“Итальянкa в Алжире”

Share this post

“Итальянкa в Алжире”

Венеция. Театр “Сан-Бенедотто”. Имено здесь в мае 1813 года состоялась премьера оперы Дж. Россини “Итальянка в Алжире”. В 21 год за двадцать один день молодой композитор завершил это произведение на либретто Анджело Анелли. С той поры Россини пишет ежегодно, обеспечивая оперными шедеврами все театры Европы. За свою творческую жизнь он написал 40 опер. Нам же известны “Золушка”,“Севильский цирюльник”,“Турок в Италии”, “Итальянка […]

Share This Article

Венеция. Театр “Сан-Бенедотто”. Имено здесь в мае 1813 года состоялась премьера оперы Дж. Россини “Итальянка в Алжире”. В 21 год за двадцать один день молодой композитор завершил это произведение на либретто Анджело Анелли.

С той поры Россини пишет ежегодно, обеспечивая оперными шедеврами все театры Европы. За свою творческую жизнь он написал 40 опер. Нам же известны “Золушка”,“Севильский цирюльник”,“Турок в Италии”, “Итальянка в Алжире”, “Сорока-воровка”. Понемногу открываем для себя очарование этой изумительной музыки.

После триумфального шествия по европейским подмосткам“Итальянка” добралась и до России. Но ставилась иностранными труппами – на немецком языке в Петербурге в 1817 году и на итальянском – в Москве в 1822 году. Только в 2009 году опера была вперые исполнена российскими актерами. Это было в театре “Зазеркалье” в Санкт–Петербурге.Вскоре она получила прописку и в московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Итальянка Изабелла ( меццо-сопрано Лиса Чавес) и бей Мустафа (бас Нэйтан Старк)

“Итальянка” путешествуeт по всему миру. При полных залах премьеры прошли в Вене, Берлине и Мюнхене, Нью-Йорке и Сиэтле, Милане, Лиссабоне, Болонье, Праге и других городах. Добралась она и до Сан-Хосе.

За плечами Оперы Сан-Хосе уже 30 весьма интересных и содержательных сезонов. Особо пользуются популярностью такие известные композиторы, как итальянец Джузеппе Верди, немец Вольфганг Моцарт, русский Игорь Стравинский, итальянец Джаккомо Пуччини, австриец Иоганн Штраус и, конечно, итальянец Джоаккино Россини.

Однажды я пошел на комическую оперу “Турок в Италии”. Мой знакомый Скотт, любитель оперы, тогда мне сказал:

– Раз “Турок” здесь, то не за горами время, когда появится и“Итальянка”. Мне, кажется, что oни у Россини, как родственники: куда один – туда же следует другой.

И он оказался прав, и вот она, “Итальянка ”. Что и говорить, моя мечта сбылась! У женщины не спрашивают, сколько ей лет, гласит народная мудрость. Мы же знаем возраст. Но перед нами яркая, красивая, музыкальная и увлекательная дама.

Образы прекрасных женщин мы видим во многих операх Россини. Взять хоть “Итальянкy”. Мужественная Изабелла (меццо-сопрано Лиса Чавес) отправляется на поиски пропавшего возлюбленного, да еще берет в свою компанию поклонника. Не испугалась грозных корсаров и страшного гарема, сумела прибрать к рукам и обвести вокруг пальца бея Мустафу. Спасла своего Линдора и вернула счастье Эльвире – жене Мустафы, кoторую бей хотел выдать замуж за своего раба. Хитрой и изобретательной видим мы ее на любовном свидании с Мустафой, нежной и страстной – в сценах с Линдором. Певица была убедительна в дуэтах со своим любимым, в речитативах и общих ансамблях.

Она обладает прекрасным меццо-сопрано. Молода, но в ее активе уже немало ярких выступлений: Судзуки (“Мадам Баттерфляй”), Донна Эльвира (“ Дон Жуан”), Маддалена (“Риголетто”). Не случайно в газетах “Нью-Йорк таймс” и “Сан-Франциско Кроникл” немало добрых слов о талантливой певице.

Замечательно сыграл свою роль Нэйтан Старк, приглашенный гость на роль Мустафы, обладающий превосходным басом. У него полная органика в вокале и в актерской игре, яркий темперамент. Он был таким разнообразным: одновременно спесивым и самодовольным упрямцем, недалеким и наивным, смешным и нелепым, самовлюбленным и влюбленным в итальянку. У артиста большой опыт. Только в прошлом сезоне Нэйтан был занят на ведущих ролях в Митрополетен Опера, в других оперных театрах.

Молодой тенор Майкл Дайли завоевал симпатии зрителей с первого же выхода на сцену. Его Линдор в выходной арии немного погрустил о любимой Изабелле, а неожиданно встретив ее, превратился в активного помощника своей возлюбленной. Их дуэты, лиричные и страстные, радовали искренностью и гармоничностью.

Таддео – давний поклоник Изабеллы (баритон Мэтъю Хэнском). Он вместе с ней плывет на фрегате. Их цель – спасти возлюленного Изабеллы. Когда же пришло трудное время – пираты захватили корабль, и они попали в плен – Таддео словно кто-то подменил. Он, как недотепа, мечется между ревностью и инстинктом самосохранения. Но, как говорят: хорошо то, что хорошо кончается.

Много добрых слов можно сказать и о других исполнителях, которые довольно много времени проводят на сцене. Это жена бея Эльвира (сопрано Изабелла Айви), капитан корсаров Али (бас Сайлес Илэш), Зульма- рабыня Эльмиры (меццо- сопрано Никола Принц). Каждый из них внес свою лепту в успех этой оперы.

Не умаляя достоинства каждого участника, хочу отметить и ту роль, которую сыграл режиссер-постановщик Майкл Шелл. Мне было интересно узнать, что он закончил школу танцев, разбирается в хореографии, прекрасно играет на многих музыкальных инструментах, имеет навыки дирижера оркестра и хорового коллектива. Закончил университет и музыкальную консерваторию.

Майкл “дружит” с известными оперными композиторами – с Георгом Генделем (поставил “Юлий Цезарь в Египте” на сцене оперы в Мичигане), Джузеппе Верди (“Травиата” в Пиeдмонде), Вольфгангом Моцартом (“Волшебная флейта” в Вирджинии). Но особенно, как я понял, он влюблен в Джоаккино Россини и его веселые оперы. Буквально перед “Итальянкой” Майкл поставил “Севильский цирюльник” в Филадельфии, и затем уже его путь лежал к другой опере Россини в Сан Хосе.

Майкл Шелл легко строит мизансцены, работает с хором и солистами, у него масса остроумных находок, вызывающих смех в зрительном зале, и все дeлается в соответствии с музыкой Россини, органично, живо, веcело и занимательно.

Дирижер оркестра Андрю Вимфилд по-настоящему проникся музыкой Россини и свое понимание умело воплотил в опере. Музыка блещет остоумием, пленяет лирической пpелестью. Оркестр был важным слагаемым в успехе “Итальянки”, чутким партнером певцов.

Раскрыть идею спектакля помогали и костюмы, сделанные с выдумкой, озорством и вкусом. К примеру, Изабелла хороша и в элегантном европейском наряде, и в восточном, и в пикантном. B костюмах же Мустафы преобладают роскошь и блеск золота и мишуры. Впечатляют высокие красные головные уборы пиратов, голубые и синие тона в одежде Эльвиры. Постарались и художники – декораторы: красочно, ярко и с большим вкусом была офрмлена сцена.

… Был чудесный ноябрьский вечер. Я прощался со Скоттом, любителем музыки Россини.

– Да, – сказал он, – вот какая она, любящая итальянская женщина. Теперь я понимаю, почему ты так рвался c ней познакомиться.

Борис ГОЛЬДИН

Сан-Хосе

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »