Исправление мира
Сорок второй президент США Билл Клинтон, чья супруга претендует на этот пост на предстоящих выборах, выступил на днях в еврейском центре Century Pines, где сказал, что американские евреи как никто другой осознают важность предстоящих выборов и угрозу, которая нависла над будущим страны, над их детьми и внуками, и потому не могут позволить себе оставаться в […]
Сорок второй президент США Билл Клинтон, чья супруга претендует на этот пост на предстоящих выборах, выступил на днях в еврейском центре Century Pines, где сказал, что американские евреи как никто другой осознают важность предстоящих выборов и угрозу, которая нависла над будущим страны, над их детьми и внуками, и потому не могут позволить себе оставаться в стороне.
Сильно сказано. Оратор еще много чего говорил про евреев, и это позволило The Jerusalem Post предположить, что господин Клинтон едва ли не путает американскую практику политических выступлений с «лихорадочными израильскими дебатами», что бы газета под этим ни понимала.
Некоторую ясность в происшедшее, возможно, внесет недавняя публикация очередной порции информации осиротевшей в силу сразу нескольких причин организации WikiLeaks, в которой подробно описывается, как Хаим Сабан, один из спонсоров Демократической партии США и в то же время патриот Государства Израиль, настоятельно, как было сказано, рекомендовал штабу госпожи Клинтон провести четкую границу между ее позицией и позицией Обамы в отношении Израиля. Действующего президента США, мол, не рекомендовалось критиковать, а советовалось подчеркивать особое дружеское отношение кандидата в президенты от Демократической партии к еврейскому демократическому же государству. Демократия, дескать, к демократии.
Пишут, что Сабан сообщал: поддержка Демократической партии еврейской общиной падает. Например, в 1992 году Билла Клинтона поддерживали 80 процентов американских евреев, а через 20 лет за Барака Обаму голосовали 69. И для того чтобы потерянные еврейские голоса найти и вернуть, следует, согласно Сабану, бороться с любыми проявлениями антисемитизма и движения BDS («Бойкот, вывод инвестиций, санкции») и постоянно говорить о готовности США обеспечить безопасность Израиля.
Никакой ясности в смысл выступления господина Клинтона очередные смывы информации не внесли. Поэтому, читая пересказ его выступления, мы продолжаем удивляться. Так, бывший американский президент призвал соотечественников учиться культуре политических дебатов у израильтян. Он сказал фразу, на русский разными изданиями переводимую по-разному, но, в принципе, можно согласиться с таким переводом: «Сражаться как черти против того, с чем мы не согласны, но по окончании борьбы вновь объединиться и двигаться дальше, в будущее, оставаясь светочем надежды и маяком свободы для остального мира. Это куда важнее, чем любая конкретная проблема».
Не хочется сравнивать разные светочи, но, коли уж на то пошло, один из них, а именно израильский, не позволяет «объединяться и двигаться дальше» в сомнительных случаях. Можно много говорить о том, было ли что-то на самом деле между президентом Израиля Моше Кацавом и дамами, зашифрованными под именами «алеф», «бет» и так далее, или между премьером Эхудом Ольмертом и застройщиками «Холиленда» или не было, но то, что было установлено, пусть и формально, в Израиле стало основанием для наступления юридических последствий, определяющих содеянное как явление, совершенно несовместимое со статусом подозреваемого. Произошедшее же в Штатах между президентом Клинтоном и практиканткой Левински, будучи оформленным в виде смыслового казуса, заставляет подозревать, что из любой ситуации можно выйти без особого ущерба, если не принимать во внимание такую мелочь, как совесть.
Ладно, оставим это. Вернемся к выступлению Клинтона. Неизвестно, что послужило толчком, но только, слушая его, впору было удивляться тому, насколько широко распростерла каббала крылья свои над всеми, даже отнюдь не обязанными своим существованием ей, каббале, способами существования белковой материи. Клинтон использовал термин, взятый из каббалы – «тикун олам», причем считая, что это обозначает еврейскую концепцию усовершенствования мира, и призвал американцев «наводить и укреплять мосты», объединяющие народ.
Между тем «тикун олам», что значит «исправление мира», в каббале означает не усовершенствование, как считает бывший президент, мира, а его исправление. При этом должно признаваться, что мир надо исправлять по причине потери им гармонии.
Кто же должен, по Клинтону, «наводить и укреплять мосты», объединяющие народ? Сам он об этом не сказал. Но в каббале это делает Машиах при помощи инструмента, которым является божественный свет, а сам Машиах здесь – сила, которая вытягивает человека из его эгоизма, из желания использовать всех в свою пользу.
В общем, господа, я думаю, вам уже ясно, что каббала – не такая вещь, о которой можно говорить между делом. Сделаем только вывод, что формулировка «желание использовать всех в свою пользу» очень напоминает побудительный мотив Демократической партии в том, по крайней мере, смысле, который партия использует в предвыборной кампании.
Инициированный США «мирный процесс», в котором американский демократ Клинтон мирил социалистов Рабина и Переса с социалистом Арафатом, задал тон на десятилетия вперед. Он вполне вписывался в послевоенный (имеется в виду Вторая мировая) политический мейнстрим, когда стало приличным распускать империи и в массовом порядке создавать на месте их колоний независимые государства, невзирая на степень их готовности к независимому существованию. Заранее создавший инфраструктуру еврейский ишув Палестины, в отличие от инертной арабской массы, дал созданному в 1948 году Израилю заметную фору, что совершенно необоснованно вызвало смертельную обиду арабов. Надменно приняв хлопоты Клинтона, Арафат, тем не менее, считал, что он и его «палестинцы» не обязаны и пальцем пошевелить для обустройства своей жизни. Той же позиции придерживается и Махмуд Аббас.
Покровительственное отношение вашингтонской администрации к подобному поведению привело к тому, что и в самой Америке среди значительной части населения, представленной всякого рода меньшинствами, возобладали подобные иждивенческие настроения.
Между кем предлагает господин Клинтон наводить и укреплять мосты? Что в мире он хочет исправить? То, что сделала Демократическая партия с его посильным участием? Или надеется на вмешательство Машиаха? Но тот, по определению, должен начать с вытягивания людей из эгоизма, из желания использовать других в свою пользу. Но не есть ли это пребывание в эгоизме, как и желание использовать других, именно тем, к чему и апеллируют демократы в своей борьбе за власть?
Вряд ли Билл Клинтон, используя иудейские термины в ходе предвыборной кампании своей супруги, всерьез задумывался над их смыслом. Все, что делается по советам консультантов, если оно не совпадает с собственным мироощущением, вызывает у окружающих чувство неловкости. Такое сильное, что начинаешь испытывать необходимость хоть в каком-нибудь исправлении мира, даже самом незначительном.
Сергей ВОСКОВСКИЙ