Кливлендский оркестр в Сан-Франциско

Share this post

Кливлендский оркестр в Сан-Франциско

Недавний двухдневный визит в наш город знаменитого Кливлендского оркестра, приуроченный к столетию не менее знаменитого Сан-Франциско Симфони, вызвал большой интерес у меломанов СФ и Района Залива. Оркестр был создан в 1918 году, его руководителями в разные годы были Николай Соколов, Артур Родзинский, Эрих Лейнсдорф, Джордж Шелл, Лорин Маазель, Кристоф фон Донаньи. Почти десять лет им […]

Share This Article

Недавний двухдневный визит в наш город знаменитого Кливлендского оркестра, приуроченный к столетию не менее знаменитого Сан-Франциско Симфони, вызвал большой интерес у меломанов СФ и Района Залива.

Оркестр был создан в 1918 году, его руководителями в разные годы были Николай Соколов, Артур Родзинский, Эрих Лейнсдорф, Джордж Шелл, Лорин Маазель, Кристоф фон Донаньи. Почти десять лет им руководит Франц Вельзер-Мёст, с которым сан-францисская публика  уже имела возможность познакомиться. Коллектив  регулярно участвует в различных фестивалях, включая самые престижные европейские, активно занимается просветительской деятельностью, записал большое количество CD и DVD, часто выступает по радио. Гастрольные поездки оркестра по Северной Америке и Европе проходят с большим успехом и пользуются значительной популярностью.

Я побывал на первом из двух концертов гостей из Кливленда. Первое отделение было посвящено исполнению Симфонии №3 Мендельсона, которую после смерти автора стали называть Шотландской. Сам композитор рассматривал ее как единственно удавшуюся ему среди всех остальных его симфоний. В свое время поездка в Шотландию произвела на него большое впечатление и побудила к сочинению этой прекрасной музыки. Первая тема симфонии, медленная и меланхолическая, затем варьируется много раз, меняя характер, но оставаясь узнаваемой.

Франц Вельзер-Мёст
Франц Вельзер-Мёст

Автор вспоминает  штормовые ветры, проливные дожди, несущиеся облака, песни подвыпивших шотландцев – и всё это находит отражение в его симфонии. Решительность характеризует вторую часть, энергия всё нарастает, сменяясь певучей и волнующей третьей частью, события которой предстают как бы в некоей дымке. Заключительная часть, четвёртая, звучит достаточно темпераментно, порой танцевально, а всё произведение – яркий образец романтической музыки. В исполнении оркестра  симфония прозвучала чисто и аккуратно, всё было выверено, и все точки над i были расставлены, но мне показалось, что аккуратность и добросовестность потеснили романтику.

Как помнит читатель, каждый из американских оркестров, приезжающих в этом году в гости к столетнему юбиляру, обязался привезти какое-либо сочинение современных композиторов. Кливлендский коллектив привёз «Орион», сугубо инструментальное трёхчастное произведение, использующее  не только традиционные для классической музыки инструменты, но и компьютер и электронику. По жанру это сочинение, как представляется,  ближе всего к концерту для оркестра. Сочинила его Кайя Саариахо, родившаяся в Финляндии и живущая ныне в Париже. Ее считают одним из выдающихся композиторов наших дней. Она пользуется  признанием и в музыкальных кругах, и у публики, награждена премией «Грэмми». В Париже Кайя и её единомышленники (как музыканты, так и учёные и изобретатели) пытаются проложить пути для музыки будущего. Их усилия не остаются бесплодными.

Кайя Саариахо
Кайя Саариахо

Три части коцерта контрастны. Музыка одной из частей представляет собой очень плотную движущуюся ткань, сверкающую и переливающуюся, как несущаяся лава, тогда как другая часть, тоже полная блеска, вызывает более детальные и разнообразные ассоциации, обращаясь к звучаниям тех или иных инструментов. Третья часть полна энергии, которую она черпает «непосредственно из космоса». «Орион» открывает целые пласты непривычных и впечатляющих звукосочетаний, апеллирующих к нашим нервам и чувствам. Концерт очень живописен и необычен, вызывает противоречивые оценки у разных групп слушателей.

