Грядут худые времена
Что это за стихия такая – время?
Дух времени яснее других улавливают самые чуткие из нас – поэты.
Блок писал Зинаиде Гиппиус в 1914 году о забвении прошедшего и коллапсе наступающего времени:
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
10 лет спустя в стихе «1 января 1924» Мандельштама время ещё тревожней:
Век. Известковый слой в крови больного сына
Твердеет. Спит Москва, как деревянный ларь,
И некуда бежать от века-властелина…
Прошло ещё 22 года, и поэт эпохи сталинского безвременья Пастернак написал о предчувствии предстоящего:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси…
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Ещё через 32 года во время безнадёги застоя Кушнер меланхолично пессимистичен:
Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?
Противоречивы наши знания о природе зла. В книге Иова, возможно, самой старой книге Писания, появляется Сатан (у евреев он мужского рода) и с разрешения Господа устраивает так, что у Иова настают плохие времена: умирают дети, теряется собственность, а сам он погружается в болезни. Задача Сатана: соблазнить, смутить и наказать. Не он ли приводит плохие времена?
Но Иов остаётся верным Господу. И к нему возвращаются здоровье, деньги, рождаются новые дети. «И жил Иов после этого сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновей своих (до) четвертого поколения. И умер Иов старцем, насытясь днями» (42:16-17).
В Торе, в центральных обрядах Судного дня велено первосвященнику отправить козла в пустыню в жертву Азазелю: «И возложит (первосвященник) Аарон обе руки свои на голову живого козла, и признается над ним во всех беззакониях сынов Исраилевых и во всех преступлениях их, во всех грехах их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню» (Ваикра 16:21). То есть зло творят люди, и есть менеджер департамента зла – Азазель.
Выдающийся современный раввин Адин Штайнзальц в книге о каббале «Роза о тринадцати лепестках» объясняет, что в иных измерениях бытия существуют другие духовные миры, и наш мир располагается между мирами добра и зла, но со стороны миров зла. Наш мир находится в контакте с верхними духовными мирами – их над нашим миром три, и мирами, расположенными под ним, которые называются «сферами зла». Эти симметричны высшим мирам.
Раввин пишет: «Миры зла связаны друг с другом посредством взаимопроникновения и взаимного влияния; однако процесс этот идет по нисходящей, достигая самых глубин зла… в мирах зла существуют самые различные эманации и импульсы: ангел разрушения может быть выражением «порочной любви», мерзкого, нечистого страха и тому подобных эмоций… Некоторые из этих ангелов-губителей — вполне самостоятельные существа с ярко выраженными характерами; существование их, в некотором смысле, вечно — по крайней мере, оно будет длиться до тех пор, пока зло не исчезнет с лица земли».
Евреи стараются не касаться повелителей зла, не упоминать названные персонажи. Христианский мир куда смелее. Или безрассудней.
Одна из главных книг мировой культуры – «Фауст» Гёте. В ней Мефистофель, персонаж мира зла, соблазняет Фауста, проведшего жизнь в умствовании, вернуться в молодость и насладиться ей.
Увы, пирушка в погребке Ауэрбаха перерастает в драку, любовная история с Маргаритой кончается трагедией. Лишившаяся ребёнка и рассудка Маргарита умирает. Лёгкие связи тоже не складываются. В переводе Пастернака:
Мефистофель:
Что ж даму упустил ты в заключенье
И почему упорно так молчишь?
Фауст:
Ах, изо рта у ней во время пенья
Вдруг выпрыгнула розовая мышь.
Фауста очаровывает «лучшей женщины пример»: прекрасная Елена, из-за которой разрушили Трою. Но и тут:
Елена:
На мне сбывается реченье старое,
Что счастье с красотой не уживается.
Увы, любви и жизни связь разорвана.
Оплакивая их, с тобой прощаюсь я…
Фаусту остаётся последнее утешение жизни – осчастливить человечество: плотины; ирригация; стройки коммунизма с полагающимися им жертвами. И финал – как в СССР.
Мефистофель Фаусту (вполголоса)
На этот раз, насколько разумею,
Тебе могилу роют, — не траншею.
Гёте повезло оказаться участником духовной жизни лучшего времени Германии, возможно, и всей мировой цивилизации. Его современниками были Шиллер, Моцарт, Бетховен, Кант, Гегель. Поэтому и зло у него хилое; Мефистофель – сатан-недотёпа. Долго развлекал мудреца Фауста, а в конце проморгал его душу, за которой несколько десятилетий охотился.
В самом популярном российском романе ХХ века, который многие там знают чуть не наизусть, почти двойнике «Фауста», но всё же не двойнике, автор «Мастера и Маргариты» приводит в Москву главу мира зла Воланда, у которого Азазель – на посылках.
Воланд выполняет положенное Сатану: соблазняет, смущает и наказывает. Он выгоняет из Варьете на улицу голыми несчастных москвичек, наказывая их за столь естественное для женщин неосуществимое желание красиво одеваться; сводит с ума совслужащих, которых насильно записали в кружок группового пения. Хорошо ещё, что им приходится против воли петь «Славное море священный Байкал», а не «Вставай проклятьем заклеймённый…».
Михаил Булгаков прожил в Москве 30-х годов одно из худших времён нашей цивилизации. Только современная ему родина Гёте была тогда под стать СССР. Даже Сатан мог казаться там позитивной силой. Булгаков представил это в эпиграфе к роману – саморекламой Мефистофеля, заимствованной из Фауста:
«– Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо».
Хорошо знакомые с тем временем, мы узнаём прототипа Воланда, столь же могущественного, который «вечно хочет зла». Но какое благо усмотрел Булгаков в деяниях Сталина?
Российской ментальностью и духовностью со времён, по крайней мере, убийства Алекандра II, было принято, что если убить кого-то, то жизнь наладится. Ещё Пушкин написал:
Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Царских детей убили и сбросили в шахту. И кого это сделало счастливым?
Булгакова травили. С каким сладострастием в романе отрезает он голову командиру писателей Берлиозу, а Маргарита крушит жилища критиков Мастера! Но ведь это Сталин убил Авербаха и Киршона, травивших Булгакова, одёрнул его ненавистника Биль-Белоцерковского. Дни Турбиных вернул на сцену МХАТа, обеспечил Булгакова театральной работой. Сатан-благодетель?
Есть нечто запредельное в романе, в котором благо, даже в виде двух склянок с ядом, которым освобождают от советского мира мастера и его возлюбленную, исходит от Сатана. «Мастер и Маргарита» с его волшебным языком привлекал сценаристов и режиссёров. Но сколько раз его ставили, столько проваливались. Не тянули больше, чем на бесцветную иллюстрацию инсценировка Любимова в театре на Таганке и сериал Бортко, тяжёлым зрелищем была театральная версия Виктюка, увидевшего в романе эсхатологический культ (хотя, возможно, адекватная). Даже сериал великого Вайды по роману о Воланде на германском ТВ оказался неудачей. Причина неудач, я думаю, в обречённости попыток, освобождённых от магии булгаковского слога, воспеть силы зла.
Увлечённый мистикой чемпион мира по шахматам В.В.Смыслов в беседе со мной предположил, что ранняя смерть Гоголя и Булгакова объясняются слишком близким приближением обоих к миру зла. На могилах их оказался, удивительным образом, тот же могильный камень.
В 1990 году стал рушиться СССР – «империя зла» по определению президента США Рейгана, и на сессии ООН в сентябре того года Буш-старший сообщил о приближении Нового мирового порядка. Мир казался полным оптимизма.
Но вот на выборах американского президента 1992 года лопоухий миллиардер Росс Перо, выставив свою кандидатуру, набрал 19% голосов, оттянул их у Буша и провёл в победители обаятельного злодея Билла Клинтона.
Тот, пытаясь замять личные проблемы с законом, с марта по июнь 1999 года бомбил Сербию. 1000 самолётов НАТО совершили 38 000 вылетов, убили около 2000 человек и ранили около 5000, вызвали тяжёлые экологические катастрофы. Америка вернула в мир зло.
Это подчеркнул крупнейший в истории теракт – атака мусульман 9/11 2001 года на угнанных самолётах с пассажирами на борту против зданий WTC и Пентагона – около 3000 убитых.
И зло обосновалось в США. Оно было подготовлено системой образования страны, воспитывавшей подрастающие поколения в русле не традиционной морали, а идей неомарксизма. С 2008 по 2016 год в США уже президентствовал Барак Обама, агент зла.
Казалось, населению удалось, избрав в 2016 году президентом традиционного американца Дональда Трампа, несмотря на яростное противодействие медиа и истеблишмента страны, вернуть назад здоровый американизм. Но истеблишмент, благодаря подтасовкам, отражённым в недавно вышедшем киноисследовании «2000 мулов», вернул во власть людей администрации Обамы.
Сейчас эта администрация, воспользовавшись ненужной войной России с Украиной, не преодолевших травматических последствий распада СССР, предельно раздувает эту кровавую бойню. Если израильский премьер Беннет, французский президент Макрон, бывший президент США Трамп призывали обе стороны замириться и прекратить истребление своих народов, то США устами нынешнего президента Байдена провозгласили, что война на Украине жизненно важна для обороны США. Замгоссекретаря США Виктория Нуланд описала доктрину её правительства так: «Добиться, чтобы эта война завершилась стратегическим поражением для Владимира Путина. Мы хотим, чтобы эта военная авантюра стоила ему и его режиму непомерно дорого». «Предельно ослабить военный потенциал России» этой войной считает необходимым министр обороны США Ллойд Остин.
В эти дни США решают выделить Украине на войну с Россией ленд-лиз в размере $40 млрд, это в дополнение к $20 млрд, выделенным ранее. Скорое прекращение войны лишило бы Украину этих денег – такое вот финансовое стимулирование Америкой продолжения кровопролития.
Странные времена переживает и Израиль. На последних выборах большинство израильтян отдали свои голоса за правых, но получили лоскутное правительство из сионистов, постсионистов и антисионистов, в котором каждый министр проводит свою политику. Это похоже на оркестр, в котором каждый музыкант играет свою мелодию, вплоть до реквиема отмены сионистского проекта и превращения Израиль в мини-США. А дирижёром у этого оркестра служит глава исламистской партии, за крупные взятки не отправляющий пока горе-музыкантов на свалку истории.
Тревожно нынче. Похоже, грядут худые времена.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Борис Гулько