Концерт Юджи Ванг

Share this post

Концерт Юджи Ванг

Недавно состоявшийся сольный концерт выдающейся молодой китайской пианистки Юджи Ванг, как обычно, вызвал большой интерес публики и прошёл с огромным успехом. После концерта тысячная толпа восторженных поклонников пианистки выстроилась в очередь «от края и до края», чтобы получить её автограф на каком-либо из записанных ею СD (благо, она уже успела записать большое количество разнообразных дисков) и сказать несколько добрых слов. […]

Share This Article

Недавно состоявшийся сольный концерт выдающейся молодой китайской пианистки Юджи Ванг, как обычно, вызвал большой интерес публики и прошёл с огромным успехом. После концерта тысячная толпа восторженных поклонников пианистки выстроилась в очередь «от края и до края», чтобы получить её автограф на каком-либо из записанных ею СD (благо, она уже успела записать большое количество разнообразных дисков) и сказать несколько добрых слов.

Программа концерта была очень интересной и разнообразной. В первом отделении исполнялись Соната № 3 С. Прокофьева и Соната № 3 Ф. Шопена. Во втором – Ноктюрн до минор, Ор.48, № 1 и Баллада № 3 ля-бемоль мажор, Ор 47 Шопена, Вариации, Ор.41 современного украинского-российского композитора Капустина и три части из «Петрушки» И. Стравинского.

Третья соната Прокофьева была написана в 1917 году. Небольшая по объёму, одночастная соната в исполнении Ванг звучит сочно, энергично, с частой сменой тем и характера и, что присуще пианистке, на больших скоростях.

Блестяще сыграла Юджа четырёхчастную Сонату № 3 Шопена. Величаво прозвучала первая часть; хорошо удалась вторая, полётная, скерцозная часть, временно уступающая место более спокойным эпизодам; полна размышлений третья часть, и бурно, на большом подъёме прозвучал финал. И опять быстро, но выразительно и с шопеновским настроением. Может быть, иногда было чуть больше педали, чем обычно в её исполнении.

Второе отделение концерта началось с Ноктюрна Шопена до минор, Ор. 48, № 1, исполненного изящно, тонко и с должным настроением. Затем бурно, энергично, на всё увеличивавшейся скорости прозвучала Баллада № 3 Шопена ми бемоль мажор, Ор.47. Обе вещи, сравнительно небольшие по объёму, стали украшением всей программы.

Следующим номером программы стали Вариации Капустина, Ор.41. Для многих читателей фамилия композитора ни о чём не говорит. Приведу короткую справку. Капустин Николай Гиршевич родился 22 ноября 1937 года в украинском городе Горловка. Известен как пианист и композитор. В 1961 году окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера. Как джазовый пианист дебютировал в оркестре ЦДРИ, в составе которого выступал на фестивале молодёжи и студентов в Москве (1957). Стал известен как пианист оркестра Олега Лундстрема, работал также в оркестре «Голубой экран» и в государственном симфоническом оркестре кинематографии. В последние десятилетия активизировался как композитор. Николай Капустин ныне – один из ведущих современных композиторов.

Признаюсь, для меня имя Капустина и его творчество стали совсем недавним открытием. Впервые я услышал его музыку на концерте Юджи Ванг, исполнившей «Вариации» Капустина, Ор. 41, был ошарашен представшей предо мной красотой нового мира звучаний и постарался, как мог за короткое время, познакомиться с некоторыми из его произведений. Возникло желание продолжить это знакомство. Исполнение Юджей этой части программы показалось мне безупречным, но к этому вопросу мы вернёмся чуть позднее.

Завершилась программа концерта тремя отрывками из музыки Игоря Стравинского к балету «Петрушка». Это было триумфальное исполнение, останавливающее дыхание публики. Здесь было всё: изящество и блеск, подлинность и очарование трёх танцующих механических кукол.

Эти и другие эпизоды этой музыки переполнены значительными техническими сверхтрудностями, но Ванг так легко и якобы беззаботно преодолевала их, что, я уверен, у многих слушателей (и, в частности, у меня) возникло намерение попробовать свои возможности в исполнении этих шедевров. Даже самые дотошные критики не смогли бы обнаружить какие-либо недостатки в исполнении этой музыки Стравинского.

В ответ на бурные овации публики пианистка блестяще исполнила три биса: Аранжировку «Чая на двоих» Винсента Юмонса; Вариации Бизе-Горовица на темы из «Кармен» и грустную транскрипцию Золтана Кошица «Вокализа» Рахманинова.

Юджа Ванг

Как и в исполнительстве, Юджа прокладывает новые пути в дизайне. Её концертные платья исполнены со вкусом и наперекор сложившимся традициям. Её концерты проходят с колоссальным успехом, рецензии сверхположительны, она сейчас чуть ли не самая популярная пианистка.

Правда, должен добавить, что рецензируемый выше концерт не привлёк почему-то внимание музыкальных критиков. Пока я обнаружил только одну рецензию: отклик на концерт Юджи пианиста Кен-Иисака. Автор, безусловно, квалифицированный музыкант и критик и пытается быть объективным, отмечая, например, успешное исполнение пианисткой отрывков из «Петрушки», однако в целом его рецензия носит отрицательный характер. Попробуем разобраться в его критических замечаниях.

Первое серьёзное замечание сделано по поводу сверхвысоких скоростей исполнения. Тут возникают определённые проблемы. Ну, например, не все слушатели в зале могут физиологически поспевать за музыкой в этом случае. Но кто решится утверждать, что при медленных темпах весь зал сможет поспевать за музыкой? Утверждения же автора, что при быстрых темпах теряются фразы и мелодии, а следовательно, и выразительность исполнения, противоречат услышанному в концерте. Хотя теоретически это может случиться с другим исполнителем. Зато как ослепительна была «пиротехническая» музыка! Что касается техники педали, то я уже упоминал выше об этом и готов согласиться с автором рецензии.

Я уже отмечал выше, что мне очень понравилось исполнение «Вариаций» Капустина. Замечание Кен-Иисака о потере пианисткой исполнительских деталей в одном из эпизодов я не оспариваю: Кен-Иисака наверняка лучше, чем я, знает текст «Вариаций». К сожалению, некоторое замешательство с текстом случается чуть ли не с каждым солистом, даже самого высокого ранга. Здесь я мог бы привести много «забавных» случаев, известных мне, но не хочется отвлекаться. Зато как были сыграны на рецензируемом концерте другие вариации! Сколько ранообразия, изобретательности и свежести!

Сольный концерт Юджи Ванг произвёл прекрасное впечатление.

Х.АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »