Вы не хотите пойти в оперу петь? Вам бы не было цены», а я отвечаю: «Я уже пел немного…» Теперь мне хочется сосредоточиться на больших разнообразных программах, мне нравится, что за один концерт можно пережить, рассказать, поведать, спеть 20–30 маленьких драм и историй. Когда мы ставили «Демона», я не собирался участвовать в опере как певец, а только как режиссер. Но случилось так, что мне пришлось выйти на замену одного из певцов, и тут я понял, что у меня совсем другой настрой, ведь мне пришлось спеть два спектакля, в четверг и в субботу, а в пятницу мне нужно было петь мой сольный концерт… Было непросто, мне пришлось два дня серьезно перестраиваться на оперную подачу голоса… Но все прошло прекрасно. Мой последний концерт в Бостоне приобрел еще одну интересную форму: у меня получился романсовый моноспектакль. Шоу в своем роде абсолютно уникальное. Творческое содружество с создателем видеодекораций Анастасией Григорьевой из России привело к красивому, изумительному шоу. Зритель и глазами, и ушами, и всем своим существом погружается в интимную обстановку разговора по душам.
– Поздравляю! А у нас, в Сан-Франциско, мы тоже увидим это яркое шоу?
– Да, конечно.
– Александр, ваши дети, а я знаю, что у вас их шестеро и пять из них – мальчики, пошли по вашим стопам и выбрали своей профессией тоже музыку. Старшие уже учатся в музыкальных колледжах, младшие прекрасно поют и даже дают вместе с вами концерты. На одном из таких концертов мне посчастливилось побывать. Как вы относитесь к тому, что дети выбрали нелегкую и, я бы сказала, нестабильную профессию музыканта в Америке?
– У меня много детей – студентов, и среди них, конечно, мои собственные. Это правда, они поют, но профессию музыканта пока выбрал только один из них. Дело в том, что я никого не настраиваю и не подталкиваю к музыкальной карьере, я считаю, что это должен быть естественный выбор. Ведь профессия действительно нестабильная. Некоторые наиболее музыкальные студенты получают двойное образование. Я учу молодежь петь, и при этом они будут зарабатывать деньги и заодно смогут иметь профессиональное хобби.
– Александр, мы с нетерпением ждем вашего концерта у нас, в Сан-Франциско. Знаю, зрители получат истинное наслаждение. Что бы вы пожелали тем, кто придет на ваш концерт?
– Во-первых, я безумно счастлив, что у меня будет концерт в Сан-Франциско, в таком прекрасном зале. У меня уже много замечательных друзей, встречи с которыми я жду с нетерпением. Тем, кто пойдет меня слушать в первый раз, я хочу пожелать прийти с открытым сердцем и с певческим настроением, так как я надеюсь, что некоторые романсы мы споем вместе.
– Спасибо, Александр! Я уверена, что на вашем концерте будет много зрителей, во всяком случае, читатели нашей газеты «Кстати» обязательно придут на этот уникальный вечер.
Хочу напомнить, что концерт состоится в субботу, 17 июня, в 7:30 вечера в Русском центре Сан-Франциско по адресу: 2460 Sutter St. San Francisco, CA 94115. (угол Satter St. и Divisadero).
Дополнительная информация по тел.: (415) 794-2301.
Галина АРТАМОНОВА