Гастроли Берлинского Филармонического
Issue #772 Легендарный Берлинский Филармонический оркестр был основан в 80-х годах ХIХ века. С первых шагов исполнительский уровень коллектива был предопределён одним из первых его руководителей, Гансом фон Бюлов, знаменитым дирижёром и пианистом. С тех пор и поныне оркестр возглавляют самые выдающиеся дирижёры своего времени. Какие имена! Артур Никиш, Вильгельм Фуртвенглер, Клаудио Аббадо… Около тридцати […]
Issue #772
Легендарный Берлинский Филармонический оркестр был основан в 80-х годах ХIХ века. С первых шагов исполнительский уровень коллектива был предопределён одним из первых его руководителей, Гансом фон Бюлов, знаменитым дирижёром и пианистом. С тех пор и поныне оркестр возглавляют самые выдающиеся дирижёры своего времени. Какие имена! Артур Никиш, Вильгельм Фуртвенглер, Клаудио Аббадо… Около тридцати пяти лет музыкальный коллектив возглавлял Герберт фон Караян, под руководством которого оркестр достиг непревзойденных высот.
С 2002 года оркестром руководит сэр Саймон Рэтл, один из самых крупных специалистов в области современной музыки. Его талант, поразительная энергия, настойчивость и самоотверженность снискали ему уважение и любовь музыкальных кругов и публики. Интендантом оркестра , т.е. главным администратором, является Памела Розенберг, бывший генеральный директор Сан-Францисской Оперы. Она не планирует продлевать свой контракт с Берлинским Филармоническим, который истекает в 2010 году.
В 2003 году, после 50-летней паузы, состоялась встреча сан-францисской публики с Berliner Philharmoniker. Ажиотаж меломанов был оправдан: исполнение оркестром «Музыки для струнных, ударных и челесты» Белы Бартока стало заоблачной вершиной двух представленных программ. В нынешний свой приезд ещё более помолодевший Берлинский Филармонический также представил две программы: Шёнберг, Брамс и Вагнер.
Первая программа началась с исполнения фортепьянного квартета №1 Брамса в оркестровке Арнольда Шёнберга. Шёнбергу хотелось, чтобы все красоты творения Брамса были услышаны, и чтобы выбранный им стиль изложения полностью соответствовал стилю композитора. Насколько реалистичны были поставленные цели, трудно судить. Произведение было очень интересно по исполнению, новаторски были использованы звучания разных духовых и ударных инструментов, очень своеобразно прозвучал цыганского стиля финал. Однако, как мне показалось, было слишком много forte и слишком мало piano.
Брамсу было 42, когда он решился представить на суд публики свою Первую симфонию, над которой работал много лет. Будучи симфонией романтического направления, по форме она верна классическим традициям. Очень энергичная, взрывчатая, полная драматических контрастов, симфония завораживает тематическим богатством и разнообразием идей. Прекрасно прозвучали соло гобоя, а затем – скрипки. Некоторые оркестровые pianissimo были исполнены так, что, казалось, муха пролетит – слышно. Pizzicato в последней части, когда струнные инструменты используются как щипковые, было фантастическим, динамика – просто идеальной. Финал, тематически близкий к бетховенской «Оде к радости», был исполнен с большим воодушевлением и поднял на ноги зал. Как бывает в живом исполнении, иногда случались ансамблевые неточности. И создалось впечатление, что звучание оркестра в этот раз в какой-то степени утратило свою былую бархатистость, мягкость и красоту.
Вторая программа началась с вступления к первому акту оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзинеры». Полное разочарование. Исполнение было совершенно бесцветным и неинтересным, как если бы музыка исполнялась каким-нибудь провинциальным оркестром, а не грандом музыкальной Европы.
Камерная симфония №1 Шёнберга была написана в 1906 году. Позднее автор осуществил новую версию симфонии, на сей раз – для полного оркестра. Эта версия и была предложена Берлинским Филармоническим. Камерная симфония №1 является во многих отношениях новаторским произведением и важной вехой в творчестве Шёнберга. Новаторство относится, прежде всего, к гармоническому языку, включая атональность, и стилевой пестроте произведения. Казалось бы, непривычный сложный язык симфонии должен был вызвать у публики неприятие. Но ничего подобного не произошло: симфония «наперчена» такими необычными красотами и прозвучала так свежо и интересно, что реакция зала была чем угодно, только не раздражением или равнодушием.
Заключала вторую программу Вторая симфония Брамса. Окрылённый огромным успехом Первой, композитор меньше, чем через год завершил свою Вторую симфонию. Она очень светлая, солнечная, хотя и не без облаков. Исполнение этого произведения стало главной удачей Берлинского Филармонического и его руководителя. Тонкое проникновение в стилистику и характер каждой части, изящество и элегантность фразировки, точно найденный баланс звучания отдельных групп оркестра и вдохновение, с которым оркестранты и дирижёр творили музыку, никого не могли оставить равнодушным. Мы услышали музыкантов, достойных легенды.
В заключение следует отметить, что Берлинский Филармонический оркестр – по-прежнему сильный, талантливый коллектив, но, мне кажется, на сей раз он не показался уникальным, как это случилось во время предыдущей встречи. Два года назад компания Deutsche Grammophon поставила Berliner Philharmoniker https://www.berliner-philharmoniker.de/en на третье место в Европе, после Венского Филармонического и Амстердамского Концертгебау оркестра (которым руководит наш соотечественник и выдающийся музыкант Марис Янсонс), хотя не представляю себе, как можно выстроить эту табель о рангах. В прошлом году Концертгебау оркестр был назван оркестром года.