Однако главным событием вечера стала Шестая симфония Шостаковича. Сочиненная в 1939 году,  она была впервые исполнена в Ленинграде  оркестром Евгения Мравинского. После грубейшего разноса, вызванного постановкой оперы «Леди Макбет Мценского уезда», тучи над головой композитора понемногу стали рассеиваться, поскольку Шостакович «правильно прореагировал на справедливую критику» и, «под руководством партии и правительства», сумел создать «оптимистическую» Пятую симфонию, а вслед за ней – действительно светлую Шестую.

Пронзительная лирика, глубокие раздумья и «пасмурная погода» первой части полны неяркой, но берущей за душу красоты. По длительности эта часть составляет половину симфонии. Вторая часть – игривая, танцевальная, с перекликающимися духовыми инструментами – полна очарования и изящества. Третья часть – тоже скерцо, весёлая, с клоунадой, с контрастными темами… Но что это – мы услышали вторжения иных сил, имитирующих веселье, но с каким-то мрачным подтекстом. Кливлендский оркестр сыграл эту симфонию с такой глубиной и таким тонким пониманием, какие встречаются нечасто. Мы услышали подлинный голос автора, талантливый и проникновенный, и постигли его душу. Шестая симфония Шостаковича, находящаяся в тени его Пятой и Седьмой, ничуть не уступает им по своим достоинствам и значению.

Успехи Кливлендского оркестра последних десяти лет тесно связаны с деятельностью его музыкального директора, пятидесятиоднолетнего Франца Вельзер-Мёста, контракт с которым оркестр продлевал  два раза, теперь уже до 2018 года, когда будет отмечаться столетие коллектива. Одновременно  Вельзер-Мёст является генеральным музыкальным директором Венской Государственной оперы. Он родился в Линце (Австрия), пел в хоре, учился игре на скрипке и фортепьяно, начал дирижировать оркестром и хором. Дорожная авария, во время которой он повредил левую руку, вынудила его сосредоточиться только на дирижировании.

Профессиональный дебют Вельзер-Мёста состоялся в 1983 году, а в 1986-м он занял пост главного дирижёра одного из шведских оркестров. На него обратили внимание, и он дебютировал в Венской Государственной опере, поставив там в 1987 году «Итальянку в Алжире» Россини. Вскоре он был приглашён и в Америку.

Примерно через год Вельзер-Мёст стал главным дирижёром Лондонского Филармонического оркестра, а после завершения британского контракта занял позицию главного дирижёра Цюрихской оперы. В эти годы он освоил громадный и разносторонний оперный и симфонический репертуар, но главным его достижением оказалось постижение опыта взаимодействия с коллегами-музыкантами, что является далеко не последней характеристикой профессионализма. В 2002 году Вельзер-Мёст возглавил Кливлендский оркестр. Он заявил: «Я пытаюсь жить в 21 -м столетии». Его репертуарная политика, возможно, несколько рискованна, как и амбициозные гастрольные планы. В Европе он регулярно выступает с Кливлендским оркестром в Берлине, Мюнхене и Вене. Встречается с публикой на Люцернском и Зальцбургском фестивалях, в Токио и в Ла Скала. В США география его выступлений более разнообразна.

Осуществлено много аудио- и видеозаписей оркестра. «Музыкальная Америка» в  2003 году назвала его Дирижёром года. Его интерпретации очень индивидуальны и отличаются от интерпретаций его предшественников, они часто более элегантны и никогда не грешат вульгарностью.

Выступления Кливлендского оркестра и его руководителя в Сан-Франциско стали памятным событием в музыкальной жизни города и Района Залива.

 

                                                                                       Х.АНАТОЛЬЕВ

                                                                                        Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »