Камерное исполнительство альтиста Джонатана Винокура

Share this post

Камерное исполнительство альтиста Джонатана Винокура

В 2009 году Джонатан Винокур был приглашён в оркестр Сан-Франциско Симфони на позицию ведущего альтиста. Талантливый музыкант и  обаятельный человек, он сразу же завоевал авторитет в новом для себя коллективе и признание публики. Беспокойная художественная натура, он не удовлетворяется одной лишь деятельностью оркестрового музыканта, но ищет и успешно находит другие формы служения любимому искусству. Он […]

Share This Article

В 2009 году Джонатан Винокур был приглашён в оркестр Сан-Франциско Симфони на позицию ведущего альтиста. Талантливый музыкант и  обаятельный человек, он сразу же завоевал авторитет в новом для себя коллективе и признание публики.

Беспокойная художественная натура, он не удовлетворяется одной лишь деятельностью оркестрового музыканта, но ищет и успешно находит другие формы служения любимому искусству. Он часто выступает вместе со своими коллегами в воскресных концертах камерной музыки. Очень редко на этих программах можно увидеть наших соотечественников, и об этом можно только сожалеть, ибо именно там артисты демонстрируют высокий уровень исполнительства, который не всегда может быть достигнут другими, даже именитыми, ансамблями.

Альтист Джонатан Винокур и пианистка  Джун Чой
Альтист Джонатан Винокур и пианистка Джун Чой

Реже, чем хотелось бы,  Винокур выступает с сольными концертами, где в полной мере проявляются его прекрасная техника, красивое звукоизвлечение и глубокое понимание стиля исполняемых произведений. Винокур играет на альте работы Лоренцо Сториони (1784), который  ему предоставил в пользование Сан-Франциско Симфони. Недавно в зале Old First Church, где выступают многие первоклассные исполнители, состоялся один из таких концертов – альтист Джонатан Винокур и пианистка  Джун Чой О (June Choi Oh)  в очень интересной и со вкусом выстроенной программе: И.С.Бах, Ребекка  Кларк, Дэвид Липтак, Иоганнес Брамс.

Концерт начался с исполнения Сонаты И.С. Баха для виолы да гамба, №2, ре мажор. Это произведение создано в стиле барокко и чередует виртуозные части с певучими и эмоционально окрашенными фразами. Виола – тип старинных музыкальных смычковых инструментов. Обладала довольно крупными размерами, и поэтому на ней играли сидя, часто зажав её ногами (по-итальянски «да гамба» -ножная). Со временем виолы были вытеснены нынешними альтами. Винокур сыграл это произведение сдержанно, в благородной манере, прибегая к предельно выразительной фразировке и возвышенности высказывания. В этой небольшой сонате был весь Бах. Однако следует заметить, что пианистка время от времени заглушала альтиста, что случалось порой и в других номерах программы.

Перед следующим произведением, Сонатой Ребекки Кларк (1886-1979) для альта и фортепиано, Винокур в нескольких словах охарактеризовал творчество композитора. Она родилась в Великобритании, там же получила музыкальное образование. Первоначально училась играть на скрипке, потом, по совету педагога, обратилась к альту, который в то время начал завоёвывать позиции в оркестровой музыке. Примерно в это же время она начала сочинять камерную музыку. Несколько раз посещала Соединённые Штаты, выступая как альтистка и продолжая заниматься композиторской деятельностью. Завершила свою жизнь, уже будучи гражданкой Америки. Она написала немного, но привлекла к себе внимание неординарностью своих сочинений. Часть её произведений была опубликована только после кончины автора. Сейчас пробуждается новый интерес к творчеству Кларк.

Сочинённая Ребеккой Кларк Соната носит в какой-то мере авангардный для того времени характер, и её некоторое время приписывали уже известному тогда композитору Блоху. В мелодике первой части прослушиваются некие восточные мотивы, и вся она прозвучала в исполнении Винокура поэтично и завораживающе. Все последующие части (начиная от Vivace  (живо) и кончая самыми медленными темпами) – в какой-то степени иллюстрации технических возможностей альта (стаккато, спиккато и т.п.). Альтист преодолел все эти технические трудности играючи.

Во втором отделении после нескольких вступительных слов о композиторе Дэвиде Липтаке, живущем и работающем в Рочестере, Нью-Йорк, Винокур исполнил небольшую и очень приятную пьесу Липтака “The Play of the Winds for Solo Viola”. Но главным событием второго отделения стала романтическая Соната И. Брамса для альта и фортепиано, ми-бемоль мажор, Ор. 120, №2. Пасторальная и очаровательная первая часть с изысканными фразами и меняющимися размерами; лирическая исповедь более энергичной и наполненной дыханием второй, которая ненавязчиво связана тематически с первой; медленная, раздумчивая и печальная третья и, наконец, небольшой и радостный финал – всё это в исполнении Джонатана Винокура и Джун Чой О было сыграно на одном дыхании, очень естественно и изящно.

Джун Чой  О солирует во многих оркестрах, – например, New Haven Symphony, Aspen Concert Orchestra и др. Часто выступает и в сольных концертах (в Dag Hammarskjold Auditorium в Нью-Йорке в Организации Объединённых Наций, в Чикаго, Германии, Голландии, Канаде и т.д.). Очень успешно выступает с коллективами, исполняющими камерную музыку. Она преподаёт в Манхэттенской  Музыкальной Школе и в Сан-Францисской Музыкальной  Консерватории, а также в Калифорнийском Доминиканском Университете, где возглавляет фортепианное отделение и отделение камерной музыки. Получила степени бакалавра и мастера в Джульярдской Школе.

Творческая активность Джонатана Винокура сводится не только к участию во многих престижных фестивалях, но и к совместным выступлениям с выдающимися музыкантами, такими, как Йо Йо Ма, Джейм Ларедо и участниками знаменитых струнных квартетов («Амадеус»,  «Ардитти», «Кливлэнд», «Гварнери», «Юпитер» и др.).  Он один  из учредителей  камерного оркестра ECCO (East Cost Chamber Orchestra) и регулярно выступает с этим коллективом. Очень интересно набдюдать развитие исполнительного мастерства этого замечательного музыканта.

 

                                                                       Х. АНАТОЛЬЕВ

                                                                       Сан-Франциско

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »