Композитор Брукнер и дирижер Феддек нашли друг друга

Share this post

Композитор Брукнер и дирижер Феддек нашли друг друга

 Антон Брукнер (1824 – 1896) родился в Верхней Австрии, а  дирижёр, пианист, гобоист и органист Джеймс Феддек… (прошу прощения: где и когда он родился, выяснить, судя по всему, никому не удалось) .  «Существует мнение», что ему 31 год. Во всяком случае, можно утверждать, что по понятным причинам Брукнер и Феддек никогда друг с другом не […]

Share This Article

 Антон Брукнер (1824 – 1896) родился в Верхней Австрии, а  дирижёр, пианист, гобоист и органист Джеймс Феддек… (прошу прощения: где и когда он родился, выяснить, судя по всему, никому не удалось) .  «Существует мнение», что ему 31 год. Во всяком случае, можно утверждать, что по понятным причинам Брукнер и Феддек никогда друг с другом не встречались. Но, прослушав Симфонию №8 Брукнера в исполнении оркестра Сан-Франциско Симфони под руководством дирижёра Джеймса Феддека, можно утверждать, что лучшего исполнения этой симфонии, пожалуй, никогда не было, потому что «этого не могло быть никогда»!

Дед и отец будущего композитора  были учителями начальной школы. Всегда неуверенный в себе Антон, получивший хорошее музыкальное образование и делавший первые шаги в музыкальном сочинительстве, продемонстрировав свои первые успехи в творчестве, пошел, тем не менее, по протоптанному пути, также занявшись учительской деятельностью. Но музыка продолжала увлекать его. Духовными маяками Антона  всё в большей степени становятся Бах, Бетховен, Вагнер, а его собственное творчество включает в себя уже такие сочинения, как первые четыре симфонии, седьмая симфония, Тe Deum и т.д.

Многие сочинения заслужили высокую оценку музыкантов и, в частности, высоко оценивал их Герман Леви, придворный дирижёр Мюнхенского двора, который стал первым исполнителем многих произведений Брукнера и других современных ему  композиторов. Однако Леви не принял Восьмую симфонию Брукнера, одну из лучших среди его одиннадцати симфоний, что привело композитора к глубокой депрессии. Он, не доверяя собственным оценкам, стал перерабатывать свою Восьмую и некоторые предыдущие симфонии, привлекая к этому делу и уже существующих учеников-музыкантов. Совершенно неясно, насколько эта деятельность улучшила симфонии. Брукнеру в это время было хорошо за сорок.

В результате появилось несколько вариантов Восьмой симфонии, с одним из которых сан-францисская публика познакомилась недавно.

Восьмая Симфония – отнюдь не трагедия и даже не драма. Это, скорее, размышления о жизни и людях, со всеми их достоинствами и недостатками. Перед слушателями открывается божественная красота мироздания, сосуществующая  со страданиями людей. Царит задумчивость, завораживает тематическое богатство музыкальных фраз. Некоторое усиление драматизма, – и всё завершается едва слышным пиано. Вторая часть начинается с медленного чопорного танца. Возникла спокойная, умиротворяющая тема с вариациями. Наступило ощущение всеобщей благости.

Третья часть начинается со спокойного песенного вступления. Но вот возникает подспудное волнение, которое понемногу сходит на нет, чтобы преобразоваться  в драматические раздумья медленной части и, наконец, вернуться к началу. Красота переклички светлого и тёмного начал в четвёртой части.  Лирическое волнение, сменяющееся энергией, весомостью и решимостью. Возвращение к вариациям начальной темы.и к солнечным дням.. Торжественное завершение симфонии. Всё вместе взятое представляет собой Красоту в самом высоком смысле этого слова.

Джеймс Феддек

Сан-Франциско Симфони планировал для этой программы другого дирижёра, выдающегося  музыканта  Семёна Бычкова, но тот совсем недавно перенёс серьёзную операцию. Она прошла весьма успешно, и он порывался вовремя прибыть в Сан-Франциско, однако врачи категорически выступили против этой затеи. Бычкову пришлось подчиниться, и тут кто-то вспомнил о «палочке-выручалочке», Джеймсе Феддеке, который в течение четырёх лет был ассистентом-дирижёром Кливлендского оркестра и музыкальным директором Кливлендского Юношеского оркестра. Будучи очень активным человеком, он участвовал в репетициях «главного оркестра», в записях раличных программ, в подготовке оперных спектаклей и гастролей.

В марте 2011 года Феддек срочно заменил своего заболевшего руководителя, Франца Велзер-Мёста в Цюрихском Оперном театре в опере Моцарта «Дон Жуан». До Кливленда  Джеймс был ассистентом дирижёра в Мемфисском Симфоническом оркестре и активно участвовал в работе многих других коллективов. В 2013 году Феддек оставил свою работу в Кливленде и посвятил себя срочным заменам в различных коллективах Европы и Северной Америки. Это превосходная помощь другим и прекрасная школа для него самого. Будучи замечательным органистом, он с удовольствием и большим успехом принимает участие в органных концертах.

Но вернёмся к концерту в Дэвис-Холле.

Что поражает слушателя уже с первых минут звучания музыки, – необычайное внимание оркестрантов к каждому жесту  дирижёра. Эта фраза должна вызвать снисходительную улыбку слушателей: наивный автор недавно открыл Америку. Но  слушатели  могли бы заметить, с каким поглощающим вниманием оркестранты  стремились не пропустить ни одного жеста Джеймса Феддека. Его жесты совершенно лишены театральности, но каждый из них очень прост, выразителен и продуктивен, ни одна деталь партитуры и требуемая Брукнером атмосфера  воспроизведения задуманной автором идеи  не осталась без «присмотра».

И внимательный слушатель находит в каждой части очаровательные детали, порой вызывающие волнение, но нередко – и успокоение. Этому способствует и наличие многих «псевдозавершений» отдельных частей большого «полотна». При всех очевидных достоинствах симфонии особенно хочется подчеркнуть красоту её третьей части и возвышенность её устремлений. И хочется почаще встречаться с очень талантливым музыкантом и дирижёром, Джеймсом  Феддеком.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »