Кинофестиваль в Mill Valley

Share this post

Кинофестиваль в Mill Valley

Напомню то, что я говорил о Милл-Валльском кинофестивале в прошлом году.

Share This Article

39243001-1049473«Мне уже приходилось писать, что в последние годы кинофестиваль в Милл-Валли (MVFF) стал лидирующим киносмотром среди двух десятков фестивалей, проходящих в Районе Залива. Старейший на американском континенте Сан-Францисский кинофестиваль явно потерял себя после ухода Питера Скарлета с поста директора. Правда, когда двухлетняя неразбериха закончилась и директором стал молодой энергичный Грэхэм Леггет, киносмотру почти удалось восстановить силы, но неожиданная смерть Леггета открыла новый период чересполосицы. В результате Сан-Францисский фестиваль потерял свое лицо и из культурного события превратился в дежурное ежегодное «мероприятие», не очень-то и заметное в жизни города. Даже городская пресса освещает его очень скупо, а газеты с национальной циркуляцией (скажем, «Нью-Йорк таймс») и вовсе не замечают его.

В отличие от Сан-Францисского фестиваля, MVFF демонстрирует завидную стабильность. Его основатель Марк Фишкин продолжает возглавлять киносмотр и сегодня, 40 лет спустя. Судя по всему, MVFF не испытывает ни финансовых проблем, ни проблем с посещаемостью. Похоже, что он достаточно точно отражает вкусы состоятельной и образованной публики, проживающей за мостом «Золотые ворота». Атмосфера расслабленная, погода, как правило, отличная, публика дружелюбная, вид из окна гостиницы потрясающий, поэтому кинематографисты обычно с готовностью откликаются на приглашение приехать сюда. Что, в свою очередь, увеличивает не только престиж фестиваля, но и посещаемость фильмов».

Прошел год, и если вы сравните новые программы двух киносмотров, вы увидите, что MVFF показывает гораздо больше фильмов, характеризующих мировой кинематограф прошедшего года, чем SFIFF.

Просмотрев программу MVFF, я хочу обратить внимание читателей на несколько фильмов, которые по разным причинам представляются мне интересными. С полной программой читатели могут ознакомиться на сайте фестиваля MVFF.COM.

Начну с фильма, который представляется мне самым интересным на фестивале.

«Холодная война» (Cold War). Режиссер – Павел Павликовский.

5 октября, 19:00, Smith Rafael Film Center, 1118 Fourth St. San Rafael.

8 октября, 15:00, Sinearts Sequoia, 25 Throckmorton Ave., Mill Valley.

Павел Павликовский родился в Польше, четырнадцатилетним перебрался с семьей в Великобританию. Окончил Оксфорд, работал на телевидении. Для Би-би-си он снял несколько замечательных документальных фильмов: «Москва-Петушки» (1990) о Венедикте Ерофееве, «Путешествие Достоевского» о правнуке великого писателя, который работает в Ленинграде вагоновожатым и отправляется в путешествие по Европе в надежде заработать денег на подержанный «мерседес», «Сербский эпос» (1992) о Балканской войне после развала Югославии, «Путешествие с Жириновским» (1994) – откровенно сатирический фильм о путешествии Жириновского с семьей и соратниками из ЛДПР по Волге.

(В скобках отмечу, что все эти фильмы в разные годы попали в программу Сан-Францисского международного кинофестиваля. Он в те годы был живой, ничуть не похожий на казенное мероприятие, в которое превратился сегодня.)

Как результат путешествия с Жириновским и элдэпээровцами возник и сценарий первого игрового фильма Павликовского «Стингер» (1998, The Stinger), главную роль в котором сыграл Сергей Бодров – младший. За ним последовали картины «Последнее пристанище» (2000, Last Resort), «Мое лето любви» (2004, My Summer of Love), «Женщина из пятого округа» (2011, The Woman in the Fifth).

И телевизионные фильмы Павликовского, и его игровые картины собрали большую коллекцию разнообразных призов и наград. А в 2013 году его игровой фильм «Ида» (Ida) получил «Оскара» как лучший иностранный фильм. Среди множества других наград, которых была удостоен эта картина, – три приза Европейской киноакадемии в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Приз зрительских симпатий».

«Холодная война» – последняя работа Павликовского. Ее премьера состоялась на Каннском фестивале. Публика удостоила ее 20-минутной овации, а жюри – приза за лучшую режиссуру.

Это снова, как и «Ида», черно-белый фильм, действие которого разворачивается примерно в то же время – 50-е годы прошлого века. Это, так же как «Ида», в достаточной степени автобиографический фильм. В «Иде» шла речь о послушнице, которая неожиданно узнает о своем еврейском происхождении, так же, как сам Павликовский, воспитанный в католичестве, только подростком узнал о своих еврейских корнях. В «Холодной войне» рассказывается о судьбе влюбленных, между которыми возникает колючая проволока границы. Границы между так называемым социалистическим лагерем и так называемым свободным миром. Герои картины, которых зовут Виктор и Зула (как и родителей Павликовского), непосредственно на самих себе чувствуют температуру холодной войны.

bfbcf81beec9df6a2be82bedcc59f5dbПавликовский не скрывает автобиографичность фильма, наоборот, подчеркивает ее, сообщая в заключительных титрах: «Фильм посвящается моим родителям».

 

«Лицо» (Mug). Режиссер – Малгожата Шумовская.

13 октября, 20:00, Lark Theater, Magnolia Ave, Larkspur.

14 октября, 20:15, Smith Rafael Film Center, 1118 Fourth St., San Rafael.

Еще один фильм из Польши. Малгожата Шумовская – член Европейской киноакадемии, обладатель призов многих европейских кинофестивалей.

Ее последний фильм – абсурдистская трагикомедия «Лицо» – был хорошо встречен на 68-м Берлинском фестивале – Шумовская увезла оттуда «Серебряного медведя» (уже второго в ее коллекции: в 2015 году такой же награды была удостоена предыдущая картина Шумовской «Тело»).

Молодой деревенский парень Яцек работает на возведении самой большой статуи Иисуса Христа в мире. В результате несчастного случая он падает внутрь статуи. Перенеся операцию по трансплантации лица, Яцек с удивлением обнаруживает, что люди, даже близкие, даже его невеста, даже мать, видят в нем теперь какого-то другого человека, какого-то чужака.

Мы и другие – вот о чем ведет речь Шумовская. Разворачивая метафору, она помещает ее в совершенно реалистический быт. Это не назидательная сказка, а история, которая могла бы произойти в современной Польше. А могла бы – и в современной Америке, и в современной России.

 

«Двойные жизни» (оригинальное название – Doubles Vies, в американском прокате – Non-Fiction). Режиссер – Оливье Ассаяс.

10 октября, 20:15, Sinearts Sequoia, 25 Throckmorton Ave., Mill Valley.

12 октября, 15:30, Smith Rafael Film Center, 1118 Fourth St., San Rafael.

Оливье Ассаяс – один из тех французских режиссеров, чьи фильмы вне зависимости от сюжета стоит смотреть.

«Двойные жизни» – комедия об издательском бизнесе, о все уменьшающемся пространстве для бумажных книг, о писателе и его секретарше, об издателе и актрисе, играющей в телевизионных сериалах. О связях и изменах. Все они живут как будто не по-настоящему, как в этих самых сериалах. Похоже, что они не испытывают настоящих чувств – их заменили суррогаты.

 

«Когда падают деревья» (When the Trees Fall). Режиссер – Марыся Никитюк.

12 октября, 18:00, Lark Theater, Magnolia Ave, Larkspur.

13 октября, 18:30, Lark Theater, Magnolia Ave, Larkspur.

Первый фильм молодого и несомненно талантливого режиссера рассказывает о любви девушки-подростка, мечтающей убежать из маленького украинского городка, в котором она живет.

 

«Петерлоо» (Peterloo). Режиссер – Майк Ли.

11 октября, 20:45, Sinearts Sequoia, 25 Throckmorton Ave., Mill Valley.

14 октября, 20:00, Smith Rafael Film Center, 1118 Fourth St., San Rafael.

Историческая драма, рассказывающая о побоище, происшедшем в Манчестере 16 августа 1819 года. В восьмидесятитысячную толпу, требовавшую парламентских реформ, ворвалась кавалерия. В результате – пятнадцать убитых и семьсот раненых. Побоище происходило на поле имени святого Петра и получило название «Петерлоо» по аналогии с Ватерлоо. Майк Ли – один из самых интересных работающих сегодня режиссеров. (Фамилия Ли образована от усеченной фамилии Либерман, родители Майка – эмигранты из России).

Майк Ли – обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, присужденной ему за фильм Secrets and Lies (1996), и «Золотого льва Святого Марка» – за картину Vera Drake (2004).

 

«Рома» (Roma). Режиссер – Альфонсо Куарон.

8 октября, 18:00, Smith Rafael Film Center, 1118 Fourth St., San Rafael.

Картина знаменитого мексиканского режиссера, завоевавшая высшую награду Венецианского фестиваля – «Золотого льва святого Марка».

 

«Каллас о Марии» (Maria by Callas). Режиссер – Том Вольф.

11 октября, 18:30, Smith Rafael Film Center, 1118 Fourth St., San Rafael.

14 октября, 20:15, Smith Rafael Film Center, 1118 Fourth St., San Rafael.

Документальный фильм о Марии Каллас, смонтированный из малоизвестных видео- и киноматериалов. Письма Каллас в фильме читает Фанни Ардан.

Фильм как бы подводит итог гигантской работы, проделанной Томом Вольфом. Он подготовил книгу о Марии Каллас – огромный фолиант, который просится не на книжную полку, а на специальный отдельный столик. Осенью 2017 года Вольф был куратором выставки в парижском музыкальном комплексе La Seine Musicale, посвященнной Каллас. Еще одна книга о Каллас – на выходе. И вот теперь – фильм.

Кто такой этот Том Вольф? Ему тридцать три года. Он родился в Петербурге. Его семья уехала из России, когда Тому было пять лет. Детство провел в Париже, потом перебрался в Нью-Йорк. «На Манхэттене, где он поселился, было тоскливо и одиноко. Однажды он проходил мимо Мet, где в тот вечер давали оперу Доницетти «Мария Стюарт». Тащиться в съемную комнатенку не хотелось. Со времен Парижа он ни разу не был в театре. Почему не сходить? Купил самый дешевый билет за десять долларов»*.

Вернувшись домой, он принялся разыскивать на YouTube Доницетти и услышал через убогие динамики компьютера Марию Каллас, поющую арию из «Лючии Ди Ламмермур». Это надолго определило его жизнь.

*Сергей Николаевич «Выбор Марии», «Сноб», 6 декабря 2017 г. (интервью с Томом Вольфом).

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »