Июльская афиша. Завершение летнего сезона
Нынешний цикл показов продолжает киноэпопею. Герои попадают в далекую галактику, где продолжают борьбу с силами «империи зла». Во всех трех частях эпопеи, включенных в летний сезон, оркестр SFS усиливает воздействие экрана своим прекрасным звучанием.
Фильмы под живую
музыку и концерты
«Звездные войны»
Нынешний цикл показов продолжает киноэпопею. Герои попадают в далекую галактику, где продолжают борьбу с силами «империи зла». Во всех трех частях эпопеи, включенных в летний сезон, оркестр SFS усиливает воздействие экрана своим прекрасным звучанием.
Star Wars Film Concert Series
18–21 июля,7:30 pm . A New Hope
26–28 июля, 7:30 pm. The Empire Strikes Back
29 июля, 7:30 pm; 2–3 августа,7:30 pm. Return of the Jedi
Праздник мариачи на сцене филармонии
Жанр мексиканской народной музыки мариачи впитал в себя народную музыку Андалусии и других районов Средиземноморья и музыкальные традиции мексиканских индейцев. Его родиной считается штат Халиско со столицей в городе Гвадалахара. Начало XXI столетия ознаменовало третий век мариачи.
Традиционно в ансамбле до двенадцати музыкантов. Участвуют гитара, гитаррон (большая гитара), виола, скрипка, труба, реже – флейта и арфа. Часто используется аккордеон, не являющийся, однако, мексиканским инструментом.
Костюмы музыкантов украшаются вышивкой и орнаментом, преобладают два цвета: черный и белый. Традиционно в белых костюмах исполнялись песни для дам, в серых мариачи пели на торжественных мероприятиях, таких как свадьба или похороны. На головах – сомбреро.
Ансамблем Mariachi Sol de Mexico руководит Хосе Эрнандес. В программе концерта – излюбленные баллады и песни мариачи, сентиментальные и протяжные, и бурно несущиеся, как наездник в мексиканской степи.
Mariachi Sol объехали множество стран, и их концерты с успехом проходят в основных городах США.
Mariachi Sol de Mexico
12 июля, 7:30 pm
Романтизм эпохи декаданса, Рахманинов и Чайковский
Можно поспорить с тем, насколько совпадают или не совпадают хронологические рамки музыкальных и литературных движений. Декаданс в русской поэзии и вообще декадентство в русском искусстве сложились после расцвета реализма XIX века, которому предшествовал романтизм.
Романтизм Чайковского (1840–1893) несомненно повлиял на Рахманинова (1873–1943). Начало музыкального пути Рахманинова проходило под его наставничеством. Произведения двух гениев русской музыки объединены в нынешнем концерте.
Уильям Хаген, лауреат многочисленных музыкальных премий, исполняет скрипичную партию в скрипичном концерте Чайковского.
Дирижирует талантливый британский двадцатипятилетний дирижер Александр (Алекс) Прайор, правнук Константина Станиславского.
Во втором отделении – Симфония №2 Рахманинова.
Decadent Romance: Rachmaninoff and Tchaikovsky
13–14 июля, 7:30 pm
Исполнитель музыки хип-хоп Коммон
В 1992 г. Коммон выпустил альбом Can I Borrow a Dollar («У вас можно занять доллар?»), принесший ему славу одного из ведущих исполнителей хип-хопа. Музыкальный жанр имеет много направлений: от легких стилей, как поп-рэп, до агрессивных и динамичных, как хардкор-рэп и хорроркор.
Хип-хоп появился в начале 1970-х. Социальный протест был в основе движения. Баскетбол, граффити, штаны на несколько размеров больше нужного, происходящие от тюремных роб, толстовки с капюшонами, короткие стрижки и дреды на головах.
В танце хип-хоп ярче всего проявился в брейк-дансе с набором спортивных движений, включая верчение на голове.
Контркультурное движение постепенно интегрировались в общее русло современной, в том числе коммерческой, культуры. Хип-хоп, граффити, рэп близки. В России хип-хоп появился на десять лет позже, в начале 80-х, в Самаре. «Бэд Баланс», «Мальчишник», Михей, Богдан Титомир, Дельфин – немногие имена из списка артистов того времени.
Коммон представит на своем концерте номера из нового альбома Black America Again («Черная Америка снова») наряду со своими известными хитами в сопровождении оркестра SFS. Дирижирует Стивен Райнеке.
Common with the San Francisco Symphony
1 августа, 7:30 pm
Этим концертом завершается летний сезон. Открытие сезона 2018–2019 состоится 5 сентября.
Davies Symphony Hall, 201 Van Ness Ave. 415.864. 6000 sfsymphony. org
Завершение вагнеровского цикла
На протяжении трех недель Сан-Францисская опера давала возможность трижды прослушать вагнеровскую тетралогию «Кольцо нибелунга».
Премьера цикла, как известно, состоялась в 1876 году после завершения строительства оперного театра, который был воздвигнут специально для постановки в Байройте. На написание четырех опер ушло 26 лет. С 1869 года композитор жил на средства короля Людвига Второго, мецената и страстного поклонника Рихарда Вагнера. Монарх разорил казну своего королевства и, возможно, был убит приближенными для избежания полного банкротства государства. Смерть его, как предполагают, была инсценирована как несчастный случай и преподнесена как трагическая случайность. Людвиг был найден утонувшим.
Лукино Висконти в своем замечательном «Людвиге» задался целью проследить, насколько власть и безумие при одержимости красотой и искусством могут умещаться в одной человеческой судьбе.
Тень трагедии и трагичности лежит на музыке Вагнера, несомненно представляющей собой одно из величайших достижений оперного искусства и музыки в целом.
Постановщик «Кольца» Франческа Замбелло отказалась от режиссерских указаний Вагнера, оставленных им, согласно которым мифологический ключ и интонация были основными в том, как композитор видел цикл воплощенным на сцене.
«Был ли у меня феминистский подход? Нет, но я увидела женские персонажи оперы достаточно сильными, чтобы стереть шрамы разрушения». Режиссер сфокусировала внимание на теме разрушительного влияния индустриализации на экологию. В ряде сцен горы бутылок под бетонным фривеем напоминали о времени, когда во время землетрясения рухнула часть фривея на улице Оук в Сан-Франциско.
Небожители Валгаллы одеты в костюмы рубежа XIX и XX столетий. Ретростиль временами перемежается костюмами милитари: бушлаты, шинели, черная кожа.
Сила вагнеровской музыки такова, что любые интерпретации допустимы, даже если мифологический пласт и не главенствует в данной постановке.
«Золото Рейна» – первая часть тетралогии, она вводит слушателя в мелодический мир композитора, исполненный героики и величия. Оперы эти можно рассматривать и как драму идей. Несомненно, композитора занимали философские идеи, в том числе Шопенгауэра, которые он излагал средствами музыки и театра.
Вторая часть «Валькирии» повествует о девяти дочерях бога Вотана. Одна из них, Брунгильда (замечательное сопрано Ирен Теорин из Швеции), ослушивается, и в наказание Вотан погружает ее в длительный сон на вершине горы, из которого ее сможет вывести лишь храбрейший из мужчин. В финальной сцене уснувшую Брунгильду окружает огненное кольцо.
«Валькирии» очень лиричны за счет женских голосов. Также появление нового персонажа – Зигмунда – дает новое направление драматургической части оперы.
В целом же постановка « Кольца» и его успех у публики подтверждают интерес к классическому оперному жанру в нетрадиционной интерпретации.
Открытие нового оперного сезона состоится 7 сентября.
Sfopera.com
(415) 864-3330
Окончание сезона в ACT
Театральный сезон в American Conservatory Theater завершается драмой Урсулы Рани Шарма A Thousand Splendid Suns («Тысяча великолепных солнц»), написанной по роману-бестселлеру Халеда Хоссейни, писателя афганского происхождения, живущего в Районе Залива.
Спектакль с успехом был поставлен в 2017 г. в ACT, позднее – в Канаде и нескольких американских театрах.
Это история трех поколений афганских женщин, нашедших силы сплотиться, выжить и попытаться быть счастливыми перед лицом войны и смерти.
Спектакль поставлен Кэри Перлофф, он завершает ее режиссерскую карьеру на посту художественного руководителя ACT.
A Thousand Splendid Suns
17–29 июля
ACT’s Geary Theater,405 Geary St., 415. 749 2228, act-sf.org
Концерт Сары Газарек
Известная американская джазовая певица Сара Газарек выступит с программой вокальных номеров из ее альбомов Dream in Blue («Мечта в голубом»), Blossom & Bee («Пчела и цветок»), Return to You («Возвращение к тебе»). Аккомпанировать будет нью-йоркский пианист Петер Элдридж. Джазовые критики отмечают экстравагантный стиль исполнения, отличающий певицу.
Родилась она и выросла в Сиэтле, джазом увлеклась в университете, за выступления на джазовых фестивалях награждена рядом музыкальных премий. Живет в Лос-Анджелесе и преподает джаз.
Feinstein’s at the Nikko, 866-663-1063, ticketfly.com
Feinsteinsatthenikko.com
12 июля, 8 pm
Джаз, джаз, джаз
Центр джаза продолжает проводить концерты с ведущими американскими джазовыми музыкантами и с представителями разных стран.
Четыре концерта отражают историю стиля блюграсс, известные состоявшиеся и заслуженные музыканты передают своеобразную эстафету молодому поколению исполнителей.
Творчеству Джанго Рейнхардта, французского гитариста-виртуоза, и его влиянию на американский джаз посвящен концерт с участием музыкантов из групп «Дастбоул Ревайвл» и «Хот Клаб оф Каутаун».
Рейнхардт, основатель стиля джаз-мануш, родился в 1910 г., умер в 43 года в 1953 г.
Джанго на цыганском языке означает «Я просыпаюсь», с этим прозвищем музыкант покорил джазовый Олимп.
Dustbowl Revival Hot Club of Cowtown
12 июля, 7:30 pm
Давид Грисман считается ведущим исполнителем джаза на мандолине и одним из пионеров стиля нью-грасс. В концерте участвуют Дэнни Барнс (банджо), басист Самсон Грисман и Бад Ливерс.
David Grisman “The Dawg Trio”
13 июля, 7:30 pm
Два поколения музыкантов стиля блюграсс, американской музыки кантри из района Аппалачей, участвуют в концерте. Струнную джаз-группу возглавляет лауреат «Грэмми» Дел Маккури, выступят также его сыновья Ронни и Роб.
Del Mccouri & The Travellin’ Mccourys
14 июля, 7 и 9:30 pm
Виртуоз мандолины и стиля блюграсс, вокалист Сэм Буш выступит с программой, продолжающей серию концертов, посвященных этому стилю.
Sam Bush w/Special Guests
15 июля, 7:30 pm
Электросоул, три вечера электронной музыки, пронизанной солнцем и ритмом, в исполнении Тэйлора Макферина и Маркуса Гилмора.
Taylor McFerrin Featuring Marcus Gilmore
12,13 и 15 июля, 7 и 8:30 pm. 14 июля, 7:30 и 9 pm
Посвящается
Филипу Глассу
Известный американский композитор родился в 1937 г., к концу 60-х он стал одним из основателей минимализма, музыкального направления, основанного на сочетании и повторении звуковысотных и ритмических ячеек (паттернов). В ходе композиции паттерны многократно повторяются и слегка варьируются.
Гласс вместе с Джоном Адамсом относится к столпам американского музыкального модернизма.
Признание критики получили многие сочинения Гласса, оперы «Эйнштейн на пляже», «Сатьяграха», одиннадцать симфоний, семь струнных квартетов, музыка к театральным постановкам и фильмам, особенно к лентам Годфри Реджио.
Композитор участвует в четырех концертах Центра джаза как пианист.
В рамках камерного трио с Лавинией Мейер (арфа) и Мэттом Хаймовитцем (виолончель) Филип Гласс (фортепьяно) исполняет свои сочинения.
Philip Glass, Matt Haimovitz & Lavinia Meijer
19–20 июля, 7:30 pm
В два следующих концерта фестиваля Гласса включены произведения для двух фортепьяно.
Вместе с Глассом на сцену выйдут Антон Батагов, Аарон Диэль и Дженни Лин.
Philip Glass, Anton Batagov, Aaron Diehl & Jenny Lin.
21–22 июля, 7:30 pm
Цыганские ритмы
и мотивы
Французский джазовый коллектив Paris Combo в своих композициях сочетает элементы фламенко, французского шансона и альтернативного кабаре, используя музыкальное наследие Джанго Рейнхардта. Прозвучат также латиноамериканские мелодии, в целом же атмосферу концерта можно назвать сочетанием стильного европейского ретроджаза 1930-х годов и кабаре.
Paris Combo
26, 27, 28, 29 июля, 7:30 pm
Живые легенды
кубинского джаза
Знаменитые кубинцы Чучо Вальдес и Гонсало Рубалькаба – в четырех концертах, посвященных афроамериканскому джазу.
Chucho Valdes & Gonzalo Rubalcaba
2, 3, 4, 5 августа, 7:30 pm
SFJAZZ CENTER 201 Franklin 415.788.7353
SFJAZZ.org
Еврейский
кинофестиваль
В программе XXXVIII Еврейского кинофестиваля – 67 фильмов из 23 стран. Открывает его Love, Gilda («С любовью, Гильда»), документальная лента о блестящей комедийной актрисе Гильде Раднер, впервые вышедшей на эстрадную сцену 40 лет назад. Зрители старшего поколения помнят некоторые женские образы, созданные этой актрисой. Она, кстати, была первой ведущей популярного телешоу Saturday Night Live. Режиссер Лиза Д’Aполито с любовью воссоздает образ разносторонней актрисы в своем фильме.
Вообще стоит заметить, что в программе фестиваля целый ряд новых интересных документальных фильмов, в частности Sammy Davis, Jr.: I’ve Gotta Be Me («Сэмми Дэйвис – мл.: быть самим собой») о чечеточнике и эстрадном артисте С. Дэйвисе. Его роман с кинозвездой Ким Новак привел к скандалу, когда один из главных людей на киностудии «Коламбия Пикчерс» почти приказал Дэйвису прервать его отношения и вообще ухаживать за барышнями темного цвета кожи. Вскоре Дэйвис попал в тяжелую автокатастрофу, потерял глаз и вынужден был оставить шоу-бизнес. Он перешел в иудаизм и активно поддерживал Джона Кеннеди во время предвыборной кампании, участвовал в марше Мартина Лютера Кинга и в борьбе за гражданские права. Он удивил многих своей поддержкой Ричарда Никсона в год его переизбрания. Дэйвис был талантлив, противоречив, и об этом говорят в своих интервью о нем Джерри Льюис и Вупи Голдберг.
Shalom Bollywood: The Untold History of Indian Cinema («Шалом, Болливуд: нерассказанная история индийского кино») документалиста Дэнни Бен-Моше повествует о том, как четыре актрисы-еврейки активно снимались в индийском кино на протяжении 40 лет под псевдонимами Сулошана, Мисс Роза, Прамила и Надира. Они воплотили на экране сотни женских образов. Наверное, их история могла бы стать еще одним бестселлером Романа Гари…
Hands On/ Hand Off: Anatomy of a Feminist Film Movement
Специальный раздел фестиваля в этом году следует общественным движениям # MeToo («Я тоже») и Time’s Up («Настало время»), призванным положить конец сексуальным домогательствам по отношению к женщинам в киноиндустрии. Американская Киноакадемия поддерживает эти инициативы.
Документальные фильмы Синтии Лоуэн Netizens («Пользователи сети») и Нэнси Шварцман Roll Red Roll («Такая красная дорожка»), голливудский фильм 1933 года Baby Face («Куколка») в этом разделе дают возможность под разными углами взглянуть на обсуждаемую проблему.
В разделе игрового кино обращает на себя внимание Budapest Noir («Будапештский нуар») режиссера Эвы Гардош. В традиции фильма-нуар большая часть сцен снята ночью, когда опасность таится в переулках и подворотнях, по которым ходят герои фильма, будапештский детектив и привлекательная женщина не очень строгого поведения. Правда, увлечение детектива вскоре заканчивается, так как женщину находят убитой. Роскошные салоны Буды и трущобы Пешта 1936 года – время действия картины – стильно сняты и дополняют тревожную атмосферу фильма, пронизанную тайной и преступлением.
Фестивальные показы в Сан-Франциско – с 19 по 29 июля, в Районе Залива – с 19 июля по 5 августа.
San Francisco Jewish Film Festival 38
(415) 621-0523; boxoffice@sfjff.org
Георгий Власенко