Из гетто – в семью Трампа

Share this post

Из гетто – в семью Трампа

1. В 1987 году в Новогрудке решили создать историко-краеведческий музей. На сбор экспонатов и оформление ушло пять лет. История Новогрудка, ныне райцентра на востоке Гродненской области, полна интереснейших событий. Первое упоминание о нем в летописях относится к 1044 году. Он играл роль одного из важнейших центров политической и культурной жизни Великого княжества Литовского и одно […]

Share This Article

1.

В 1987 году в Новогрудке решили создать историко-краеведческий музей. На сбор экспонатов и оформление ушло пять лет.

История Новогрудка, ныне райцентра на востоке Гродненской области, полна интереснейших событий. Первое упоминание о нем в летописях относится к 1044 году. Он играл роль одного из важнейших центров политической и культурной жизни Великого княжества Литовского и одно время был его столицей. В 1511-м получил магдебургское право. Здесь родился выдающийся польский поэт Адам Мицкевич.

А неподалеку – озеро Свитязь, круглая чаша чистейшей воды с радиусом более полутора километров. Этому озеру и связанной с ним легенде Мицкевич посвятил три баллады. Обрамление жемчужины – мощные дубовые рощи и звонкие сосновые леса. В воде – реликтовый планктон и растения.

Но Дом-музей А. Мицкевича есть в Новогрудке давно. А историко-краеведческий вобрал в себя все остальное. Создавала экспозиции Тамара Вершицкая с помощью трех пенсионеров. Два зала было отведено Великой Отечественной войне. Как положено, основные сражения: Сталинград, Курская дуга, битва под Москвой. Были и материалы, связанные с партизанским движением.

Через пару лет после открытия в музее появился незнакомец, одетый явно не по-местному. Тамара подошла к нему, спросила по-английски, откуда он. Мужчина ответил: из Лондона. И представился: Джек Каган. Но можно называть его Идель. Он походил еще немного по залам, а потом подошел к Вершицкой и обратился к ней по-русски:

– А что в музее есть про евреев?

– Про каких евреев? – недоуменно переспросила Тамара.

 

2.

Отгремела война, мы – я с младшим братом и мамой – вернулись из эвакуации, из Сибири, в Западную Белоруссию. Отец демобилизовался и нашел работу в Гродно. Постепенно у моих родителей появились новые знакомые и друзья. Среди них – двое парней, Сергей и Юлик. Сергей воевал в партизанах и поступил учиться в пединститут. А у Юлика профессия уже была – скорняк. Человек он был явно из местных, и возникал вопрос: что он делал при немцах? Однажды Юлик обмолвился: выводил людей из Новогрудского гетто. Но куда? Тогда-то мы впервые услышали фамилию Бельский.

Известно, что трагическую судьбу советских евреев во время войны советская власть замалчивала. Разговоры на эту тему могли привести к большим неприятностям. Поэтому и Юлик, и Сергей не спешили с откровениями. А мы жили и ведать не ведали, что в самом Гродно было два гетто, а рядом с городом – лагерь уничтожения, а тех, кто в него не попал, отправили в Аушвиц и Треблинку. Что из 27 тысяч гродненцев-евреев в живых остались буквально единицы.

Про все это мы узнали значительно позже. В том числе про удивительный семейный лагерь братьев Бельских. А Юлик уехал. Женился, у него родилось двое детей, они подросли – и он уехал с семьей в Израиль. Я и предполагать не мог, что через много лет буду жалеть, что не задал ему вопрос о Зэйделе Кушнере. О человеке, который в отряде Тувия Бельского, как и Юлик, был скорняком. Впрочем, тогда я еще не знал этой фамилии.

 

3.

В Новогрудке до войны действительно жили евреи. На переломе веков – XIX и XX – они составляли 80% городского населения. Укоренились в здешних местах давно – еще в XV столетии. Каких только властей за это время не перевидали! А с 1919-го до сентября 1939-го вместе со всей Западной Белоруссией строили свою жизнь под бело-красным польским флагом.

Надо заметить, что была эта их жизнь необычной и во многом нетипичной для польских евреев. «Повинен» в том был один человек по имени Александр Гаркави. Еще в начале века, покинув родные пенаты, он добрался до Америки. А в 1921-м появился в Новогрудке с двумя чемоданами денег. Собрать их помогли ему американские эмигранты в дар местной еврейской общине.

