Концерт оркестра Сан-Францисской оперы и выдающийся солист

Share this post

Концерт оркестра Сан-Францисской оперы и выдающийся солист

На днях в Зеллербах-Холле (Бёркли) состоялся традиционный концерт оркестра Сан-Франциско Симфони под руководством Николы Луизотти. Меломаны Сан-Франциско познакомились с маэстро в 2005 году, когда он дирижировал оперой Верди «Сила судьбы» и произвёл незабываемое впечатление. И не только на публику: он был приглашён на позицию музыкального директора нашей Оперы и приступил к своим обязанностям в 2009 […]

Share This Article

На днях в Зеллербах-Холле (Бёркли) состоялся традиционный концерт оркестра Сан-Франциско Симфони под руководством Николы Луизотти.

Меломаны Сан-Франциско познакомились с маэстро в 2005 году, когда он дирижировал оперой Верди «Сила судьбы» и произвёл незабываемое впечатление. И не только на публику: он был приглашён на позицию музыкального директора нашей Оперы и приступил к своим обязанностям в 2009 году. Примерно в то же время его разглядели лучшие оперные театры и оркестры мира, и теперь он регулярно выступает и с ними. В прошлом году он согласился возглавить ещё и знаменитый Театр Сан-Карло (Неаполь), старейший и один из трёх лучших оперных театров Италии. Как уж он управится с двумя такими блестящими коллективами, покажет жизнь.

Джузеппе Альбанезе

В первом отделении оркестр исполнил «Симфоническое каприччио» Пуччини, созданное им в 1883 году в качестве дипломной работы во время учёбы в Миланской консерватории. Неожиданно для молодого автора каприччио понравилось как профессуре, так и публике, и первое сочинение начинающего композитора было с успехом исполнено несколько раз. Однако со временем об этом произведении забыли, несколько тем оттуда автор использовал в других сочинениях и практически впоследствии к симфоническому жанру больше не возвращался, уделяя основное внимание созданию опер. Некоторые мелодии «Каприччио» были узнаваемы, сочно прозвучали отдельные эпизоды, оркестр чисто и эмоционально исполнил быстрые части сочинения, но в целом это произведение стало лишь введением в концерт.

Во втором отделении была исполнена Третья симфония Брамса, созданная пятидесятилетним композитором в 1883 году после некоторого спада его творческой деятельности. Это одно из лучших сочинений Брамса, восторженно принятое его современниками. Один лишь Вагнер безуспешно пытался сорвать премьеру этой симфонии. Она компактна, насыщена яркими мелодиями (иногда даже славянского характера), пронзительная  лирика третьей части останавливает дыхание. В четвёртой части эмоциональное напряжение понемногу уменьшается, уступая место солнечному свету.

Оркестр звучал превосходно. Красота и наполненность его звучания завораживали (и тут нужно отдать должное руководителю коллектива), волны ослепительных прибоев накатывались в зал, создавали настроение праздника, но… Появилось и ощущение некоторого исполнительского однообразия, недостаточности динамических оттенков, не хватало столь необходимых деталей. И осталось чувство неудовлетворённости исполнением. Это было не лучшее выступление оркестра и дирижёра.

Но главным событием вечера стало исполнение в первом отделении оркестром и практически незнакомым нам пианистом Концерта для фортепиано с оркестром  до мажор итальянского композитора Нино Рота (1911-1979). Одарённый человек, успешно работавший в различных музыкальных жанрах, Рота принципиально придерживался традиционных форм в музыкальном искусстве. Он особенно знаменит в музыке для кино, участвовал в создании почти 150 фильмов и работал с такими легендарными режиссёрами, как Висконти, Дзефирелли, Коппола и другие. Работа с последним была увенчана премией «Оскар». Нино Рота также создал 12 опер, 6 балетов, оратории, различные произведения камерной музыки. Он сочинил 11 сольных концертов: для виолончели, для фортепиано, тромбона, скрипки, фагота, арфы и т.д.

Интенсивная деятельность Рота в кино не могла не сказаться на стилистических особенностях его сочинений в других жанрах. Влияние киномузыки ощущается и в его фортепианном концерте, впервые исполненном в 1987 году. Концерт состоит из трёх частей. Наиболее продолжительная первая часть представляет собой несколько простеньких тем, варьирующихся и взаимодействующих друг с другом, порой достаточно буйно, используя возможности фортепиано и других музыкальных инструментов. Вторая часть является грустной арией с изобретательными вариациями. Третья – бесшабашная, головокружительная, вулканическая гонка, временно прервавшаяся для размышлений. Заканчивается  концерт бурной каденцией.

Концерт явно создан под влиянием Сергея Прокофьева, но он не вызывает ощущения оригинальности, самобытности. Никто не ожидает от инструментальных концертов какой-либо особой глубины или драматического накала, но в концерте Рота ощущается некая легковесность и даже вторичность. Приёмы, успешно используемые им в кино, кажутся несколько чужеродными в других жанрах. Однако сенсационное исполнение этого концерта итальянским пианистом Джузеппе Альбанезе стало наивысшим достижением всей программы и заставило забыть все неудачи этого вечера.

Молодой человек не совсем уверенно вышел на сцену, а покинул её триумфатором. Он прекрасно ощущает характер каждой музыкальной фразы, используя соответствующие приёмы звукоизвлечения. Звук, создаваемый его пальцами, округлый и красивый, всегда ещё и благороден, независимо от силы звучания.

Удивительно, как меняется окраска звука в зависимости от поставленной цели. Рояль поёт или бунтует, подчиняясь воле пианиста. Джузеппе идеально владеет педальной техникой. Эка важность: нажал ногой педаль и отпустил, если не забыл. Но могу привести обширный список знаменитых пианистов, которые этой техникой не владеют. Ну, а техника рук… Не нахожу слов для её описания. Сумасшедшая? Нет, не то. Экстраординарная?  Это ни о чём не говорит. И – ни одной помарочки!

Публика в зале была своеобразная: после каждой части Концерта раздавались продолжительные аплодисменты. Это значит, что значительная часть присутствующих в зале людей были «неофитами». И это прекрасно, потому что свидетельствует о том, что Cal Performances успешно привлекает к музыке новые слои и поколения слушателей. Так вот, эта публика стоя аплодировала и кричала «энкор!», а Джузеппе  не заставил её долго кричать, охотно исполнив на бис три произведения: небольшую прелюдию итальянского пианиста и композитора Дениса Зарди, пьесу Скрябина для левой руки, опус 9, №2 и аранжировку Ёрла Вилда песни Гершвина «The Man I Love”. Скрябин стал второй вершиной этого концерта. Лучшего исполнения этой пьесы мне не приходилось слышать. Уверен, что и Скрябин остался бы доволен.

Джузеппе  Альбанезе родился в 1979 году. Начал учиться игре на фортепиано в пятилетнем возрасте и успешно окончил консерваторию и  Международную фортепианную Академию. Он завоевал первые премии на нескольких национальных и международных конкурсах, а в 2003 году занял первое место на Международном конкурсе «Reward Vendome» c финалами в Лондоне и Лиссабоне. Газета «Ле Фигаро» называет этот конкурс самым престижным в мире. Возможно. Является адъюнкт-профессором Университета Мессины.

Альбанезе активно концертирует, выступал практически в большинстве концертных залов Италии и во многих других залах Европы, а также и в Новом Свете. Выступал и со многими дирижёрами, включая Джеймса Конлона и Дмитрия Юровского. Однако до сих пор он не играл в самых престижных залах и очень редко выступал с ведущими дирижёрами. Это загадка, которую трудно объяснить, учитывая высокий уровень исполнительства замечательного музыканта.

Думаю, ближайшее будущее прольёт свет на эту ситуацию.

Х. Анатольев

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »