«Классический балет есть замок красоты»*

«Классический балет есть замок красоты»*

Известно, что во Франции, Англии, Дании, Марокко и других странах после революции работали педагоги русской школы из Мариинского и Большого  театров. Они-то и воспитали новое поколение. Закончив карьеру танцовщиков, их участники сами открывали школы во всех концах света. Русский балет стал архипелагом, охватывающим всю планету, – «островки» всплывают абсолютно везде. И каждый раз, посетив Балет […]

Share This Article

Известно, что во Франции, Англии, Дании, Марокко и других странах после революции работали педагоги русской школы из Мариинского и Большого  театров. Они-то и воспитали новое поколение. Закончив карьеру танцовщиков, их участники сами открывали школы во всех концах света. Русский балет стал архипелагом, охватывающим всю планету, – «островки» всплывают абсолютно везде.

И каждый раз, посетив Балет Сан-Хосе, я убеждаюсь, что и в Северной Калифорнии есть такой «островок».

СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ

Вы знаете, мне всегда любопытно: откуда та или другая солистка или танцор. Интересны их  истоки и наличие «русских корней».

Карен Габай (Karen Gabay). Маленькой девочкой начинала она в Сан-Диего, а  потом училась  в прекрасной  Школе американского балета.

– Много у нас работало русских  педагогов, – рассказывала Карен. – Мадам Александра Данилова  и Джордж Баланчин  учились  балету в Санкт-Петербурге. Были солистами труппы Мариинского театра. Она танцевала на сцене Русского балета Монте-Карло, а он был хореографом. Они и  познакомили  меня  с русским балетом. Заботливо передавали свое мастерство. Помогли стать настоящей балериной.

Познакомился я и с балериной Каленой Опдайк (Kaleena Opdyke).  Она из красивого  калифорнийского  Монтерея. Первые шаги в балете делала в родном городе у мадам Киры Ивановской.

– Ее отец  был адмиралом царского военно-морского флота. Пришла  революция, и семья  вынуждена была бежать во Францию. В Париже Кира «заразилась» балетом. Искала и нашла себе учителей: солисток  Людмилу Егорову (Мариинский театр) и Марию Невельскую (Большой театр).

Это была настоящая академия русского балета. Семья радовалась: Киру пригласили  в Русский балет Монте-Карло.

– Мне очень повезло, – рассказывает Калена, – что судьба свела  меня с таким чудесным человеком и прекрасным педагогом.

Балерине Нине Новак выпала тяжелая судьба. Ее отца и брата немцы уничтожили в Освенциме.  В газовой камере оборвалась жизнь танцора и балетмейстера Рене Влюма. Он долгие годы трудился в Русском балете Монте-Карло. Нина чудом осталась жива. Полюбила  балет. Танцы стали целью ее жизни. Помогли ей выжить. После войны стала прима-балериной Русского балета Монте-Карло и «Нью-Йорк Сити Балле», у истоков которых стоял Джордж Баланчин.

Жизнь балерины на сцене, как известно, недолговечна. Нина вышла замуж и уехала в Венесуэлу. В столице открыла русскую балетную школу.

– Я  счастлива, что училась у нее, – рассказывала Ирена Иши (Erena Ishii). В Америку я поехала за своим будущим. Сколько было радости, когда меня приняли в Балет Сан-Хосе. Радовалась и моя учительница в далеком Каракасе.

Однажды после балетного спектакля меня познакомили с двумя солистами Балета Сан-Хосе и сказали: с ними можно говорить по-русски.

–  Моя учительница Марика Безобразова, – вспоминал Андреан Торнe, – была дочкой царского генерала. После революции оказалась в Дании. Здесь она познакомилась с приближенной императорского двора, бывшей солисткой Мариинского театра Матильдой Кшесинской. Школа мадам Кшесинской славилась по всей Европе. Марику стали приглашать многие балетные труппы. В Монако мадам Безобразова создала Академию танца, и я стал ее учеником. Учиться у нее было тяжело, и в то же время я получал большое удовольствие. Она добрый человек и требовательный педагог. Прошли годы, и я  стал солистом Национального балета Кубы.

Когда танцевал Роберто Алмагаер,  мне казалось, что в нем заложена динамо-машина. Его энергии не было конца. Он  тоже был солистом Национального балета Кубы, выступал в главных ролях в мексиканском балете. Когда в Гавану приехал брат известной балерины Майи Плисецкой Азарий, они подружились и стали учить друг друга не только классическому танцу, но и языкам: русскому и испанскому. Азарий пригласил  кубинца  в Москву.

– Я люблю музыку Чайковского, – говорит Роберто. – Она всегда напоминает мне Большой театр,  мою учебу у известных танцоров России.

Уже много лет  Рони Малер (Roni Mahler) – заместитель директора Балета Сан-Хосе и преподаватель балетной школы.

– Учила меня танцу бывшая балерина Большого театра Мария Юрьева. Часто помогал  муж – Вячеслав Свобода, бывший солист Большого театра,  –  рассказала она. –  В Нью-Йорке у мадам  Юрьевой была своя  русская балетная школа. Как лучшую ученицу она рекомендовала меня в  Русский балет Монте-Карло, где балетмейстером был  Джордж Баланчин. С другим величайшим русским танцором  и балетмейстером, Михаилом Барышниковым, я встретилась в  Американском балетном театре, художественным руководителем которого он был. На этой сцене я танцевала  с такими прославленными мастерами, как  прима-балерина Мариинского театра Наталья Макарова и главный танцор Большого театра Александр Глазунов.

НОВЫЙ СОЛИСТ БАЛЕТА

Жизни человека есть предел, учению – нет, гласит русская поговорка. Вы можете в этом сами убедиться, познакомившись с простым  русским парнем  Антоном Панкевичем. Если бы он писал стихи, то обязательно с радостью посвятил бы их родной Академии русского балета имени  Агриппины Вагановой. Видя его колоссальную любовь к своей будущей профессии, стремление освоить  все больше и больше, педагоги посоветовали продолжить балетное образование в Америке.

Антон приехал в Вашингтон (округ Колумбия) в Кировскую академию балета.  Первым, кого он встретил, был директор этой академии – народный артист СССР   балетмейстер Олег Виноградов. Он был рад пополнению и делал очень многое для совершенствования своих подопечных.

Быстро пролетела учеба. Что дальше? Антон решил поступить в Нью-Йорке в Школу американского балета, богатую русскими  традициями. Так и сделал. Ему было приятно узнать, что одним из ее основателей и главным хореографом был выпускник Академии русского балета,  бывший солист Мариинского театра Джордж Баланчин.

Конечно, с таким образованием  работу долго искать не пришлось. Антона пригласили в Балет Сан-Хосе. Здесь танцевали и танцуют выпускники многих балетных школ: американских, китайских, японских, английских, немецких,  французских. Антон отлично понимал, что он воспитанник русского балета, и это накладывало на него большую ответственность, но все трудности он успешно преодолел. Сейчас он солист, танцует в «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте», «Лебедином озере», «Щелкунчике» и многих других постановках. Выступал на сценах Национального балета Дании, Королевского балета Англии.

Недавно в Балете Сан-Хосе танцевали и другие представители России: солистка Мариинского театра Александра Ковтунова и солист Большого театра России Александр Лапшин. Это уже новое поколение представителей русского балета.

АЛЕКСАНДР ПУШКИН НЕ ОШИБСЯ

Балет Сан-Хосе имеет славную историю. В течение 25 лет на его небосводе сияли немало больших и малых балетных звезд Франции, Аргентины, Кубы, Испании, Канады, Японии. Но навсегда вошли в  историю балета выступления знаменитых  русских танцоров, бывших солистов Мариинского театра Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриева.

– Уже давно нет великого танцора Рудольфа Нуриева. Но я до сих пор помню его выступление на нашей сцене в балете «Коппелия», поставленном по сказке Гофмана. Чудесная музыка Делиба. Превосходный танцор Нуриев в роле профессора алхимии Коппелиуса. Его партнером была   наша прима-балерина Карен Габай. Публика была в восторге, – вспоминает режиссер балета Раймонд Родригес (Raymond Rodriguez).

Александр  Иванович Пушкин более 30 лет отдал Академии русского балета имени  Агриппины  Вагановой. Талантливый педагог подготовил сотни толковых танцоров. Но особенно  выделил  он трудолюбивых и  целеустремленных  мальчиков Олега Виноградова, Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриева. Еще один такой – Георгий  Баланчивадзе – учился в классе Самуила Андрианова и Павла Герта. Педагоги были уверены, что эти ребят далеко пойдут. И не ошиблись.

БИЛЕТ  НА  БАЛЕТ

Мариинский государственный академический театр оперы и балета – один из старейших в России. С его именем связаны такие известные деятели  русской сцены, как Галина Уланова, Анна Павлова, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Джордж Баланчин. Приезд в Сан-Хосе балетной труппы театра воистину вылился в большой праздник  русского балета.

Поклонники русского балета могли посмотреть в Сан-Хосе и постановки  известных театров России – Московского балета классического танца и Екатеринбургского балета. Кстати, Сан-Хосе и  Екатеринбург – города-побратимы.

– Художественный директор Балета Сан-Хосе Деннис Нахат отлично знает русский балет, его  традиции, – говорит музыкальный  руководитель Академии русского балета дирижер Валерий Овчиников, –  хорошо знает и русскую хореографию. Нам всегда есть, о чем поговорить и чему поучиться друг у друга. Мне приятно, что балетмейстером и хореографом многих балетов на музыку русских композиторов является сам Деннис. В эту работу, опираясь на классическую хореографию, он вложил свое видение балета, свои ощущения.

Теперь давайте вместе посмотрим на репертуар Балета Сан-Хосе. За 25 сезонов – более 120  балетов. Здорово! Немало среди них постановок на музыку русских композиторов: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Серенада»,  «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, «Жар-птица», «Агон» и «Аполлон» Игоря Стравинского, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Шахерезада» Николая Римского-Корсакова, ряд балетов в хореографии Джорджа Баланчина.

Вы обязательно спросите, почему русский балет так популярен в Сан-Хосе, в чем секрет. А ларчик просто открывается.

…В шесть лет мама записала Денниса Нахата в Детройтскую музыкальную школу. При чем тут балет? Не торопитесь! Через несколько лет его с удовольствием приняли и в танцевальную школу. Танцы  брали верх. Учителя были замечательные. Но ему особенно запомнилась мадам Анна Соколова. Она родилась в семье еврейских иммигрантов. Увлеклась балетом. Танцевала в Нью-Йорке, Бостоне и других городах Америки. Стала замечательным балетмейстером и хореографом. Одно время жила в Израиле. Помогала в организации балетных школ и преподавала. В прошлом году в Америке широко отметили столетие со дня ее рождения.

– На всю жизнь она привила мне  любовь к русскому балету, к русской классической музыке. Думаю, что моя карьера сложилась удачно. Посудите сами: я был принят в один из лучших нью-йоркских театров – Американский балетный театр. Мне очень повезло. Художественным руководителем и  балетмейстером был знаменитый  русский танцор из Мариинского театра Михаил Барышников. Тут было много русских звезд, и было, у кого учиться. Сюда приглашались и выдающиеся хореографы и балетмейстеры. Был среди них и всемирно известный Джордж Баланчин. Вот и все мои секреты.

***

Мы с внучками покидали русский балет «Щелкунчик» в постановке американского балетмейстера и хореографа  Денниса  Нахата. Зал горячо аплодировал. Настроение было праздничное. Отличное осталось впечатление от музыки русского композитора Петра Чайковского,  ярких темпераментных танцев, красочных декораций. Я еще раз увидел  этот реальный «островок» – Балет Сан-Хосе.

Борис ГОЛЬДИН

Сан-Хосе

*Из стихотворения Иосифа  Бродского, посвященного русскому танцору Михаилу Барышникову

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »