Идеи, мысли и мечты
«Сколько ни говори «халва», во рту сладко не станет»: считается, что эта восточная поговорка справед-лива всегда. Но это верно лишь до тех пор, пока услышанное слово не совпадет по времени со вкусом лакомства. Как только это произошло – слово будет вызывать те же реакции, что и непосредственное воздействие на рецепторы. Во рту станет сладко.
Примерно так объясняется термин «вторая сигнальная система», при этом следует иметь в виду, что первая сигнальная система реализует реакцию человеческого мозга на прямой сигнал от конкретного объекта окружающей среды, имеющего конкретные свойства.
А существует ли третья? Как быть с идеями, с мыслями, с призывами, с чувствами и мечтами?
Тютчев, например, то ли ощущая что-то, то ли предчувствуя, констатировал, что «мысль изреченная есть ложь», и советовал читателям: «Молчи, скрывайся и таи/ И чувства и мечты свои…».
Не все так трепетно относились к столь деликатной сфере.
Маркс описал алгоритм, который мог бы реализовать и чувства, и мечты. В статье с критикой Гегеля он указал, что, не имея материальной силы для опрокидывания такой же силы, следует не опускать рук, а делать так, чтобы массами овладела некая теория, могущая стать материальной, опять же, силой. А это возможно лишь тогда, когда она становится радикальной. Быть же радикальным, писал основоположник, значит понять вещь в ее корне. Но корнем является для человека сам человек.
Что же из этого следует? Из этого следует многое. И, прежде всего, то, что, несмотря на отсутствие общепринятого термина, приемы скрытного связывания с неким сигналом определенного понятия (мысли, мечты, а не конкретного объекта, как в случае второй сигнальной системы) давно разработаны и успешно применяются. Об одном из них мы и поговорим.
Феномен ссылки на очевидца известен давно. «Лучше один раз увидеть» сказано не зря. Довольно долго авторы газетных сообщений с мест событий ставили перед своим именем слова «от вашего собственного корреспондента», и газетному слову верили.
Но что там говорил Маркс про корень для человека? Он говорил, что корнем для человека является сам человек.
Почему я должен верить корреспонденту? Он получает за свою работу деньги, стало быть, если ему заплатить больше, он напишет что угодно. Так, наверное, думали многие, что, в конце концов, и привело к падению авторитета печатного слова.
Кто же не обманет, не выдумает, не наврет? Да мы с вами. Вы и я. Если нам дать возможность, мы будем писать только правду и ничего кроме правды.
Но во времена бумажных газет такой возможности не было. Она появилась с распространением электронных средств коммуникаций. Теперь каждый мог стать блогером, то есть иметь в Сети некую площадку, где никто не мешает ему писать все что угодно. За исключением подпадающего под уголовный кодекс.
Если такой же человек, как я сам, пишет о чем-то, то наверняка он знает, что делает. Ведь и я бы так делал. Поэтому я предпочту его блог колонкам платного журналиста, думали люди. Все, конечно, не так просто, но именно так и происходит, если понять вещь, то есть человека, в его корне. Это, говорил Маркс, возможно в рамках радикальной идеи, а уж она-то, радикальная идея, и позволяет овладевать массами. Поголовное участие в соцсетях и эффект безоговорочного доверия тому, что в них пишется, – вот основа распространения в массах любой идеи, мысли или мечты.
Блогерами становятся по трем причинам. Первая – из-за денег. Считается, что у блогеров их много. Вторая – в поисках минуты славы. На блогеров ссылаются, их приглашают на телевидение. Третья – от нечего делать.
Блогеры третьей категории быстро выбывают из строя, блогеров первой не так уж и много, как считается, вторая же категория самая многочисленная и частично совпадает с первой.
Пишут блогеры эмоционально, их тексты (по крайней мере, русскоязычные) напоминают произведения авторов лубочных книг, весьма распространенных в 19 веке, лексикон варьирует от крестьянского говора того же века до дворовых жаргонов наших дней. Видимо, считается, что так сподручнее всего достучаться до целевой аудитории.
Блогерская масса представляет собой источник, так сказать, белого шума, в котором можно найти все что угодно.
Стало быть, новая сигнальная система выбирает из бесчисленного множества сообщений, публикуемых блогерами, нужное и тиражирует его в качестве гласа народа. Если же нужного нет, оно легко выдумывается (кто проверит?) или фальсифицируется путем создания фальшивых аккаунтов.
И вот уже в США предлагают запретить Марка Твена за расовую неполиткорректность, Толкиена – за гендерную, а в России собираются проверять детскую книжку про Незнайку на Луне на предмет разжигания ненависти к социальной группе «полицейские».
Идеи и мысли благодаря новой сигнальной системе распространяются самые разные: от вполне безобидных, хотя и странных, до преступных. Среди первых можно отметить всяческие выступления за или протесты против. К примеру, люди, испытывающие необъяснимую тягу к публичному обнажению, нашли утешение в виде всяческих кампаний. Они раздеваются против насилия, за мир, чтобы привлечь внимание к той или иной проблеме и просто в поддержку любимой спортивной команды. Ко вторым относится то, что высказывается и транслируется в различных закрытых сообществах соцсетей, включая и призывы к джихаду и терактам.
Есть и промежуточные категории. В Израиле после выхода новой версии фильма «IT» в соцсетях появились группы, участники которых ходят ночью по городам в клоунских масках, пугая прохожих. Появляются и такие, где группируются те, кто охотится на «клоунов». Чем это может кончиться, бог весть.
Наверное, в больших городах всегда было много чудаков и чудачеств. Аксенов, попав в Штаты в 1980-м, кажется, году, с удивлением описывал жизнь Нью-Йорка, в котором кого только не встретишь и что только не увидишь. Но за пределами мегаполисов об этом практически ничего известно не было. К тому же все это может быть и интересно, но интересно лишь для участников. Посторонний наблюдатель, видя это, чувствует себя, как трезвый человек, попавший в компанию подвыпивших.
Ныне же, когда дело почти дошло до создания мечты глобалистов – всемирной деревни, когда каждый мгновенно может связаться с каждым в любой части света, все тут же становится достоянием всех и тотчас находит сторонников и подражателей.
Я не для того все это здесь писал, чтобы отговорить читателей от участия в социальных сетях или, подобно луддитам, протестовать против развития технологий. Все, что делается, это, в конце концов, к лучшему. Книгопечатание тоже в самом начале подорвало монополию церкви на контроль над знаниями, от чего ожидали едва ли не конца света. Кино при его зарождении называли могильщиком театра, телевидение грозило крахом кинематографу. Но все утряслось, все нашло свое место. То же будет и с современными способами и средствами связи и общения. Необходимо лишь смотреть на их развитие открытыми глазами, понимая, что издержки неизбежны. Что всякий раз, когда открываются новые возможности, ими могут пользоваться не только во благо. Но по прошествии некоторого времени возобладают идеи, мысли и мечты, которые помогали людям всегда.
Сергей ВОСКОВСКИЙ