Гости из Франции
Помните ли Вы братьев-французов Капукон – скрипача Ренода и виолончелиста Готье? Они выступали в Сан-Франциско уже несколько раз, совместно и раздельно, необычайно талантливые, красивые, обаятельные и самоотверженные. Ренод, который после первого выступления с Сан-Франциско Симфони в качестве солиста, перенёс в ту же ночь достаточно серьёзную хирургическую операцию, был замещён на следующий день другим солистом, а […]
Помните ли Вы братьев-французов Капукон – скрипача Ренода и виолончелиста Готье? Они выступали в Сан-Франциско уже несколько раз, совместно и раздельно, необычайно талантливые, красивые, обаятельные и самоотверженные.
Ренод, который после первого выступления с Сан-Франциско Симфони в качестве солиста, перенёс в ту же ночь достаточно серьёзную хирургическую операцию, был замещён на следующий день другим солистом, а на третий день блестяще выступил с Сан-Франциско Симфони. Слава Богу, Готье миновало подобное испытание.
Публика полюбила этих артистов за их в высшей степени талантливое исполнительство, их репертуар, изящество и обаяние. Их можно различать и по чисто внешним приметам, по их инструментам, а также и по скрытому от глаз публики отличию: Ренод женат, а Готье – ещё нет.
В недавнем концерте в Дэвис Симфони Холле Готье исполнял Виолончельный концерт Эльгара, а дирижировал оркестром замечательный французский дирижёр Чарльз Дютуа. Эльгар сочинял концерт в трудные для него времена: его жена тяжело болела, и вскоре после первого исполнения этого концерта она умерла. Переживания композитора не могли не сказаться на характере произведения.
Потрясающая фразировка, раздумчивые адажио (песни без слов), задумчивые воспоминания на фоне усиливающегося звучания оркестра, доходящего до взрыва, -и снова грусть, временами даже на фоне танцевального рисунка.
Сочетание глубокой грусти и непреклонного мужества было убедительно продемонстрировано великолепным исполнением виолончелиста и в полной мере поддержано оркестром, который играл вдумчиво, проникновенно, с пониманием реагируя на переживания виолончели. Однако что-то забрезжило впереди, началось некоторое просветление, мы услышали нечто, подобное скерцо, оркестр делится с виолончелистом новыми, прозрачными настроениями, и виолончелист принимает этот посыл.
Эта двойственность настроения, меланхолия и рядом – мужество и отвага, по-видимому, присущие самому композитору, были тонко схвачены как солистом, так и дирижёром, и талантливо донесены до публики, определив характер и настроение произведения. Всё как в жизни: радость и печаль рядом, и это вызывает у публики понимание и доверие к звучащей музыке и к её автору и исполнителям: оркестру, дирижёру Чарльзу Дютуа и солисту, замечательному виолончелисту Готье Капукону. Взаимодействие последних было «образцово-показательным» и технически и художественно, вызывая понимание и доверие публики и её сопереживание. Продолжительные овации и многочисленные выходы дирижёра и виолончелиста на поклоны завершили первое отделение концерта.
А начался концерт с исполнения трёхчастной музыки Игоря Стравинского к балету «Игра в карты». Балет был создан в 1936 году и резко отличался от других созданных на музыку этого композитора. В частности, Стравинский пародирует здесь музыку Россини, Чайковского, Равеля, Делиба и Иоганна Штрауса. Премьера состоялась в 1937 году в Нью-Йорке, в здании Метрополитен Опера Хаус. Поставил балет Джордж Баланчин. Премьерой дирижировал Стравинский. В 1939 году музыка балета была впервые и единственный раз исполнена Сан-Франциско Симфони. Дирижировал автор. Ныне публика присутствовала на втором исполнении этого произведения в нашем городе. Оркестр под управлением Дютуа блестяще исполнил музыку балета. Что же касается сюжета, он довольно тривиален, и балет не удержался в репертуаре какого-либо театра.
Второе отделение концерта было полностью посвящено «Картинкам с выставки» Мусоргского в обработке Равеля. Цикл фортепианных пьес был написан композитором в 1874 году в память о безвременно умершем друге, художнике и архитекторе Викторе Гартмане. При жизни автора этот цикл не издавался, хотя его одобрила «Могучая кучка». Опубликован он был лишь через пять лет после смерти композитора, притом в редакции Римского-Корсакова. «Картинки» представляют собой музыкальные «прогулки» по воображаемой выставочной галерее – результат свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. Вскоре «Картинки» были оркестрованы, оркестровый вариант был издан и довольно часто исполнялся в Петербурге и Павловске.
Однако признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель создал в 1922 году свою оркестровку. Сейчас «Картинки» звучат либо в фортепианном варианте, либо в оркестровом (преимущественно в обработке Равеля). Например, Святослав Рихтер исполнял «Картинки» на фортепиано, а в рецензируемом концерте они исполнялись нашим оркестром и дирижёром Дютуа.
В «Картинках с выставки» удивительным образом сочетаются сценки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики. Однако для каждой из них существуют также и устоявшиеся русские названия.
Начинаются «Картинки» с пьесы «Прогулка», тема которой повторяется на протяжении цикла несколько раз, претерпевая некоторые изменения, и напоминает русские народные распевы. Вначале эти интермедии звучат в каждом промежутке, затем всё реже и реже. Первой «картинкой» является пьеса «Гном», которая передаёт изломанным ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома. Следующая пьеса носит название «Старый замок». Звучит красивая протяжная меланхолическая мелодия, передающая тоску и тихую печаль. Средняя часть создаёт непродолжительный просвет. Неожиданный громкий финал.
Пьеса «Тюильрийский сад. Ссора детей после игры». В этой короткой пьесе звучит солнечная мелодия в высоком регистре, няни пытаются успокоить детей, но не очень успешно. Картинка «Быдло» изображает телегу на огромных колёсах, запряжённую волами. На фоне движения повозки звучит невесёлый крестьянский напев, напоминающий польские, украинские или русские народные мелодии. В целом создаётся довольно мрачная картина. После ещё одной «Прогулки» – «Балет невылупившихся птенцов». Пьеса резко отличается от предыдущей, «Быдло». Это лёгкое и весёлое скерцо, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков с птичьим щебетом и неуклюжими подпрыгиваниями.
«Картинка» «Самуэль Гольденберг и Шмуйле». В советских изданиях эта пьеса печаталась под названием «Два еврея, богатый и бедный». Речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными и нравоучительными интонациями. Речь второго, бедного еврея, звучит контрастно первому, на дребезжащих верхних нотах с форшлагами (мелодическими украшениями из одного или нескольких звуков), его голосу приданы жалобные и просительные интонации. Пьеса «Рынок. Большая новость». Шумная суета этой пьесы сменяется звуками следующей, – «Катакомбы. Римская гробница». Мрачное подземелье с гробницей изображено в музыке безжизненными унисонами в две октавы, то резкими, то тихими «эхо».
Следующая сцена, «С мёртвыми на мёртвом языке», в которой автор «разговаривает» с духом Гартмана». Диалог постепенно выводит слушателя из безысходности к примирению с необратимым. Пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)». Мощный динамичный образ Бабы-Яги, картина «нечистой силы», наполненная «бесовскими» диссонансами. Эта часть без перерыва «врезается» в финальную и очень яркую пьесу «Богатырские ворота в стольном городе во Киеве».
(В последнем разделе статьи автор использовал материал из Википедии. (Х.А.)
Оркестр под управлением Дютуа исполнял «Картинки с выставки» с большим увлечением и красивым округлым звуком, продемонстрировав высокий класс мастерства. Но создалось впечатление, что у оркестра оказалось недостаточно времени для «полировки» «Картинок с выставки».Так, например, пару раз отдельные духовые инструменты допускали интонационные погрешности, а специфика некоторых отдельных «Картинок» была недостаточно выявлена. Тем не менее, были продемонстрированы и многие красоты. Например, как обычно, прекрасное впечатление произвёл трубач Марк Инойе.
В целом впечатление от концерта осталось прекрасное, а первое отделение стало демонстрацией блестящего исполнения прекрасной музыки.
Несколько слов о легендарном дирижёре. Чарльз Дютуа – артистический директор и главный дирижёр Лондонского Королевского Филармонического Оркестра. Недавно он отметил тридцатилетие содружества с Филадельфийским оркестром, в котором он является дирижёром-лауреатом. Много лет он был главным дирижёром и музыкальным директором ведущего оркестра Японии NHKSymphony Orchestra в Токио, где продолжает работать в качестве музыкального директора в отставке.
В течение 25 лет он возглавлял Монреальский симфонический оркестр, а также Национальный оркестр Франции. Выступал практически со всеми ведущими оркестрами мира и дирижировал во всех ведущих оперных театрах планеты. В Сан-Франциско он дебютировал с Монреальским оркестром в1981 году, а с 1985 выступает регулярно как с Сан-Франциско Симфони, так и с другими выдающимися оркестрами. У него более 200 музыкальных записей, многочисленные награды, в том числе две «Грэмми». Перечисление всех наград и званий, полученных им в различных странах мира, заняло бы слишком много места в газете, поэтому я опускаю этот перечень.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско