Главный результат
Иной раз события происходят так, будто их подготовил хороший режиссер. С самых первых дней нынешнего года наиболее часто повторяющимся словом в Узбекистане стало слово «независимость». Оно же стало темой бесконечного числа материалов СМИ и передач телевидения. Второго июня было опубликовано постановление президента «О подготовке и проведении празднования 25-летия государственной независимости Республики Узбекистан». По мере приближения […]
Иной раз события происходят так, будто их подготовил хороший режиссер.
С самых первых дней нынешнего года наиболее часто повторяющимся словом в Узбекистане стало слово «независимость». Оно же стало темой бесконечного числа материалов СМИ и передач телевидения. Второго июня было опубликовано постановление президента «О подготовке и проведении празднования 25-летия государственной независимости Республики Узбекистан». По мере приближения знаменательной даты, первого сентября, количество материалов о том, что получили жители страны четверть века назад, достигло возможного максимума и, похоже, превысило его. За пределами республики новостной повод использовался для того, чтобы напомнить о возрасте президента и обсудить возможных преемников и нюансы предстоящего рано или поздно транзита, как нынче принято говорить, власти.
И вот – сказанное в руку. В субботу, двадцать седьмого августа, в Ташкенте заговорили о том, что загородная резиденция Каримова «оцеплена тройным кордоном», а сам он тяжело заболел. К вечеру появились слухи об инсульте, перенесенном днем ранее, и о прилетевших в Ташкент иностранных врачах.
Зарубежная оппозиция и прежде не раз сообщала о критическом состоянии здоровья президента, но официальная узбекская пресса эти сообщения игнорировала, и он вновь появлялся на публике как ни в чем не бывало. Казалось, что и на этот раз нет повода для беспокойства, тем более что в самом Ташкенте никаких тройных оцеплений не наблюдалось. Однако на следующий день после полудня интернет-ресурс Gazeta.uz поместил со ссылкой на кабинет министров сообщение о том, что «Ислам Каримов находится на стационарном лечении», и, «по мнению специалистов, необходимо полное медицинское обследование».
Вечером в понедельник источник агентства «Фергана» «похоронил» Каримова, но официальный Ташкент продолжал молчать. Во вторник около полудня на сайте Gazeta.uz анонсировали праздничные мероприятия и народные гуляния, посвященные 25-летию независимости Узбекистана, которые пройдут 1 сентября в 12 местах Ташкента. Примерно тогда же на тассовской ленте исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев посетовал на то, что «власти Узбекистана не информируют Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств о состоянии здоровья президента страны Ислама Каримова», а через некоторое время «Фергана» привела слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова о том, что «Москва поддерживает постоянный контакт с Ташкентом, но не располагает новой информацией о состоянии Ислама Каримова». И, наконец, добавила неразберихи узбекская служба Би-би-си, которая со ссылкой на свои источники в Ташкенте сообщила об отмене официальных торжеств по случаю Дня независимости, добавив, что причина отмены не называется, а «народные гулянья в парках пройдут в соответствии с ранее намеченными планами».
Таково положение дел на момент написания данного текста – вечер вторника. Вне зависимости от того, что на самом деле происходит в эти часы в Ташкенте, я хотел бы прекратить трансляцию известий оттуда и вспомнить о самом Каримове.
Когда говорят об узбекском президенте, принято отмечать его советско-коммунистическое прошлое. Подчеркивать авторитарный характер его правления и длительность нахождения у власти. Описывать коррумпированность его режима. Разбирать политическое устройство Узбекистана с упором на областные кланы, влияние близких Каримову чиновников, сравнивать их вес. Сетовать на отсутствие в стране гражданского общества, неоправданно жесткую практику ведения государством судебно-полицейских и пенитенциарных функций. Игнорирование прав человека. И еще многое другое.
При этом не принимается во внимание тот факт, что все перечисленное не является прерогативой Узбекистана, а характерно, пусть и с некоторыми вариациями, для определенных государств, появившихся на развалинах СССР.
Особо Каримову припоминают пресловутые Андижанские события 2005 года. Ему ставят в вину расстрел безоружных демонстрантов, вышедших на улицы города «с требованиями улучшения условий жизни и предоставления гражданских свобод».
Заковыченная фраза взята из сообщения русской службы ВВС от 29 августа, в котором также сказано, что «в правозащитных кругах Ислам Каримов считается одним из самых жестоких диктаторов современности».
Почему европейское СМИ, считавшееся некогда самым объективным источником информации, выделяет Каримова из числа постсоветских лидеров, делая из него пугало? По той простой причине, что упомянутые события начались не с протеста замученных тяжелой неволей дехкан Ферганской долины, а с вооруженной акции группы религиозных активистов акрамитов с целью освобождения из тюрьмы ее лидеров. А началось вот с чего.
Тринадцатью годами ранее некто Акрам Юлдашев, член подпольной организации «Хизб ут-Тахрир», вышел из нее и написал текст под названием «Путь к вере». Он доказывал, что ислам может гарантировать достойные условия жизни для всех мусульман. Как по мановению волшебной палочки среди адептов нового учения появились бизнесмены, которые, как сказано в апологетических статьях о Юлдашеве, «стали создавать на своих предприятиях широкую сеть социальных гарантий для рабочих — оплачивать лечение в случае заболевания работника, установили зарплату не ниже прожиточного минимума и т. п».
Вряд ли речь шла действительно обо всех мусульманах, ведь, как водится, «спасению» подлежат только уверовавшие, но «популярность у населения идей акрамитов вызвала у властей беспокойство».
Как бы то ни было, 11 февраля 2005 года в Андижане начался судебный процесс над местными бизнесменами-акрамитами. Его сопровождали митинги в поддержку арестованных. Это продолжалось три месяца.
12 мая ночью две группы напали на областную патрульно-постовую службу, две другие – на войсковую часть. Было похищено 64 автомата, 2 винтовки, 15 штык-ножей, более 4 тысяч патронов, а также грузовик. Соединившись, эти группы, протаранив ее ворота, ворвались на территорию тюрьмы и освободили несколько сотен заключенных. С обеих сторон были погибшие.
На следующий день акрамиты ездили по городу и созывали людей на площадь Бобура. Раздавали одежду, деньги К полудню собралось около 50 тысяч человек. Бесплатно раздавали еду – лепешки, клубнику.
Во второй половине дня над площадью появился вертолет. Начинался дождь, с площади стали уходить. Тогда и появились солдаты и бронетехника. Началась стрельба.
Акрамиты и те, кто к ним примкнул, ушли в Киргизстан. Их было несколько тысяч. Киргизские власти передали узбекским 73 автомата, отнятых у «беженцев».
В Андижане хоронили погибших. Организаторов акции судили.
По официальным данным, погибло 187 человек, правозащитники говорят , что их было 230.
На пресс-конференции 14 мая 2005 года Каримов возложил вину за происшедшее на акрамитское крыло «Хизб-ут-Тахрир». В этой организации заявили, что она «борется против нынешних властей Узбекистана, однако добивается своих целей мирными средствами».
Мировая прогрессивная общественность осудила власти Узбекистана за «неразборчивое применение силы». Именно таким образом происходит и защита ХАМАСа.
Прошло 11 лет. Если ныне исламисты в Узбекистане и есть, то они в подполье слишком глубоком, чтобы предпринимать массовые акции. Для того, чтобы понять, насколько это ценно, достаточно сравнить с Узбекистаном те страны, в которых, благодаря разработанной левыми западными силами политике поощрения «арабской весны» и ее аналогов, установились теократические исламские режимы. И это, несомненно, главный результат президентства Каримова.
Ну, а в остальном он почти не отличается от своих постсоветских коллег. И это та причина, по которой о нем не стоит говорить хуже, чем о них.
Сергей ВОСКОВСКИЙ