Гастроли Королевского Филармонического оркестра (Лондон)

Share this post

Гастроли Королевского Филармонического оркестра (Лондон)

Это один из лучших оркестров Великобритании, созданный в трудные годы после Второй Мировой войны, которым руководили многие видные дирижёры. Коллектив завоевал большой авторитет как на родине, так и за рубежом. На нынешних гастролях оркестра в Сан-Францико обратил на себя внимание тот факт, что значительная часть оркестрантов очень молода. Это обеспечит стабильность коллектива и его дальнейшее […]

Share This Article

Это один из лучших оркестров Великобритании, созданный в трудные годы после Второй Мировой войны, которым руководили многие видные дирижёры. Коллектив завоевал большой авторитет как на родине, так и за рубежом.

На нынешних гастролях оркестра в Сан-Францико обратил на себя внимание тот факт, что значительная часть оркестрантов очень молода. Это обеспечит стабильность коллектива и его дальнейшее творческое развитие. Артистическим директором и главным дирижёром оркестра является  хорошо знакомый публике Сан-Франциско выдающийся дирижёр Чарльз Дютуа. Второй дирижёр – Пинхас Цукерман.

В планах Королевского оркестра – гастроли в Мексике, Швейцарии, Германии, Испании, Польше, Китае… Наряду с классикой, будут исполняться и произведения современных композиторов. Во многих программах с коллективом будет выступать пианист Джонатан Бисс.

Джонатан Бисс
Джонатан Бисс

На нынешних гастролях в Сан-Франциско 24 и 26 января оркестр исполнил две программы под руководством Пинхаса Цукермана. Я побывал на концерте 24 января. В программе – увертюра к опере Моцарта «Волшебная флейта» и моцартовский фортепианный концерт №21 (до мажор) – в первом отделении (солист – Джонатан Бисс)  и Симфония №4 Чайковского – во втором.

«Волшебная флейта» была завершена великим композитором в 1791 году, незадолго до смерти. Можно лишь восхищаться духовной силой человека и композитора, сумевшего создать, будучи смертельно больным, сцены,  переполненные динамикой и юмором.

Моцарт, познакомившись с либретто «Волшебной флейты», созданном, в основном, Эмануилом Шиканедером, был восхищён её «сказочным нарядом» и открывшимися возможностями для создания сказочной музыки, соответствующей сюжету и характерам действующих лиц.

Вторым номером программы стало исполнение самого знаменитого (как принято считать) фортепианного концерта Моцарта №21 частым гостем Дэвис-Холла, пианистом Джонатаном Биссом, в сопровождении Сан-Франциско Симфони под руководством Пинхаса Цукермана. Из более 600 произведений, созданных Моцартом, около тридцати – концерты для фортепиано с оркестром, которые он сочинял на протяжении всей своей жизни. Как правило, композитор был первым исполнителем созданных им концертов, и, по мере того, как улучшалось его исполнительское мастерство, усложнялась и структура создаваемых им новых произведений такого рода.

Концерт №21 полон больших технических трудностей. Его главное достоинство – необычайная красота и законченность каждой фразы, разнообразие деталей. Вклад в эту красоту в равной мере осуществляется как оркестром, так и фортепиано.

Временами инструмент продолжает утаивать свою полную силу, но это не может продолжаться без конца, и вот пианист начинает проявлять себя в качестве настоящего солиста. Часто трудно понять, как кажущиеся простыми на бумаге фразы оказываются столь впечатляющими.

И тут время вспомнить солиста, пианиста Джонатана Бисса.

Во время предыдущего приезда в Сан-Франциско он, как обычно, продемонстрировал хорошую технику и тонкое понимание исполняемых произведений, но при этом явно злоупотреблял педализацией. Во время нынешнего приезда его увлечение педалями значительно уменьшилось, хотя и сейчас оно слегка проявляется. В целом он прекрасно справился с сольной партией моцартовского фортепианного концерта.

Бисс – представитель музыкальной семьи, три поколения которой являются музыкантами. Отмечен несколькими престижными наградами и стал первым американцем, избранным для участия в программе ВВС под названием «Новое поколение артистов».

Лондонский Королевский филармонический оркестр
Лондонский Королевский филармонический оркестр

Второе отделение концерта было посвящено Чайковскому. Исполнялась Симфония №4 фа минор.

Гордость российской культуры, Пётр Ильич Чайковкий, юрист по образованию, принял решение расстаться с юриспруденцией и серьёзно заняться музыкой. Его восхождение началось в Санкт-Петербурге и было продолжено в Москве, где ему предложили позицию профессора недавно родившейся Московской консерватории. В эти годы, как и во все последующие, он интенсивно создавал музыкальные произведения различных жанров, в частности, сочинил свои первые три симфонии.

Важной вехой в жизни композитора стало его знакомство с Надеждой Филаретовной фон Мекк, вдовой очень богатого инженера из Риги, с которой он никогда не встречался (по её категорическому условию). Она очень высоко  ценила творчество Чайковского и, начиная с 1877 года, переводила на его счёт ежемесячно 500 рублей (значительную по тем временам сумму).

Чайковский регулярно переписывался с фон Мекк, сообщая ей о своих творческих планах и достижениях, в числе которых была работа над его Симфонией №4. С 1890 года фон Мекк без объяснений прекратила свою  финансовую поддержку композитора. (Позднее она поддерживала французского композитора Клода Дебюсси).

 

Петр Чайковский
Петр Чайковский

Примерно в это же время Чайковскому пришлось пережить сильный стресс: несмотря на свой гомосексуализм, он решил в июле 1877 года жениться на бывшей студентке. Через две недели после женитьбы композитор сбежал к сестре в Украину. В сентябре он вернулся в Москву к жене, но через 11 дней, почувствовав себя больным, уехал в Санкт-Петербург, где более двух недель находился в больнице без сознания. Наконец, он пришёл в себя, но к жене уже не возвращался.

В течение долгого времени после этого Чайковский не возвращался к Симфонии №4. Однако во второй половине 1877 года он постепенно стал заниматься  ею, корректируя некоторые фразы и оркеструя отдельные части. Стало ясно, что первая часть симфонии несёт на себе главную идею сочинения, тогда как остальные три части намного короче и менее существенны. Уступая просьбе фон Мекк, Чайковский сообщает ей, что введение – это семя всей симфонии: без сомнения, главная тема – Судьба, роковая сила, которая препятствует стремлению к счастью. И далее он разъясняет сказанное.

Как уже отмечалось, остальные части менее монументальны по своей архитектуре. Знаменитое соло гобоя открывает Андантино, меланхолическую часть, ностальгию по прошлому. Несомненно, Scherzo – своеобразная балетная часть, отважный сельский танец, пользующийся успехом у публики. Завершается концерт эфирным пианиссимо, которое внезапно превращается во взрывное форте  всего оркестра.

Оркестр под руководством Пинхаса Цукермана исполнял эту симфонию очень чётко и с большим удовольствием.  Коллектив играл старательно, хотя и не обошлось без нескольких помарок. Где их не бывает!

Красота и драматизм этой симфонии вызывают усиленное сердцебиение не только у публики, но и у оркестрантов. Думается, это произведение стало одной из первых значительных побед молодого Чайковского.

Музыка композитора завоёвывала города и страны, с каждым годом покоряя всё большее число сердец. Наиболее именитые дирижёры мира соревновались и продолжают соревноваться за лучшее исполнение Чайковского.

Пинхас Цукерман
Пинхас Цукерман

Отдавая должное Лондонскому оркестру и дирижёру, должен отметить, что мы слушали, как на Востоке, так и на Западе, более интересные варианты исполнения музыки Чайковского. Особенно следует подчеркнуть выдающееся исполнение произведений композитора Ленинградским  Филармоническим оркестром под руководством крупнейшего русского дирижёра Евгения Мравинского. Его имя было мало известно на Западе, так как ни его, ни музыкальный коллектив не выпускали за рубеж. Однако в шестидесятые-семидесятые годы Мравинского выпустили за границу пару раз без его оркестра для дирижирования иностранными коллективами.

Только в 1972 году Мравинский побывал на гастролях за рубежом вместе со своим детищем. В частности, он исполнял с оркестром и Четвёртую симфонию Чайковского. По единодушным отзывам прессы, лучшего исполнения этого произведения там не слышали.

Несколько слов о Пинхасе Цукермане. Он родился в Тель-Авиве в 1948 году. В 1962  он  прилетел в США, где учился в Школе Джулиард у Айвена  Галамьяна. В равной степени признан как скрипач, альтист, дирижёр, педагог и камерный исполнитель. В нынешнем сезоне выступит в 100 концертах на всех материках, исключая Антарктиду. Удостоен многих наград. Записал свыше 100 СD.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »