Гибель богов
Мы являемся свидетелями и участниками важного культурного события в жизни нашего города: Сан-Францисская Опера предлагает любителям музыки и неофитам эпический цикл Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», включающий в себя четыре оперы – «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов». Каждая из этих опер появляется в афишах «больших» оперных театров достаточно регулярно, исполнение же всего цикла […]
Мы являемся свидетелями и участниками важного культурного события в жизни нашего города: Сан-Францисская Опера предлагает любителям музыки и неофитам эпический цикл Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», включающий в себя четыре оперы – «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов».
Каждая из этих опер появляется в афишах «больших» оперных театров достаточно регулярно, исполнение же всего цикла случается редко. Например, в Сан-Франциско весь цикл был исполнен в последний раз 13 лет назад. Объясняется это тем, что «Кольцо нибелунга» требует привлечения большого отряда «вагнеровских певцов», высокой технической оснащённости и больших материальных затрат.
Трудно найти в истории культуры более противоречивую и конфликтную фигуру, чем Вагнер, – как во времена его творческой активности, так и в нынешнюю эпоху. Выдающийся композитор – и воинственный антисемит, способный журналист, революционер социалистической направленности – и совершенно безнравственный человек, он был любимым композитором Гитлера и автором лозунга об «окончательном решении еврейского вопроса». Его идеологические установки не могли не сказаться на его оперном творчестве, где, кстати, он был не только автором музыки, но, чаще всего, и автором текстов.
После Второй мировой войны его оперные произведения были тщательно отредактированы, и из них были удалены все «сомнительные» фразы и ситуации, но никто не собирается вычёркивать имя Вагнера или его творчество из человеческой культуры: переписывание истории было бы столь же недостойным актом, как и следование идеологическим установкам композитора.
Действующими лицами в «Кольце нибелунга» являются боги, полубоги, чудовища, герои, великаны, карлики, русалки, валькирии и люди – простые смертные. Многие из них наделены сверхъестественными силой или способностями, но в то же время и обыкновенными человеческими слабостями: боги, так же, как и люди, умны или не очень умны, жестоки, нерешительны, смелы или трусливы, похотливы, величавы или мелочны. Главные действующие лица всех четырёх опер, составляющих цикл, одни и те же, хотя они и претерпевают некоторые изменения, переходя из одной оперы в другую, что неудивительно: Вагнер работал над этим циклом более двадцати лет.
Но ещё в большей степени оперы объединяет судьба волшебного кольца. Тот, кто сумеет выковать это кольцо из золота, хранящегося на дне Рейна, станет властителем мира и обладателем несметных богатств, но только при условии, что он навсегда отречётся от чувства любви. Первым владельцем золотого кольца стал нибелунг Альберих. В дальнейшем судьба кольца становится основой детективного сюжета. Кольцо переходит из рук в руки, над ним нависло проклятие Альбериха: каждому владельцу оно будет приносить несчастья и смерть. Наконец, оно попадает в руки Зигфрида, героя, ничего не знающего о волшебной силе кольца, как и о своём происхождении.
Сюжет оперы «Гибель богов» не привязан к определённому времени или месту. Судя по всему, события, о которых повествует опера, начались задолго до нашего с вами рождения и происходили, по-видимому, чуть ли не в нашей с вами Калифорнии, на что намекают небоскрёбы на заднике сцены. Несмотря на фатальную гибель богов, не исключено, что кое-что необычное происходит и в наши дни.
Брунгильда, валькирия, дочь верховного бога Вотана и богини судьбы Эрды, наказана отцом за непослушание: она изгнана из состава богов и превращена в смертную женщину. Кроме того, она погружена в волшебный сон и станет женой того, кто найдёт и разбудит её. Конечно же, этим человеком оказался Зигфрид. Он целует Брунгильду, и она пробуждается к новой жизни.
Брунгильда прощается с мужем, Зигфридом, который отправляется в непознанный мир в жажде странствий и подвигов. Он надевает на палец жены золотое кольцо и отправляется в путь. Первый же день приводит его к замку, где живут Гунтер, его сестра Гутруна и их сводный брат, угрюмый Хаген, сын Альбериха. Гостеприимные хозяева быстро подружились с Зигфридом. Когда Гутруна подносит герою рог с вином, коварный Хаген умудряется подлить туда напиток забвения. Зигфрид немедленно забывает о своём прошлом и выражает согласие жениться на Гутруне и помочь Гунтеру жениться на Брунгильде, то есть осуществить план Хагена, который надеется таким образом завладеть золотым кольцом. Поскольку внешность Зигфрида изменилась одновременно с потерей памяти, Брунгильда не узнаёт его. Зигфрид срывает кольцо с пальца Брунгильды и уводит её с собой.
Всё идёт по плану, начертанному Хагеном, но оскорблённая Брунгильда убеждает Хагена убить Зигфрида, направив копьё в его спину во время охоты (спина -единственное уязвимое место героя). Хаген с удовольствиепм использует вожможность избавиться от Зигфрида и завладеть кольцом нибелунга. Во время ссоры между братьями Хаген убивает и Гунтера и пытается снять с руки Зигфрида кольцо, но рука мёртвого уже героя поднимается, и оторопевший Хаген отступает. Появляется величавая Брунгильда. Она приказывает развести на берегу Рейна погребальный костёр. Золотое кольцо должно вернуться на дно реки, а боги, допуствшие столько преступлений, должны погибнуть в очищающем огне. Костёр разгорается, Брунгильда бросается в пламя, Хаген пытается завладеть кольцом, но русалки со смехом увлекают Хагена на дно. Проклятое кольцо нибелунга опять покоится на дне Рейна.
Прежде всего нужно отметить, что музыкальным руководителем и дирижёром всех четырёх опер является Дональд Ранниклс, один из крупнейших в мире специалистов по музыке Вагнера, который в течение 17 лет был музыкальным директором и гланым дирижёром Сан-Францисской Оперы. Оркестр под его руководством звучал замечательно, с должной стройностью и гибкостью. Всё время поддерживался необходимый баланс звучания между оркестром и вокалистами. Публика с воодушевлением встречала и провожала маэстро. Очень чисто и слаженно пел мужской хор (хормейстер Ян Робертсон).
Постановщик всех четырёх опер цикла «Кольцо нибелунга» – известный режиссёр Франческа Замбелло, поставившая в Сан-Франциско около 20 опер. Она является художественным консультантом СФ Оперы (как и Большого театра, как и, начиная с этого лета, Вашингтонской Национальной Оперы). Её уверенная рука ощущается и в разработке индивидуализированных характеров, и в выстроенности сцен, и во многих сценических находках. Впечатляет широкое использование электронной и осветительной техники. Вся эта предрассветная дымка, движущиеся облака и т.п. создают столь необходимую эмоциональную окраску каждой сцены. Очень хороши декорации (сценический дизайнер М.Ерган, художник по свету Марк Маккуллов, проекционная техника – Ян Хартли, С.Кэти Таккер). Однако стремление режиссёра связать содержание «Гибели богов» с современными проблемами загрязнения окружающей среды кажется искусственным. Мне представляется, неудачным было и решение швырнуть тело Зигфрида в огонь. Всё-таки он был невинной жертвой козней Хагена. Были и накладки, что почти неизбежно на первом представлении.
Постановка собрала сильный состав исполнителей, среди которых бесспорно лидировала прекрасная шведская сопрано Нина Стемме (Брунгильда), победительница вокального конкурса Доминго. Она обладает крепким и ровным драматическим сопрано, звонким и полётным. Её поведение полно достоинства и искренности. Она хорошо смотрится. Её жажда мести естественна и вполне объяснима, так же, как и её самопожертвование. Английский драматический тенор Ян Стори исполнял партию Зигфрида. У него хорошая внешность и крепкий голос, но пение его неровно: наряду с хорошо прозвучавшими, многие фразы звучали тускло и невыразительно. Он обаятелен и улыбчив, но этого оказалось недостаточно для создания убедительного образа героя.
Очень приятное впечатление произвёл немецкий бас-баритон Герд Грошовски в партии Гунтера. Превосходный голос богатого тембра, лёгкость в движениях, обаяние и …недалёкость, в силу которой он становится игрушкой в руках своего сводного и жестокого брата. Миловидная сопрано Мелиса Ситро, бывшая участница Мерола Опера Програм, сыграла Гутруну, сестру Гунтера. Блондинка с серебристым голоском, платьями до пола и выразительным декольте стала точным попаданием в образ пустенькой девицы, мечтающей о замужестве. Ах, как она вцепилась в одураченного Зигфрида! Полнокровный образ мерзкого Хагена создал итальянский бас Андреа Силвестрелли. Его сочный, но слегка гудящий голос (как будто из колодца) хорошо вписался в созданный актёром отрицательный образ.
В эпизодических партиях ровно и на высоком уровне выступили все занятые в этих ролях исполнители: «любящий родитель» Хагена, Альгерих (бас Кордон Хокинс), одержимый одним лишь стремлением к власти и богатству; сестра Брунгильды, Вальтраута, (меццо-сопрано Дэвида Каранас, недавняя участница программы Адлер Феллоу); три богини судьбы и три русалки, некоторые из коих в прошлой, земной, жизни были участницами Мерола Опера или Адлер Феллоу Програм.
Продолжительность оперы (включая два антракта) – пять с половиной часов. Немало. Но хочу заверить читателей, что пролетели они почти незаметно, не вызвав раздражения или утомления, и всё потому, что прекрасная музыка, захватывающий сюжет, сильный состав исполнителей и полная динамики постановка потребовали от публики активного соучастия. Это тот случай, когда постановку можно назвать выдающейся.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско