Катастрофа катастроф

Share this post

Катастрофа катастроф

Сквозная тема мировой литературы – от детских сказок до детективов, от исторических хроник до рыцарских романов – торжество справедливости, награда праведности и наказание зла. Она отражает врожденное этическое чувство человека. Каждый подсознательно чувствует, что в мире присутствует справедливость.

Share This Article
Беньмин Нетаниягу
Author: Bundesministerium für Europa, Integration und Äußeres
This file is licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

Злодейский замысел может удаться. Но некая сила, разбуженная преступлением, неотмщенным его не оставит. Достоевский в «Преступлении и наказании» находит эту силу внутри человека. А Шекспир в «Гамлете» даже поднимает ее с тенью отца Гамлета из преисподней.

Законы этики, награды и кары, с ними связанные, составляют значительную часть Книги книг – Торы. Эти законы сложны и столетиями анализируются нашими мудрецами. Чем выше уровень человека, тем строже требования свыше к его поступкам. Наказан был Авраам приказом возложить на жертвенник своего сына Ицхака, наказан Моше, которому не удалось осуществить мечту его жизни – войти в Землю Израиля. Причины одних наказаний Тора сообщает нам прямо, о других, как в случае неожиданной смерти «по воле небес» сыновей первосвященника Аарона, однозначного мнения не существует поныне.

Наказываются не только отдельные грешники, но и целые народы. А когда «увидел Бог землю; и вот, она растленна, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле» (Берейшит, 6:2), то наслал Он потоп и уничтожил почти все живое.

В особом положении в истории находится «избранный народ». Наказания, настигающие нас, не менее суровы, а даже более, чем для других народов. И приходят они неотвратимее. Но Тора обнадежила нас, что мы не исчезнем, и в заключительном акте мировой драмы «возвратит Господь, Бог твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Господь, Бог твой» (Дварим 30:3). А обидчики наши будут наказаны.

Писали, что недавно Израиль посетила депутация священнослужителей Венесуэлы. Как-то вождь их страны Уго Чавес в революционном запале проклял Израиль. Вскоре у него открылся рак, и он в муках покинул наш мир. Но обещание Торы евреям «Всякий благословляющий тебя благословен, и всякий проклинающий тебя проклят!» (Бемидбар, 24:9) продолжает тяготеть над его страной. Так, просьба священнослужителей к израильским раввинам была снять с нее бумеранг неосторожного проклятия Чавеса. Не знаю, верную ли инстанцию для снятия Божьего проклятия избрали венесуэльцы?

В давние времена мистический смысл наказаний открывали нам пророки. В IV в. до н. э. пророчество, официально считается, покинуло евреев. С тех пор смысл наказаний толковали мудрецы. Сейчас среди нас нет мудрецов, повсеместно признанных всем народом. Остается, думаю, пытаться понять смысл посылаемых нам месседжей самим. Мы не можем позволить себе оставить их непонятыми, иначе зачем Всевышний посылает их?

Израиль, в котором, как здесь говорят, небеса ближе, постоянно получает послания, требующие прочтения. Каков смысл в бросающемся в глаза убогом качестве политических лидеров Израиля? Один из ярких журналистов страны Гай Бехор недавно написал: «Уровень людей, претендующих на то, чтобы быть нашими лидерами, снижается с угрожающей скоростью. И это верно в отношении всех сторон и всех партий. Речь о политиканах, в которых нет ничего, что могло бы вызвать восхищение и уважение, у которых нечему научиться» (перевод с иврита А. Непомнящего). Цитата эта взята из статьи, описывающей невероятные достижения Израиля за его короткую историю. Это при том, что из последних шести премьер-министров пятеро принимали ужасные решения, причинявшие стране громадный ущерб.

Моя версия: любимая еврейская песня о наших замечательных талантах реальности не соответствует. Успехи наши определены не нашими талантами, а помощью свыше. Одному спускается откровение, другому – нет. Объясняется это нашей избранностью, за которую мы, впрочем, расплачиваемся сполна.

Замечательный еврейский писатель Стефан Цвейг посвятил феномену помощи Небес серию новелл «Звездные часы человечества». Он описал заурядных людей, которых раз в жизни посещала гениальность. Посетила и ушла. Посетила их, а могла посетить кого-то другого. Посещает израильских евреев, а могла заглянуть в соседнюю Иорданию.

Впрочем, среди последних шести лидеров Израиля, наряду с пятью неудачниками, один выделился выдающимся политическим даром.

Таланты Биньямина Нетаниягу и его заслуги перед страной впечатляют. Таких лидеров в мире рождается два-три на столетие. Почему же ему не удается вновь сформировать правительство? Выглядит это как мистическое наказание. За что?

В последний год администрации лучшего, наверное, со времен Джорджа Вашингтона президента США Дональда Трампа у Израиля возникла историческая возможность распространить свой суверенитет на значительную часть Иудеи и Шомрона, а также на Иорданскую долину. Это покончило бы с надеждами наших врагов на появление арабского государства в Земле Израиля. И Нетаниягу упустил ее. Вместо того, чтобы, не дожидаясь утра, немедленно принять дар Небес, он объявил о двухмесячной подготовке такого шага.

12 мая 1948 года Народное правление ишува, несмотря на решительное противодействие могущественного госсекретаря США Джорджа Маршалла, уступило настойчивости Бен-Гуриона и минимальным большинством голосов высказалось за безотлагательное провозглашение Государства Израиль. Бен-Гурион тогда решился, а Нетаниягу сейчас нет. Вскоре наши враги организовали кампанию против распространения суверенитета на названные территории. Протесты заявили Германия, Франция, Англия, римский папа, ООН.

По логике истории, за упущением возможностей следует наказание. В январе 2021 года самого дружественного Израилю за его историю президента США сменила самая враждебная к нам администрация. И с первых дней она заговорила об арабском государстве на нашей земле. Когда представится нам шанс исправить упущенное? Богослов в эссе Борхеса предупреждал: «Время не восстанавливает то, что мы утратили».

В эти дни наказанным оказался не только Нетаниягу. 29 апреля, в день празднования Лаг ба-Омер, на горе Мерон случилась страшная катастрофа, в ходе которой погибло 45 человек и свыше 150 получили травмы. Наказанным оказался весь народ Израиля. Важно понять, за что?

Лаг ба-Омер – странный праздник. Если это действительно праздник. Считается, что он установлен в знак окончания эпидемии, унесшей жизни 24 000 учеников создателя раввинского иудаизма рабби Акивы. «Сколько учеников выжили в ту эпидемию?» – спросил я, узнав о таком странном поводе для празднования. «Нисколько», – ответили мне.

Традиция доносит, что ученики рабби Акивы были наказаны смертью за беспричинную ненависть друг к другу. Это же называют мистической причиной разрушения Второго храма, падения Иерусалима и многовекового рассеяния евреев. Преодолели ли мы нашу беду – беспричинную ненависть друг к другу?

Неспособность Израиля уже более двух лет создать дееспособное правительство, грызня глав мелких партий за доступ к рулю, их ничтожный карьеризм, зависть, сведение счетов («только не Биби»), отсутствие среди мотивов их поведения заботы об интересах страны ужасают.

А что же народ? Выборы за выборами часть его продолжает голосовать за спойлеров из мелких партий, кажется, видящих свою цель в том, чтобы препятствовать созданию правительства. Похоже, судьба страны этих избирателей мало волнует.

Израильских евреев по политическим взглядам можно грубо отнести к двум лагерям. Одни – национально ориентированные – поддерживают Основной закон о еврейском характере государства, заселение всей его территории, включая Иудею и Шомрон. Другая часть не против «государства для всех народов», поддерживает процессы вроде «договора Осло» и «размежевания». Выборы должны показывать, в какую сторону Израилю идти. Мне второй подход крайне не нравится, но если большинство поддержит его, как при победах на выборах Рабина, Барака, партии «Кадима», то так тому и быть. Блокируют избрание одного из этих путей партии-спойлеры.

Избавиться от диктата этих партий с короткой программой «только не Биби» или партии НДИ, объединяющей ненавидящих иудаизм и харедим, можно было бы, подняв электоральный барьер для прохождения в кнессет до 10 % голосов избирателей, что я уже предлагал. Такая реформа ухудшила бы жизнь профессиональным политикам, но улучшила бы систему управления Израиля.

Главная проблема, к которой возвращает нас трагедия на горе Мерон, – добиться прекращения отношения евреев к своим политическим оппонентам как к врагам, избавиться от подхода «если не по-моему, то пусть все летит в тартарары». Необходимо не забывать: мы все в одной лодке, в совсем не спокойных водах враждебного мира.

Катастрофа на Мероне, ужаснувшая израильтян, должна напомнить нам об этом.

 

 Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015-го по 2019 годы.

$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Имейл для заказа: gmgulko@gmail.com.

По этому же имейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько.

Борис ГУЛЬКО

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »