Контратенор Филипп Ярусский
Недавно в Херц- холле (Бёркли) состоялся концерт французского контратенора Ярусского (Жарусского). Это имя уже несколько лет на слуху у публики. Вышли компакт-диски с записями певца, с именем которого связано много легенд, так что концерт тридцатитрёхлетнего Ярусского и сопровождающего его барочного оркестра Apollo’s Fire под руководством молодой клавесинистки и дирижёра Джанетты Соррел прошёл в переполненном зале. […]
Недавно в Херц- холле (Бёркли) состоялся концерт французского контратенора Ярусского (Жарусского). Это имя уже несколько лет на слуху у публики. Вышли компакт-диски с записями певца, с именем которого связано много легенд, так что концерт тридцатитрёхлетнего Ярусского и сопровождающего его барочного оркестра Apollo’s Fire под руководством молодой клавесинистки и дирижёра Джанетты Соррел прошёл в переполненном зале.
Я поинтересовался происхождением фамилии певца, и он охотно сообщил мне, что его дед эмигрировал из России во Францию во время большевистского путча, и, когда пересекал границу, представился: «Я русский», что было зафиксировано в качестве его фамилии. Родители Филиппа – интеллигентные люди, принадлежащие к среднему, а может, и высшему сословию.
Мальчик с детских лет не мыслил себя вне музыки, в одиннадцатилетнем возрасте начал учиться игре на скрипке, затем добавил и фортепиано, добился определённых успехов, но, по совету отца, считавшего, что ребёнок слишком поздно занялся скрипкой и не сможет уже продвинуться достаточно далеко, оставил консерваторию. После того, как он услышал пение одного из известных контратеноров, Филипп почувствовал, что это его стезя. Педагоги по вокалу отговаривали юношу от этого нового увлечения, не поверив в его возможности, но восемнадцатилетний Ярусский не сдавался. Филипп начал заниматься вокалом с педагогом Николь Фаллиен, специализируясь на музыке 18-го столетия, созданной для кастратов, и уже более 14 лет продоложает заниматься с одним и тем же педагогом.
Наконец, он закончил Парижскую консерваторию по специальности «Старинная музыка». Начались его многочисленные выступления на музыкальных фестивалях,
сольных концертах и, реже, в оперных постановках. Ярусский обладает многими наградами, включая звание «Лирический артист года», а затем, в 2008 году – «Певец года». Его главная цель – возрождение репертуара кастратов. Роль кастратов в становлении барочной и классической музыки, включая оперную, – выдающаяся, интереснейшая и столь же безобразная глава истории музыки, заслуживающая специального рассмотрения.
Вокальное искусство кастратов в ХVII – начале ХIХ веков достигло высочайшего уровня, недоступного ни одному певцу последующих поколений. Огромные репертуарные сокровища лежат невостребованными в монастырских и других библиотеках, так как никто из певцов прошлого и позапрошлого веков не мог их осилить. Первые контратеноры, появившиеся в начале шестидесятых годов, были призваны донести до слушателей эти скрытые тогда (а часто – и до сих пор) богатства. Многие певцы, теноры и баритоны, сумели (по-видимому, разными путями) преобразовать свои певческие голоса в сопрано и альты, не калеча собственные тела. Например, Ярусский утверждает, что он достиг желаемого результата лишь путём правильного использования головных резонаторов. Великая волшебница наших дней и тоже специалист по искусству кастратов, меццо-сопрано Чечилия Бартоли, написала однажды: «Когда я впервые услышала Филиппа Ярусского, я была поражена его музыкальностью и эмоциональностью…Красота и утончённость его фразировки, а скорее, хрупкость его души , глубоко воздействуют на слушателей».
Нужно отметить, что контратеноры, открывая новые горизонты в музыке, тем не менее, никогда не смогут достигнуть уровня кастратов – по чисто физиологическим причинам: с возрастом голосовые связки кастратов оставались в том же состоянии, в котором они пребывали во время кастрации, сохраняя свою гибкость и подвижность. Контратенорам добиться такого эффекта невозможно.
Но верёмся к концерту, состоявшемуся в Херц-холле. Обычно Филипп выступает с барочными ансамблями. Его содружество с оркестром Apollo’s Fire началось совсем недавно, примерно месяц назад. Программа концерта была посвящена музыке Вивальди и Генделя. Каждое отделение начиналось с выступления барочного оркестра, состоящего из 14 музыкантов высокого класса. Оркестр выступал и в середине каждого отделения, демонстрируя виртуозное мастерство своих солистов, концертмейстера Оливера Бролта, скрипачки Йоханны Новом и клавесинистки Джанетты Соррел. Ярусский спел в сопровождении оркестра 7 арий, указанных в программке, а затем на бис – ещё три. Репертуар был выстроен так, чтобы распевные лирические арии чередовались с «пулемётными очередями» быстрых.
Появление на сцене высокого стройного красавца с рекламных обложек, с лицом херувима, источающего харизму, покорило женскую часть зала немедленно: она сдалась в плен ещё до того, как Филипп успел спеть первую ноту. Мужская часть зала последовала за ними через несколько минут. А после каждой исполненной арии зал разражался овацией. Давно уже не приходилось быть свидетелем такого единодушного восторга. В начале карьеры, по свидетельству самого Ярусского, его голос был небольшим по силе и диапазону. Сейчас певец демонстрирует большой, ровный и яркий голос очень чистого и красивого тембра. Ровность звукоизвлечения свидетельствует о безукоризненном дыхании, которое позволяет, помимо прочих достижений, очень экономно расходовать воздух, исполняя длиннейшие фразы на одном вдохе, как было продемонстрировано Филиппом в арии из оперы Вивальди «Giustino» («Юстин»).
Проникновенно, на большом эмоциональном подъёме, были исполнены речитатив и ария Орфея из оды Генделя «Il Parnasso in Festa». Прекрасная фразировка, текучесть и связность звучания и выразительность исполнения ещё раз подтвердили высокий класс певца. Однако трели, непременная составляющая украшений в музыке барокко, были иногда лишь «обозначены», и только во втором отделении они пару раз прозвучали полновесно и законченно. В первом же отделении Ярусский спел в очень быстром темпе арию из оперы Генделя «Ариодант», показав превосходную колоратурную технику, но при этом обладающую душой.
Во втором отделении самой высокой оценки заслуживало исполнение арии из оперы Вивальди «Катон в Утике». Очень техничная ария была спета в бешеном темпе, почти что «по Чечилии Бартоли», при этом ни одна нота не потерялась. Следует заметить, что все рулады были исполнены чрезвычайно легко и невесомо, но каким невероятным закулисным трудом достигается эта лёгкость на сцене! Впрочем, все выставленные в программке арии были спеты замечательно. После продолжительной стоячей овации Филипп исполнил ещё три арии, из которых следует выделить захватывающую дыхание «пулемётную» арию из оперы Генделя «Ринальдо». Была исполнена также кантиленная ария из оперы Порпоры «Полифем». Порпора (1686-1768) был знаменитым композитором и вокальным педагогом, подготовившим многих выдающихся певцов, включая и кастратов.
Филипп Ярусский – замечательное явление в вокальном искусстве последних лет.
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско