Июньская афиша: опера, концерты, мюзиклы, спектакли
Филармония Опера Мусоргского «Борис Годунов» прозвучит на сцене Davies Hall в концертном исполнении с участием музыкантов из России. Заглавную партию поет Станислав Трофимов, солист Мариинки. Его творческий путь начался в Челябинском театре оперы и балета десять лет назад. Обладатель красивого и мощного голоса, С. Трофимов пел многие партии для бас-баритона на оперных сценах России. В […]
Филармония
Опера Мусоргского «Борис Годунов» прозвучит на сцене Davies Hall в концертном исполнении с участием музыкантов из России. Заглавную партию поет Станислав Трофимов, солист Мариинки.
Его творческий путь начался в Челябинском театре оперы и балета десять лет назад. Обладатель красивого и мощного голоса, С. Трофимов пел многие партии для бас-баритона на оперных сценах России. В заграничных планах – музыкальный фестиваль в Зальцбурге и участие в постановках Ла Скала. В прошлом году артист с успехом выступил в роли деспотичного царя в спектакле Мариинского театра.
В роли царевича Федора – кубино-американская меццо-сопрано Элиза Бонет, блиставшая в генделевской «Альцине».
Ксению поет сопрано Дженнифер Зетлан. На счету молодой певицы – роли в операх и мюзиклах в Нью-Йорке.
Меццо-сопрано Сильви Йенсен – в роли няни. Она тяготеет к лирике и прекрасно справляется со своей партией.
Князь Шуйский – известный тенор Евгений Акимов. Артист успешно и много пел на мировых оперных сценах, включая Мариинку, Ла Скала, Сан-Францисскую оперу, Ковент-Гарден, Метрополитен-оперу, работал с Лорином Маазелем, Мстиславом Ростроповичем и другими знаменитыми дирижерами.
Пимена поет бас Максим Кузьмин-Караваев, лауреат конкурса им. Глинки.
В роли Андрея Щелканова – баритон Алексей Богданов. Молодой артист много и успешно выступает в Штатах.
Сергей Скороходов исполняет партию Григория. В 2007 году он вошел в труппу Мариинки, много выступает по миру, пел в спектаклях с Марией Гулегиной, Анной Нетребко, Ольгой Бородиной.
Варлаама поет Вячеслав Почарский, ведущий солист Большого театра, успешно выступающий на сценах ведущих оперных компаний.
Тенор Станислав Мостровой, солист Большого театра, поет партию шута.
В постановке участвуют известные американские певцы и солисты. В опере Мусоргского много действующих лиц. Режиссер из Лос-Анджелеса Джеймс Дарра работает в кино, театре и музыкальном театре, используя видеопроекцию в своем спектакле.
Костюмы Эмили Анн Макдональд и Камерона Джея Мока отталкиваются от исторической эпохи.
Дизайнеры сотрудничают с ведущими мировыми оперными компаниями.
MTT Conducts Mussorgsky’s Boris Godunov: A Semi-Staged Event
14–15 июня, 8 pm; 17 июня, 2 pm
Даниил Трифонов
Британская The Gardian называет Трифонова чудом, так же восторженно отзывается The New Yorker: «…обладатель дьявольской техники и превосходного музыкального звучания».
В программе – Третий фортепьянный концерт Рахманинова, Шестая и Седьмая симфонии Сибелиуса.
Trifonov Plays Rachmaninoff with the SFS
21–23 июня, 8 pm; 24 июня, 2 pm
Третья симфония Малера
Знаменитая меццо-сопрано Саша Кук, оркестр, женский хор и детский хор мальчиков, всего двести человек на сцене, исполнят симфоническое размышление Малера под дирижерским руководством Майкла Тилсона Томаса, утверждающего, что Густав Малер для него – особо значимый композитор.
28–30 июня, 8 pm
В честь Гершвина
В год столетия Гершвина филармония чествует композитора рядом концертов. В программу вечера вошли знаменитые сочинения с элементами джаза Summertime, Fascinating Rhythm, «Американец в Париже» и «Голубая рапсодия». Звезда Бродвея Кэпатия Дженкинс демонстрирует свои превосходные вокальные данные в «Голубой рапсодии», а Андрю фон Отен займет место у рояля в «Американце в Париже».
3 июля, 7:30 pm
Davies Symphony Hall, 201 Van Ness Ave. 415. 864.6000
sfsymphony.org
Возвращение эпического цикла Вагнера на сцену Оперы С.-Ф.
Dear Ring des Nibelungen («Кольцо нибелунга») – пожалуй, самое знаменитое произведение Рихарда Вагнера. Цикл из четырех эпических опер основан на немецкой мифологии, исландских сагах и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах». Тетралогия была написана Вагнером за четверть века: с 1848-го по 1874 годы.
Постановка цикла осуществлена Сан-Францисской оперой совместно с Вашингтонской национальной оперой в 2011 году. Все четыре оперы цикла, Das Rheingold («Золото Рейна»), Die Walkure («Валькирии»), Ziegfried («Зигфрид») и Gotterdammerung («Гибель богов»), будут трижды исполнены в нынешнем летнем сезоне.
Дональд Ранниклс считается одним из лучших дирижеров в вагнеровском оперном репертуаре по компетенции и количеству спектаклей, которые он провел за дирижерским пультом.
Музыка архисложная как для оркестра, так и для певцов. В их интернациональный состав входит американский тенор Даниэль Бренна (Зигфрид),снискавший овации за эту роль в Будапеште, Штутгарте и Дижоне. Бас-баритон Фальк Струкманн поет гнома Альбериха. На счету немецкого артиста – успешные выступления на Вагнеровском фестивале в Байройте, в Ла Скала, Метрополитен-опере, в Венской государственной опере.
Ирен Теорин из Швеции в 2001 г. пела главную партию в пучиниевской «Турандот». Ее Брунгильда снискала овации в Ла Скала, Метрополитен-опере, Ковент-Гардене и на сцене других оперных домов мира. В текущем сезоне она пела партию Брунгильды в Венской опере.
Тенор Брэндон Йованович не раз с успехом пел на сан-францисской сцене, за ним закрепилась репутация героического тенора. В нынешнем «Кольце нибелунга» он появится дважды: в главной роли в «Зигфриде» и в роли Фро в «Золоте Рейна».
Меццо-сопрано Джейми Бартон также сыграет две роли – Фрики и Вальтрауте – в цикле. Она удостоена многочисленных наград и участвует в спектаклях различных оперных компаний.
Бас-баритон Гриер Гримсли поет Вотана, о его исполнении этой партии много говорилось в 2005-м, 2009-м и 2013 гг., когда вагнеровский цикл ставился в Сиэтле.
Режиссер спектакля Франческа Замбелло с 1983 г. участвовала в постановке полусотни спектаклей в Сан-Францисской опере и получила ряд престижных международных наград. Она художественный руководитель Вашингтонской национальной оперы и музыкального фестиваля в Гриммерглассе.
По видению режиссера, вагнеровское эпическое полотно частично трансплантировано на американский контекст, условно рубеж девятнадцатого и двадцатого столетий, эпоху индустриальной революции и накопления капитала. Алчность и страсть к наживе подталкивают вагнеровских героев к моральному падению. В «Гибели богов», заключительной части тетралогии, тема гибели доминирует.
Возможно, вселенная Рихарда Вагнера шире истории капитализма в какой-то одной стране. Сценография (некие балки и строительные леса) обобщает тему индустриализации и отрыва от природы. Костюмы (валькирии в туалетах из черной кожи), обилие элементов стиля милитари, по идее режиссера, выражают мрачный дух вселенной, рождение и гибель которой провозглашает гениальная музыка.
Спецэффекты созданы с применением хай-тек-аппаратуры, особенно в области света.
В связи с постановкой цикла проводится ряд выставок, лекций музыковедов об истории написания «Кольца», других мероприятий, помогающих понять масштаб и значение бессмертного вагнеровского творения.
Sfopera.com/ring
The Ring
12 июня – 1 июля
San Francisco Opera, 301 Van Ness Ave. 415.864 3330
Sfopera.com
«Прогулка по Луне»
Ностальгический мюзикл продолжает летний сезон ACT. Лето 1969 г., демонстрации против Вьетнамской войны. Запущен «Аполлон-11», пилотируемый космический корабль, летящий в сторону Луны. В курортном городке Катскилл в штате Нью-Йорк молодая еврейская семья занята повседневными делами. Домохозяйка Перл Кантарович знает, что ее мужа, мастера по ремонту телевизоров, ни о чем не допросишься, он всегда уставший. Дочка-тинейджер начинает качать права, и от всего этого у Перл голова идет кругом.
Героиня знакомится с колесящим по городам симпатичным коммивояжером, он очаровывает молодую женщину. В ней просыпается стремление сбросить с себя быт и пуститься в открытое плавание.
Рок и фолк шестидесятых вплетены в музыкальную структуру спектакля, поставленного по мотивам популярного американского фильма «Прогулка по Луне».
Режиссер Шерил Каллер энергично и с долей юмора рассказывает зрителям о неожиданных переменах в жизни своих героев.
A Walk on the Moon, A World-Premiere Musical
9 июня – 1 июля
ACT’s Geary Theater,405 Geary St., 415.749 2228, act-sf.org
«Мягкая власть»
Название Soft Power можно также перевести как «непрямое воздействие, непрямой нажим; мягкая сила»: речь идет о политологическом термине, обозначающем влияние, например, в международных отношениях, одной страны или политической системы на другую.
Термин во многом означает и культурное влияние одной страны на другие. В новейшей истории таким влиянием обладают европейские страны с богатой культурой и историей и Соединенные Штаты.
Драматург играет с термином, переворачивая его значение, поскольку в спектакле, а жанр его заявлен как пьеса с мюзиклом, мягкой властью стремится завладеть Китай. Известно, что режимам с элементами диктатуры и ограничениями в виде цензуры это не удается.
Дэвид Генри Хван (David Henry Hwang) родился в 1957 г. в Л.-А., его родители эмигрировали из Китая. Наибольший успех ему принесла пьеса «Мадам Баттерфляй», поставленная на Бродвее и обошедшая весь мир. Кстати, Хван особенно ценит спектакль 1990 года Романа Виктюка с покойным Эриком Курмангалиевым в главной роли. Сергей Маковецкий блистал в роли Пинкертона, нельзя не вспомнить замечательную работу художника Аллы Коженковой. Нет уже в живых и Левы Новикова, художника по гриму многих спектаклей Виктюка.
Но вернемся к «Мягкой власти». Хван обыгрывает киплинговскую формулу о Востоке и Западе и о том, что им не быть вместе, через призму американца китайского происхождения, каким он сам является. Также Хван говорил на недавно проходившей с ним и композитором Джанин Тесори встрече в театре Curran, какое влияние на него оказали мюзикл и фильм «Король и я» как отражение противопоставления Восток – Запад в популярной культуре.
Сюжет сложно закручен, герой переносится на два столетия вперед, оттуда он попадает в Америку, какой ее мог бы представить себе китайский автор мюзиклов, мечтающий воспользоваться мягкой властью как инструментом геополитической игры. Эта часть спектакля решена в виде мюзикла, штампы которого одновременно обыгрываются и высмеиваются.
В целом спектакль о том, как ныне формула «Восток – Запад» не совпадает с временами, когда Роджерс и Хаммерстайн сочинили «Король и я» в 1951 году.
По воле драматурга герой попадает на конвенцию в Л.-А., на которой присутствует Хиллари Клинтон. В качестве развлечения участникам конвенции предлагают посмотреть мюзикл «Король и я». Вымысел, культурологические отсылы и злоба дня изобретательно рифмуются. Получит ли власть над умами вкрадчивый китайский продюсер, который выходит на героя с предложением создать версию «Секса в большом городе», адаптированную для китайской аудитории с перенесенным в Шанхай действием?
Жизнь героя скрашивает девушка Зои, она актриса и остроумно размышляет о связях политики и шоу-бизнеса.
Невероятно иронично изображена Америка двадцать второго столетия глазами китайского героя.
Получит ли Китай, стремясь стать сверхдержавой, мягкую власть через свой масскульт, спрашивают авторы спектакля, при этом смеша и развлекая. Если есть жанр кино о кино или театра о театре, то в случае этого спектакля можно говорить о жанре мюзикла о мюзикле и мюзикла-антиутопии.
Режиссер Ли Сильверман работала и прежде с Д. Х. Хваном, и их сотрудничество продолжается.
Музыкальные номера поставлены стильно и с задором в духе 1950-х, золотого века американского мюзикла. В роли китайского продюсера запоминается Конрад Рикамора, обладатель мягкого красивого голоса.
Soft Power
20 июня – 8 июля
Curran Theatre, 445 Geary St.
SFCurran.com/soft-power
Бродвейская звезда
Пэтти Люпон
Театр Curran в рамках серии творческих встреч известных театральных деятелей и публики проводит вечер звезды многих бродвейских мюзиклов и шоу Пэтти Люпон. Актриса расскажет о своей карьере в музыкальном театре.
13 июня, 7 pm
Patti LuPone, Show and Tell
SFCURRAN.com
Angels in America
Спектакль Тони Такконе по пьесе Тони Кушнера «Ангелы в Америке» в театре Berkeley Rep.
До 22 июля
2025 Addison St. Berkeley
- 647 2949
Berkeleyrep.org
Концерты, фестиваль Охай
Восьмой год подряд сцена Zellerbach Hall принимает фестиваль Охай, носящий название городка в Южной Калифорнии. В Охай живут восемь тысяч человек, но на музыкальный фестиваль, проходящий там, приезжает масса любителей музыки.
В нынешнем году художественный руководитель фестиваля – Патриция Копачинская, талантливый музыкант, скрипачка, лауреат премии «Грэмми-2018».
Первый из четырех концертов фестиваля Охай называется «Прощай, Бетховен» – театрализованное музыкальное действо, в котором, благодаря театральным ходам, по-новому раскрывается классическая музыка.
Второй концерт целиком посвящен современному американскому композитору Майклу Хершу. Прозвучит его новое сочинение для двух сопрано и ансамбля.
Молдавская и румынская народная музыка – в третьем концерте. С Софьей Копачинской на сцену выйдут ее родители – музыканты Виктор и Эмилия Копачинские, игравшие в ансамблях народной музыки в Молдавии до отъезда семьи за границу.
Заключительный концерт фестиваля посвящен проникновенной музыке Бартока, Лигети и Стравинского. Это классика камерной музыки двадцатого столетия. Копачинская виртуозно солирует в сложном по технике скрипичном концерте Дьердя Лигети.
Ojai at Berkeley
14–16 июня, 101 Zellerbach Hall,# 4800, Berkeley
510.647 2949, calperformances.org
Ритм-энд-блюз на сцене Никко
Королева этого музыкального жанра, изначально основанного на блюзовых и джазовых направлениях 1930–1940-х годов, Марта Уош прославилась многочисленными хитами, в том числе It’s Raining Men; Carry On; Everybody, Everybody. В восьмидесятые она перешла на исполнение диско и поп. Карьера ее началась в афроамериканской церкви, в которой она пела ребенком. Певица дважды получила награду «Грэмми» и заслуженно считается живой легендой американской музыки.
29–30 июня, 8 pm. Hotel Nikko, 222 Mason St.
Martha Wash at Feinstein’s at the Nikko, 866-663-1063 ticketfly.com
Feinsteinsatthenikko.com
Джаз. SF Jazz 36 Festival
Ахмад Джамал, знаменитый американский джазист, виртуоз фортепьяно, обладает множеством почетных музыкальных званий и титулов и считается одним из столпов джаза. Он оказал влияние на Майлса Дейвиса, и оба музыканта при жизни Дейвиса соревновались в искусстве джазовой импровизации. Последующие поколения, включая Оскара Питерсона и Чика Кореа, сформировались под несомненным влиянием Джамала. Слава пришла к нему в 1958 году, с того времени музыкант записал десятки альбомов и выступил на основных мировых джазовых площадках. После трехлетнего перерыва Ахмад Джамал возвращается к концертным выступлениям.
6 июня, 8 pm
Ahmad Jamal. Davies Symphony Hall
Три концерта из программы нынешнего 36-го джазового фестиваля пройдут в Herbst Theatre. Это дань памяти выдающимся джазовым музыкантам прошлого.
Певица в жанре кантри осталась на музыкальном Олимпе своими хитами Walking, After Midnight, Crazy.
6 июня, 8 pm
Lavay Smith& Her Red Hot Skillet Lickers w/Bobby Black
Виртуозу клавиш Оскару Петерсону посвящен концерт с участием восьми знаменитых джазовых пианистов.
9 июня, 8 pm
Oscar Peterson Tribute
Benny Green, Bill Charlap, Renee Rosnes, Gerald Clayton, Justin Kauflin, Anthony Wilson, John Clayton & Jeff Hamilton
В концерте, посвященному легендарному кларнетисту Бенни Гудмену, участвуют два аса трамбона и два джазовых оркестра.
10 июня, 8 pm
Benny Goodman Tribute
Eddie Daniels, Anat Cohen, Gordon Goodwin’s Big Phat Band
Herbst Theatre, 401 Van Ness Ave.
В эти же и последующие даты концерты фестиваля продолжаются в Jazz Center.
Французские музыканты исполнят вариации на темы цыганской музыки и латиноамериканской самбы, танго, румбы.
6 июня, 7:30 pm
Monsieur Perine
Джазовую обработку «Битлз» и сан-францисскую интерпретацию цыганской музыки предлагают
7 июня в 7:30 pm Hot Club of San Francisco
San Francisco String Trio
Ирма Томас, королева соул из Нового Орлеана, известна как одна из лучших исполнительниц ритм-энд-блюз.
8 июня, 7:30 pm
Irma Thomas
Фестиваль продлится до 17 июня.
- 920.5299
SFJAZZ
Голубой кинофестиваль
Сан-францисская киноорганизация Frameline проводит в 42-й раз ежегодный LGBTQ Film Festival с представительной программой художественных и документальных фильмов, ряд которых участвовал в недавних смотрах мирового кино в Каннах, Берлине, Венеции, Торонто.
Будут показаны 150 фильмов из 30 стран. Отдельную секцию в этом году занимают фильмы о танце и исполнителях, среди них Shakedown o лесбийском стрип-клубе в Л.-А., Unstoppable Feat: The Dances of Ed Mock о сан-францисском художнике и танцовщике Эде Моке.
Американская лента Wild Nights with Emily («Бурные ночи с Эмили») посвящена эпизоду из жизни Эмили Дикинсон, чей вклад в американскую поэзию неоспорим.
Сенсация фестиваля в Сандэнсе, документальный фильм Studio 54 о знаменитом в семидесятые годы танцевальном клубе на Манхэттене, закрывает программу.
14–24 июня
Castro и другие кинотеатры
Frameline 42.
Lights. Camera. Take Action.
SF International LGBTQ Film Festival, frameline.org
Георгий ВЛАСЕНКО