Что характерно, эти деньги не пропили. Их использовали для дела. Создали 15 комитетов: восемь – экономической направленности и семь – культурно-просветительской. Открыли дом для престарелых. Создали приют для сирот, который давал им не только еду и постель, но и образование и профессию. Стали действовать несколько молодежных организаций, у них был свой клуб. Выходила еженедельная газета на идиш. Работали две библиотеки с книгами на иврите, идиш, польском и русском. Специальная кухня ежедневно готовила несколько сотен благотворительных обедов. А еще – спортивное общество «Маккаби». А еще – театр. А еще – городская пожарная команда из евреев.

Гаркави заказал в польской студии «Зенит» фильм о жизни общины, и его сняли под названием «Новогрудок, 1931». (Совсем недавно, в 2015-м, его вывесили на YouTube. В нем нет текста, только музыка, но любопытно посмотреть эту 7-минутную ленту как документ эпохи. Вот ссылка: https://youtu.be/lqq84Vf-4Ss.)

Семья Кушнеров жила в центре города в своем доме. Зэйдель и Хинда растили четырех детей – Эстер, Раю, Лею и младшего сына Хонона. Позже Рая расскажет: «У отца была мастерская по изготовлению меховых изделий и лавка, в которой он продавал мужские шапки. Мы жили комфортно, дети ходили в частные школы. Со стороны поляков чувствовался антисемитизм. Но мы не были элитой, богачами, мы были средним классом».

Рая Кушнер в молодые годы
Рая Кушнер в молодые годы

Тамара Вершицкая уточняет: «Антисемитизм появился в 30-е годы, после смерти Пилсудского. У нас не было никогда ни одного погрома». (Глава польского государства Юзеф Пилсудский умер в 1935-м. – С.К.)

А в 1939-м, когда СССР и Германия разделили между собой Польшу, в Новогрудок пришла советская власть. Магазин у Кушнеров отобрали, многие еврейские организации упразднили. Значительное число местных жителей вывезли в Сибирь. А в Европе уже пылала война. Оттуда доходили слухи об убийстве евреев. Им не верили. Ведь немцы в Первую мировую были такими вежливыми и культурными!

О том, что было дальше, после 22 июня 1941 года, рассказал Вершицкой Идель Каган, когда увидел в ответ на свой вопрос удивление в глазах женщины. И не только рассказал. Один из немногих выживших, он поставил мемориальные знаки на местах расстрелов евреев. И возле барака, где он лежал на нарах. Где голодал, не мылся более года. Где ему ампутировали пальцы ног – то есть просто, без инструментов и наркоза, взяли и отрезали.

Конечно, у каждого уцелевшего была своя история. Например, большая семья Кушнеров вместе со всеми родственниками насчитывала около 200 человек. В живых остались трое: Рая, ее отец и сестра.

 

4.

К началу войны из 11 тысяч жителей города 6 тысяч составляли евреи. Первым делом их заставили нашить желтые звезды. Потом запретили ходить по тротуарам. И наконец, в пригородной зоне устроили гетто.

26 июля 1941 года немцы приказали собрать 50 молодых красивых девушек. Среди них оказалась и 18-летняя Рая Кушнер. Их привели на городскую площадь, место довоенных гуляний. Играл оркестр, звучала классическая музыка. Отдельно стояли доставленные сюда же представители интеллигенции – врачи, адвокаты, учителя. Напротив них – вооруженные фашисты. Раздались выстрелы.

Рая Кушнер: «Они убивали их, а музыка играла. По брусчатке текла кровь. Нам приказали мыть эти камни… Мы складывали мертвые тела на подводу, с нее свешивались головы. Мы знали этих людей. Музыка играла, а мы смывали кровь с мостовой. Потом немцы организовали на площади бал и танцевали. Убили тогда 52 человека».

Следующий смертельный бал состоялся в декабре. Евреев прогоняли мимо группы оккупантов, которые их сортировали: одних – направо, других – налево. Направо – умирать. Кушнеров отправили направо. Эстер вырвалась и побежала в сторону домов. Какой-то поляк догнал ее и вернул в колонну. В эту облаву попал и старый Кушнер, но он уцелел – было приказано скорняков не трогать. В тот день расстреляли 5100 человек.

Из нескольких сотен отобранных, в основном молодых мастеровых, парней и девушек, образовали трудовой отряд и перевели их в бараки на улице Кореличской. Они тяжело работали – шили шапки и шинели. К тому времени гетто пополнили – согнали туда около пяти тысяч евреев из окрестных городов и местечек.

Очередной визит немецких солдат в обнесенный стеной квартал вызвал ужас у его обитателей. На сей раз нелюди пришли за детьми. На них пуль не тратили – удушали каким-то белым порошком. Невыносимо было смотреть на изуверскую расправу. Родители плакали и кричали. Больше в гетто детских голосов не слышали.

7 мая 1943 года вместе с другими увели на расстрел Хинду, мать Раи.

Рая Кушнер: «Мать убили на наших глазах. Немцы сбрасывали тела в общую могилу в пятистах метрах от гетто. Они хорошо делали свою работу, уничтожая нас. Из многотысячной общины осталось тогда 300–350 человек».

 

5.

Обо всем этом Рая рассказывала в 1982 году в Америке. К тому, как им удалось спастись, я вернусь несколько позже. А она, после свидетельств о давних ужасах, говорила о новой действительности с восторгом, и ее можно понять: «Наша жизнь – это чудо. Мы выжили в лагерях, в гетто, в лесах. Это чудо, что мы стали нормальными людьми. Наша жизнь чудесна, так же как и жизнь наших детей и внуков. Мы и мечтать не могли, что поднимемся из руин и пепла. Но мы выжили, начали жить обычной жизнью и создавать новые поколения».

После войны, в 1946-м, между СССР и Польшей было заключено соглашение: все бывшие (до 1939 года) польские граждане получили право выехать на прежнюю родину. Этим воспользовалась масса евреев и через Польшу махнула подальше – в Израиль, в США, в разные точки Европы. Зэйдель с двумя дочками оказался в Венгрии. Как и парень по имени Иосиф Беркович из соседнего с Новогрудком местечка. Они познакомились еще раньше, на партизанской стоянке. В Будапеште Иосиф и Рая сыграли свадьбу. Жених из бедной работящей семьи решил перейти на более значимую и красивую фамилию невесты.

Кушнеры приехали в США в 1949-м. Один за другим родились четверо детей. Иосиф стал работать плотником. Строил дома и ночевал в них. Скопив некоторый капитал, начал инвестировать деньги в строительство квартир. Однажды их сын Чарльз принес домой гитару – ему ее дали в школе на один день. Иосиф взял ее в руки, резким движением разломал о колено и подвел итог: «Парень должен учиться зарабатывать деньги, а не заниматься всякой ерундой». Надо сказать, что Чарли блестяще усвоил отцовский урок. Получив высшее образование, он создал ряд строительных компаний, тоже стал инвестором – на значительно более высоком уровне – и в конце концов выбился в миллиардеры.

Это очень интересная и противоречивая фигура. С одной стороны, он, дипломированный юрист, сделал незаконный взнос в одну из политических акций; затем поругался с сестрой – дело дошло до суда – и пытался вывести из игры ее мужа (подослав к нему проститутку). За такой «джентльменский набор» был осужден на два года. Обвинителем в том процессе выступал тогдашний генпрокурор Нью-Джерси Крис Кристи. Впоследствии это стоило ему места в администрации Дональда Трампа.

Но с другой стороны Чарльз Кушнер ведет разнообразную благотворительную деятельность, помогая университетам, медицинским учреждениям и еврейским организациям. Он основал в городе Ливингстон, Нью-Джерси, Joseph Kushner Hebrew Academy и Rae Kushner Yeshiva High School, названные им в честь своих родителей, Иосифа и Раи.

Его сын Джаред и стал мужем Иванки, дочери Дональда Трампа. Свадьба прошла по еврейскому обряду – невеста приняла иудаизм. Так беженцы из белорусского Новогрудка породнились с президентом Соединенных Штатов Америки.

Теперь самое время рассказать о главном – как им удалось спастись.

 

6.

Летом 1943 года еще остававшимся в живых членам трудовой бригады стало ясно, что вскоре их тоже ждет ликвидация. Что делать? Смириться? Тогда уж лучше бежать! Но как – вокруг стена и охрана. А если… а если – подкоп? Так родилась идея туннеля. План выглядел просто: прокопать под землей туннель длиной 200 метров, который выведет за стену, в поле. Там пшеница, за ней лес.

Вход в туннель из барака
Вход в туннель из барака

Если кто-то хочет представить себе объем и характер того, что предстояло сделать, пусть попробует выкопать под землей такой проход по ширине и высоте, чтобы в нем могли пробираться люди и чтобы при этом никто ничего не видел и не слышал.

В гетто оставалось к тому времени 70 молодых парней, 3–4 старика, включая отца Раи, и большая группа девчат. Вход в туннель сделали под нарами. Все держали в строгой тайне. Больше двух человек одновременно копать не могли. Быстро выяснилось, что почва глинистая, и лопатками пользоваться невозможно. Пришлось выскребать проход подручными средствами, включая ложки и вилки. Кто-то добывал, чем копать. Одни шили мешки из одежды, чтобы в них собирать землю, другие сделали тележку, чтобы ее вывозить. По графику Хоня Кушнер и его друг копали туннель каждую ночь с трех до пяти часов.

Уже на первых порах провели внутрь освещение. Соорудили деревянную рельсовую дорогу для тележки: сначала землю прятали наверху и между стенами, но потом сделали ответвления в самом туннеле. На поверхность вывели трубы с отверстиями, чтобы был доступ воздуха. В туннеле установили самодельную сигнализацию. Немецкую охрану приучили к тому, что вроде бы происходят неполадки с электричеством, чтобы в ночь побега отключить его совсем.

Музей еврейского сопротивления в бывшем бараке гетто (а до того – конюшне)
Музей еврейского сопротивления в бывшем бараке гетто (а до того – конюшне)

Три месяца подряд после обязательной дневной работы продолжалась тайная деятельность под землей.

Вспоминает Рая Кушнер: «Одному парню из Корелич идея побега из гетто не нравилась. Он говорил: «Зачем вы это делаете? Будет еще хуже, если вы убежите. Они поймают и убьют нас». Те, кто копал туннель, боялись, что он расскажет обо всем немцам. Они не могли оставить его в живых. Немцы все равно бы его убили. Инстинкт выживания заставляет людей делать все что угодно. Его завели в туннель и задушили».

Организаторы составили поименный список. Первыми должны были идти молодые ребята, за ними девушки, а пожилые – в конце. Такой порядок установили, потому что опасались: вдруг кому-нибудь из старших станет плохо и он потеряет сознание, тогда будет перекрыта дорога всем остальным.

Наконец, настал подходящий момент. Бушевала гроза, на город обрушился ливень. Перед тем как спускаться вниз, вывели из строя прожектора и вынули гвозди из кровельного железа на крыше, чтобы оно гремело, заглушая звуки побега. В ночь на 26 сентября 1943 года все до одного обитатели барака, около 250 человек, проползли 200 метров под землей.

Беглецы были разбиты на группы и держались за общую веревку. В каждой группе свой руководитель. Но когда очутились наверху, пьянящее чувство свободы заглушило бдительность и осторожность. Люди бросились в разные стороны. Это многих погубило: утром немцы провели облаву и задержали большую часть тех молодых ребят, которые вышли первыми. Среди погибших оказался и брат Раи, Хоня.

Рая, Лея и их отец всю ночь шли по лесу с еще одним попутчиком. Отец чувствовал себя очень неважно. Добрались до какого-то польского дома. Хозяйка сразу узнала их: «А, Кушнеры. У вас был меховой магазин. Я вам дам хлеба, воды и лука, но вы не можете здесь оставаться. Вы должны уйти».

Десять дней они бродили, прятались в лесу под кустами. Шел дождь. А потом их подобрал и переправил на подводе в отряд Бельских крестьянин из находившейся неподалеку деревни. Возможно, это был Константин Козловский, спасший во время войны более 500 евреев.

Джаред Кушнер, Иванка Трамп и их дети на инаугурации Дональда Трампа
Джаред Кушнер, Иванка Трамп и их дети на инаугурации Дональда Трампа

Уже в наши дни Ирина Козловская из той же деревни, женщина, которой уже за 80, делилась с Вершицкой: «Вся наша семья говорила по-еврейски, росли вместе, во дворе играли, все друг про друга знали. Бельские были, дед Шмойла, Яселевичи. Все хорошие были, никто не кусался. Бельские ушли в партизаны, а потом в Америку уехали. А их старика, Давида, отца братьев, немцы забрали со двора и расстреляли. И брата расстреляли. А сестра их была замужем за неким Зигмундом. Так она с малым дитем пошла и сама в яму легла. И их застрелили. Возле Литовки был целый барак, где их били-душили. Там земля шевелилась. И чего так издевались над людьми?»

Более сотни бежавших через туннель попали к Бельским. Они провели там девять месяцев до освобождения. Спустя много-много лет на свадьбе своей внучки Лоры бабушка Рая сказала: «Мы все тут благодаря одному человеку – Тувию Бельскому».

Это было совершенно уникальное явление в истории Второй мировой войны. Сначала группа убежавших от расстрелов во главе с братьями Бельскими просто скрывалась в лесу, в потайном месте. А потом перебазировалась в Налибокскую пущу и создала там еврейский семейный лагерь. Недаром о них сняты три фильма, включая голливудский. С одной стороны, боевая группа – 150 человек – занималась диверсионной работой, защищала лагерь, воевала наряду с другими партизанскими отрядами. А с другой – под носом у немцев жил полноценной жизнью свободный еврейский штеттл. В пекарне пекли хлеб. На кожевенном заводе выделывали шкуры. В распоряжении квалифицированных оружейников была кузница. Занимались своим ремеслом портные, сапожники, мастера гончарного дела. Работали кухня, госпиталь, баня. Здесь растили скот, засевали овощами огород, а поле – пшеницей и ячменем. Учили детей в школе. На свадьбах, которые вел раввин по еврейскому обряду, играли музыканты.

В Национальном архиве Беларуси сохранилась переписка командиров партизанских отрядов с тов. Бельским – с просьбами: починить часы, прислать сапожника (или врача), сделать приклад к ружью, подковать лошадь.

В лагере жило более 1200 человек. Во главе стоял Тувий Бельский. Он считал своей главной задачей спасение евреев. И, конечно, борьбу с врагом. А когда война закончилась, об этих потрясающих людях, об этих потрясающих фактах не было сказано ни слова. Власти предпочитали замалчивать такой героизм.

Несколько лет назад местный налибокский старожил вспоминал о тех временах, о Бельских. И корреспондентка его спросила: «А теперь у вас есть евреи?» Приведу его ответ на белорусском, без перевода. Думаю, все поймут:

– Ніводнага няма. Яшчэ ў 45-м годзе нашых налібоцкіх ужо ў Аўстрыі сустракалі. Пагаварылі з імі там, кажуць, не слухайце нікога, у вас там папялішча. Пайшлі далей на Амэрыку, у Ізраіль тыя налібацкія габрэі. А чаго ж яны сюды паедуць? Хіба дурныя?

 

7.

Чарльз Кушнер впервые приехал в Новогрудок с матерью в 1989 году. Она показала, где стоял их дом. С тех пор он не раз бывал на родине родителей. С сыном, женой, племянницей, внуками. Обещал, что привезет показать эти места всех внуков в год бар-мицвы каждого.

В 2007 году Тамара Вершицкая с помощью Иделя Кагана открыла на территории бывшего гетто Музей еврейского сопротивления. Чарльз Кушнер подключился к расширению этого мемориала. В 2013-м приступили к осуществлению проекта «Туннель». В 2014-м заложили Сад справедливости и милосердия. В Саду установлены памятные таблички с именами новогрудчан, которые помогали и спасали евреев. Будет Стена памяти с именами 250 узников – кто делал туннель, кто спасся или погиб. Все это сооружается на средства Чарльза Кушнера.

Тамара Вершицкая переписывается с ним по электронной почте. Она поздравила его с избранием Дональда Трампа президентом США и пригласила Джареда с детьми приехать туда, где истоки их рода. Чарльз обещал передать приглашение. Мост Нью-Йорк – Новогрудок продолжает действовать. Вполне возможно, что к нему присоединится и Белый дом.

Самуил КУР

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »