Где же гены деда?

Share this post

Где же гены деда?

В мир живописи Израиля меня ввел Шмулик.
Летом 91-го, через полгода после репатриации, в русской газете обнаружилось объявление: “Требуются художники”.

Share This Article

Шмулик приехал на следующий день. Привез 10 рамок с натянутым шелком, краски и образцы творчества.

Через неделю приехал с инспекцией, по результатам которой выгрузил из машины и оставил у нас 100 рамок.

Поначалу это выглядело настоящим издевательством – забирая очередную партию работ, он платил на месте наличными 4 (четыре) шекеля за картину.

Светка, с ее перфекционизмом, не могла и мысли допустить, чтобы из-под ее кисти вышло что-либо несовершенное и рисовала всего по две картины в день.

Темы задавал Шмулик.

– Марокканцам нужны оранжевые закаты, – демонстрировал он тонкое знание вкусов ценителей живописи, – а европейцам – более холодные тона.

Через месяц началось взаимное сближение позиций.

Шмулик, оценив качество, повысил ставку до 6 шекелей за картину, а Светка, поскольку невинность уже все равно была утрачена, засучив рукава, взялась за малярные работы.

Она выставляла в ряд 10 рамок и на всех делала фона.

Потом на всех – корягу.

Коряга на берегу безбрежного океана в лучах оранжевого заката – это для марокканцев. Для европейцев – озерко с одинокой лодкой, мостик через речку, болотце, цапля серая, камыши…

«Под Моне»

Шмулик продавал картины по 120-150 шекелей при себестоимости рамки с шелком в 25 шекелей.

Были и особые заказы. За портрет рава Овадии Йосефа он заплатил по-царски. То же и за четыре картины “под Моне”

(года через два нас пригласили на день рождения во французский ресторан “Лукулус” в Нетании, где на стенах обнаружился наш “Моне”. )

– Хочешь, я возьму тебя с собой на продажу? – спросил Шмулик как-то.

Мои тогдашние представления о географии Израиля не дают утверждать, но мне кажется, мы поехали в Нешер.

Ходили по квартирам с огромными баулами.

Шмулик светился от куража.

У меня есть легкие сомнения в том, что он читал Карнеги, но…

– Господи, какой у вас изысканный вкус! – витийствовал он, – можете мне поверить, я обошел все квартиры в районе, и такого, как у вас, даже близко ни у кого нет…

– Ой, какой мотек (honey)! – радовался он вошедшему в комнату ребенку.

Снимал со стен хозяйские картины, вешал свои (посмотрите, насколько стало светлее).

Никогда не называл сумму. Доставал калькулятор:

– Так… четыре чека по 35 шекелей…

Торговля шла бойко.

Погодите-ка, – осенило меня через несколько дней, – я ведь и “сам могу прекрасно справиться с его делом”.

Заказал 30 рамок, купил шелк, натянул…

Жена вложила душу, там были действительно симпатичные работы – улочки Яффо, клезмеры, влюбленные под зонтиком…

Наступил вечер, когда я с двумя баулами вышел на дело.

– Тмунот аль ha-бад меши (картины на шелке), – скороговоркий выдавал я заученную фразу, если мне открывали дверь.

– Н-н-не нужно?… Извините пожалуйста…

Я оказался совершенно бездарным продавцом…

Ну, что ж я за дебил, – думал, – ведь не было ни одной квартиры, куда бы Шмулика не пустили, как не было и ни одной квартиры, откуда бы он вышел без проданной картины.

Где же гены деда? У меня был совершенно гениальный дед.

До 40-го года у него был магазин тканей в Кишиневе.

Когда пришли Советы и освободили их, как он говорил, от хорошей жизни, он заплатил милиционеру 5 рублей, и тот ходил, стучал всем в окна и говорил, что все должны идти в магазин к Маркусу, покупать кумач и вывешивать красные флаги.

Ну, и где же это все у меня?!

С картинами дальше было, как у Довлатова с носками – мы их дарили и завешивали ими трещины на стенах съемной квартиры…

За год работы со Шмуликом, Светка нарисовала больше двух тысяч работ, под всеми стоит подпись Шмулик Прайс. Это было условие. Ну, кроме Моне – те, по-видимому, выдавались за подлинники.

Я знаю, по крайней мере, еще о пяти-шести рабах в тот год…

Вижу, как искусствоведы, историки и исследователи Эрец Исраэль грядущих поколений, с благоговением передают из уст в уста легенды о чрезвычайно плодовитом художнике конца ХХ века…

Израиль

Валерий Айзенштейн

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »