Концерты российского национального оркестра со звездным солистом
Недавно в Дэвис-Холле в течение двух вечеров звучала музыка в исполнении Российского Национального Оркестра, созданного Михаилом Плетнёвым в 1990 году. Солировал двадцатиоднолетний пианист Даниил Трифонов, который, начиная с раннего детства, выигрывал различные конкурсы, и последним подвигом которого были золотая медаль, гран-при и приз зрительских симпатий на Конкурсе им. Чайковского в позапрошлом году. Совершенно разные программы […]
Недавно в Дэвис-Холле в течение двух вечеров звучала музыка в исполнении Российского Национального Оркестра, созданного Михаилом Плетнёвым в 1990 году.
Солировал двадцатиоднолетний пианист Даниил Трифонов, который, начиная с раннего детства, выигрывал различные конкурсы, и последним подвигом которого были золотая медаль, гран-при и приз зрительских симпатий на Конкурсе им. Чайковского в позапрошлом году. Совершенно разные программы обоих концертов были обречены на успех из-за популярности представленных произведений (при любом качестве исполнения)! К счастью, исполнены они были хорошо. Дирижировал обеими программами костариканец Джанкарло Герреро, обладатель трёх премий «Грэмми».
Обе программы были выстроены по одной и той же схеме: первая началась с исполнения увертюры к «Проданной невесте» Сметаны, затем последовал Первый концерт Чайковского, а во втором отделении – Шестая симфония Дворжака. Вторая программа началась с исполнения увертюры к «Сицилийской вечерне» Верди, затем был исполнен Третий фортепианный концерт Прокофьева, а во втором отделении – Четвёртая симфония Чайковского. Если говорить о Сметане, то его стремление создавать национальную музыку было достаточно проявлено в увертюре, как и его чувство юмора и блеск воплощения своих идей. Что же касается увертюры к опере «Сицилийская вечерня», то она резко отличается от прозвучавшей музыки Сметаны. Она значительно драматичней, а порой – даже трагична, что соответствует драматизму оперы. И это – Верди с его музыкальными красотами и мастерством. Обе увертюры были исполнены хорошо, вот только бы поменьше громогласия.
Симфонии Дворжака по разным причинам перенумеровывались, но Симфония №6, под каким бы номером она первоначально ни числилась, отличалась от предыдущих его симфоний удивительным сочетанием классической традиционности и новаторства. Чего стоят его обращение к чешским музыкальным источникам и испытанное им влияние Вагнера! Выдающийся дирижёр тех времён Ганс Рихтер хотел включить эту симфонию, посвящённую ему, в программу своих концертов с Венским Филармоническим оркестром, но не сумел добиться этого, так как оркестр решительно отказался исполнять такую музыку. Лишь постепенно, шаг за шагом, симфония пробивала свой путь к оркестрантам и публике, а ведь это произведение справедливо относят к числу музыкальных шедевров.
Симфония состоит из четырёх частей. Первая часть написана в сонатной форме (которая основана на экспозиции, противопоставлении и объединении музыкального материала по, обычно, тематическому признаку); вторая – медленная и лирическая; третья (скерцо) – танцевальная, а в четвёртой автор вновь использует сонатную форму. Произведение насыщено богатыми мелодиями и то и дело претерпевает смену настроений. Оркестр играл с большим воодушевлением, прибегая к громким, округлым звучаниям. Хорошо выглядели все группы инструментов. Но в пылу увлечения не слишком ли часто прибегали они к фортиссимо?
Что такое Четвёртая симфония Чайковского, все читатели, я думаю, хорошо знают. Она много раз исполнялась в этом зале. По утверждению самого Чайковского, главный конфликт этой симфонии – человек и рок. Её красоты, раздумья, мужественность и сила воздействия всегда оставляли незабываемые впечатления и заставляли не одно поколение слушателей волноваться и переживать, будь то в залах или у проигрывателей. И опять Российский Национальный Оркестр и Джанкарло Герреро с удовольствием и воодушевлением исполнили эту замечательную симфонию, но снова, как мне показалось, чрезмерно громко.
И вот на сцене – юноша, на вид лет восемнадцати, тоненький и совсем ещё домашний. Как он управится с этой махиной, Первым концертом Чайковского, в котором автор использовал украинские народные темы?.. Мне показалось поначалу, что он волнуется, хотя исполнение этого концерта принесло ему золотую медаль. Не всегда ровный звук, в пару нот не попал, педаль временами гудела, были и другие погрешности. Это всё – в первой части. Однако после ее завершения парня словно подменили, и две последующие части «новый пианист» сыграл технически безукоризненно и очень эмоционально, да третью часть ещё и в сумасшедшем темпе, да ещё с изысканной фразировкой, которая за душу брала (и всё это, в основном, на фортиссимо: ведь надо прорваться через оркестр)! Как необъяснимы искусство и его таинственная сила воздействия!
На следующий день Даниил Трифонов солировал в фортепианном концерте №3 Прокофьева. По моим наблюдениям, чем больше слушаешь этого композитора, тем больше он нравится и никогда не надоедает. Прокофьев завершил Третий фортепианный концерт летом 1921 года. Этот концерт (наряду со вторым) стал одним из самых выдающихся фортепианных произведений ХХ столетия. Труднейшие виртуозные эффекты как выражение рвущейся наружу молодой силы, эксцентричность основных тем, колористическое разнообразие музыкального материала и лирика, основанная на русской тематике, ну и – необычайной прелести кларнетное соло. Во второй части – очаровательная основная тема, за которой следуют пять вариаций. Заканчивается концерт подвижной, энергичной частью, не знающей никаких преград. Третий концерт был исполнен Трифоновым, как мне показалось, без единой помарочки, выразительно и с полным пониманием всех деталей этого выдающегося произведения.
На бис были исполнены пианистом транскрипция Листа пьесы Шумана «Widmung” («Посвящение») и «Дьявольский танец» из «Жар-птицы» Стравинского. Оркестр блестяще исполнил на бис Увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила».
Оркестр звучал сочно, музыканты играли с большим энтузиазмом и мастерством (хотя раз или два случались расхождения с солистом), но была ли достаточно единодушной реакция публики на исполнение оркестром и солистом этих замечательных программ? По-видимому, нет, если судить по опубликованной газетой «Сан-Франциско Кроникл» рецензии ведущего музыкального критика Джошуа Космана под названием «Пианист бил кулаками бедного Прокофьева». В своей рецензии автор не оставил камня на камне от бедного Трифонова. Джошуа Косман – очень знающий и талантливый музыкальный критик, и я обычно отношусь с должным уважением к его точке зрения, однако позволю себе не согласиться с оценкой исполнения Трифоновым концертов в Дэвис-Холл. Да, играл он очень громко, тут нечего возразить, но, как мне представляется, у пианиста не было другого выхода, чтобы быть услышанным, так как, по настоянию дирижёра, оркестр звучал чрезвычайно бурно при исполнении обеих программ – с солистом или без него. Можно ли укорять молодого, думающего и талантливого парня за то, что он не сумел справиться с маститым дирижёром?
Хотелось бы почаще встречаться и с Российским Национальным Оркестром во главе с Михаилом Плетнёвым и с талантливым Даниилом Трифоновым, для которого выдающийся успех на последнем Конкурсе Чайковского стал бы лишь одной из ступеней на его дальнейшем восхождении «вперёд и выше».
И ещё немного о Трифонове. Родился он в 1991 году в Нижнем Новгороде. Его прабабушка и прадедушка были певцами и сборщиками аккордеонов, бабушка руководила хорами, мама преподаёт теорию музыки, папа – композитор. В пятилетнем возрасте мальчик начал играть на синтезаторе отца и сочинять музыку. Убедившись, что ребенок обладает абсолютным слухом, родители пересадили его за фортепиано. В 2000-2009 годах он учился в Московской специальной музыкальной школе им. Гнесиных, в классе Татьяны Зеликман, воспитавшей много молодых талантов, в том числе Константина Лифшица. В 2006-2009 году он также занимался композицией в классе Владимира Довганя, а в 2009 году Даниил поступил в Кливлендский институт музыки, в класс Сергея Бабаяна.
Продолжает сочинять фортепианную, камерную и оркестровую музыку. Как много времени в течение дня отводит он на упражнения? 6 -7 часов, если у него в этот день нет концерта. Я познакомился с расписанием его выступлений в феврале: 13 концертов! Ужас! Выступает с самыми знаменитыми оркестрами и дирижёрами, в самых знаменитых концертных залах. В 2008 году стал лауреатом конкурса им. Скрябина в Москве и победителем конкурса пианистов республики Сан-Марино; в 2010-м – Третья премия и Бронзовая медаль на конкурсе пианистов им. Шопена; в 2011-м – Первая премия и Золотая медаль на фортепианном конкурсе им. Артура Рубинштейна в Израиле.
В 2009 году Даниил получил грант Фонда Гузика, сан-францисского одессита и изобретателя, много лет поддерживающего молодых талантливых музыкантов. Этот грант в значительной мере помогает Даниилу осуществлять его творческие планы.
P.S. Сан-Франциско Симфони и любители музыки Района Залива понесли большую утрату: в возрасте 56 лет скончался ведущий гобоист оркестра Вильям Беннет. Во время исполнения Концерта для гобоя с оркестром Рихарда Штрауса, где он был солистом, Вильям Беннет потерял сознание и рухнул на пол. Скорая помощь не сумела привести его в сознание, а через три дня он скончался.
Р.P.S. Оркестр Сан-Франциско Симфони, не добившись во время переговоров с администрацией желаемого повышения зарплаты, объявил забастовку. Прекращены выступления оркестра в Сан-Франциско и сорваны гастроли оркестра в Нью-Йорке, Вашингтоне и Ньюарке. Сколько продлится забастовка, неизвестно. Оркестр требует увеличить зарплату до уровня зарплаты трёх ведущих оркестров страны, т.е. примерно на 5%. В последний раз оркестр бастовал в 1996 году.
Х. Анатольев