Фестиваль в Форте Росс
Форт Росс… Здесь, на самом западном форпосте Российской империи в 1812 году был поднят российский флаг. Он и сейчас, через два столетия, хранится в крепости. Все началось с Российско-Американской компании и ее руководителей Григория Шелехова и Александра Баранова. Прибытие в эти края по делам компании Николая Резанова и успешное завершение миссии, вплоть до обручения с […]
Форт Росс… Здесь, на самом западном форпосте Российской империи в 1812 году был поднят российский флаг. Он и сейчас, через два столетия, хранится в крепости.
Все началось с Российско-Американской компании и ее руководителей Григория Шелехова и Александра Баранова. Прибытие в эти края по делам компании Николая Резанова и успешное завершение миссии, вплоть до обручения с дочерью коменданта Кончитой Аргуэльо, ускорило основание крепости. Построенный первым комендантом крепости Иваном Кусковым Форт успешно выполнял свою миссию: обеспечивал продовольствием Аляску и Русскую Америку. Форт постепенно расширялся, и снаружи появились скотный двор, пекарня, ветряная мельница, огороды, оранжерея. На побережье бухты находились верфи, где были построены первые в Калифорнии корабли, кузницы, кожевенные мастерские, причал, склады для хранения лодок. В Форт Росс приезжали многие исследователи и ученые для изучения флоры и фауны, а также образа жизни и обычаев местных жителей. Вы можете найти в Кунсткамере в Петербурге предметы обихода индейцев Кашая, которые жили рядом с Фортом Росс. Подобной коллекции нет ни в одном музее мира. Нужно сказать, что индейцы Кашая жили очень дружно с русскими поселенцами, они любили селиться возле Форта Росс, зная, что русские защитят их от нападения. В словаре этого народа до сих пор осталось более 200 русских слов, таких, например, как «вода», «молоко», «кошка».
Все было прекрасно, но, увы, Россия была не очень заинтересована в столь далеко расположенных землях, и в 1841 году Форт Росс был продан Джону Саттеру за 47850 серебряных рублей, что-то около 30000 долларов. В 1906 году крепость перешла в собственность Калифорнии и стала достопримечательностью. Его оберегали и сохраняли русские эмигранты, приехавшие в Калифорнию после революции в России и после Второй мировой войны. Я знаю по рассказам старожилов, как долго они добирались до Форта Росс, – тогда не было таких удобных дорог, как сейчас. Но он оставался для них символом Родины, поэтому они так сюда стремились.
В наше время над Фортом Росс тоже сгущались тучи, да еще какие! В 2011 году губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер подписал закон о прекращении финансирования федеральных парков. А это практически означало закрытие Форта Росс. Как мы благодарны сейчас всем нашим соотечественникам, общественным русским организациям, генеральному консулу России Владимиру Винокурову – всем, кто встал на защиту Форта Росс и спас его от закрытия. И, как гласит русская поговорка, не было бы счастья, да несчастье помогло – нашлись меценаты в России, готовые оказывать финансовую помощь заповеднику. При поддержке группы компаний «Ренова-Форт Росс» в США была создана некоммерческая организация, которая занялась финансовой поддержкой исторического парка, организацией в нем образовательных программ. Было с размахом отмечено 200-летие Форта, воспроизведены магазин и ветряная мельница, отреставрированы старые помещения и экспонаты. Все это воочию смогли увидеть участники ежегодного фестиваля в Форте Росс, который прошел в этом году 25 июля.
По традиции праздник начался со службы в Троицкой часовне Форта, а затем разошелся по территории крепости. Всем, кто интересовался старинными промыслами, можно было познакомиться с древними ремеслами, пострелять из исторического оружия, научиться прясть, изготавливать свечи, вязать веревки, резать по дереву, готовить русские блюда, печь хлеб, прокатиться на старинном тарантасе до недавно воссозданной мельницы, построить лодку. В нынешнем году это можно было сделать вместе с Марком Даниэльсом, который прямо перед входом в крепость продолжал строить лодку –байдарку. Здесь же расположились алеуты, приехавшие с берегов Беренгова моря специально на праздник в Форт Росс. Бекки и ее дочь демонстировали удивительной красоты меховую национальную одежду, отделанную хвостиками горностая, жемчугом и бисером. А прямо за ними, у главных ворот крепости, пройдя мимо грозных сторожевых, вы попадали в центр Форта. Не нужно даже закрывать глаз, чтобы представить себя в русской деревне примерно два века тому назад. Наоборот, нужно их широко открыть. Женщины в разноцветных сарафанах и душегреях, поверх голов искуссно повязанная кичка или платок, мужчины в косоворотках и кафтанах, и даже маленькие дети одеты в национальные русские костюмы. Справа от ворот дымится старинная кухня, где варятся каша и щи, взбивается масло и печется хлеб. Снизу от часовни стоят две пушки, из которых сегодня будут палить в честь праздника.
В самом центре крепости на построенной специально для этого фестиваля сцене видны необыкновенные инструменты и звучит завораживающая музыка. На сцене 18 музыкантов, у каждого их них по несколько инструментов. Это Российский Роговой оркестр. Он прилетел всего на один день специально на фестиваль Форта Росс из Санкт Петербурга и это их единственное представление. Я застыла от восторга, услышав “Молитву” Чайковского в таком необычном исполнении. Оркестр звучал, как большой орган, и здесь, в Форте Росс, на фоне старинных деревянных построек и древней часовни, это было поразительно гармонично. Ведь первый оркестр роговой музыки возник в России более 250 лет тому назад, причем совершенно случайно. Графу Семену Нарышкину в его бытность обер-егермейстером при дворе императрицы Елизаветы Петровны пришла в голову забавная мысль: улучшить звучание охотничьих труб. Простая идея – согласовать по полутонам охотничьи рога – внезапно привела к поразительному результату. Необычайно сильное звучание единого по тембру рогового оркестра, напоминающее звучание органа поразило императрицу Елизавету и высшую российскую знать.
В скором времени роговые оркестры стали широко популярны. С этого момента не только коронования, дипломатические приемы, государственные церемонии, придворные балы, царская охота, но и народные гуляния, а также публичные концерты всегда проходили с участием роговых оркестров. Прозвучал роговой оркестр также и на церемонии коронования Николая II, 14 мая 1896 г.
Это были последние звуки роговой музыки… до начала 21 века.
В августе 2006 года выпускник Санкт-Петербургской консерватории Сергей Поляничко основал Российский Роговой оркестр. За девять лет своего творческого пути коллектив дал более 700 концертов, в том числе в Георгиевском зале Кремля, на Красной площади, в Храме Христа Спасителя, во дворцах Павловска, Царского Села, Петергофа, и выступал во многих странах мира. Оркестр уникален по своей сути. Ведь музыкант может извлечь из рога всего одну ноту, поэтому коллектив работает над новым произведением от трех месяцев до года. В репертуаре – музыка Баха, Россини, Штрауса, Равеля, Рахманинова, Бортнянского, а также маршевая и духовная.
О создании оркестра, о сложностях и успехах рассказал мне руководитель и дирижер этого музыкального коллектива Сергей Поляничко.
– Сергей, кому мы обязаны тем, что слышим сегодня это фантастическое звучание – роговой оркестр?
Сергей Поляничко: – Семену Кирилловичу Нарышкину, в первую очередь. Эпоха возрождения роговой музыки имеет длинную историю, поэтому мы не начинатели, мы продолжатели этого дела. Наша попытка – одна из самых ярких и успешных: предыдущие оркестры не имели возможности часто выступать, не имели возможности делать такие качественные инструменты, какие мы делаем, не имели возможности выступать за рубежом. И поэтому мы популяризируем роговую музыку не только в России, но во многих странах мира.
– Поддерживают ли вас на государственном уровне?
– Да, нас поддерживают и министерство культуры, и различные фонды и благотворительные структуры. И речь уже идет о том, чтобы этот жанр стал официальным и чтобы наш оркестр стал единственным в мире государственным роговым оркестром. Надеюсь, что с нами это чудо случится… Этот жанр всегда был опекаем со стороны выдающихся людей и государства.
– Сергей, ваши инструменты звучат очень интересно. Из какого материала они изготовлены?
– Это медь, латунь – самый безопасный сплав, который используется при изготовлении музыкальных интструментов. Мы стараемся использовать такие сплавы, которые музыкантам не причиняли бы вред. Раньше эти инструменты изготавливали только из меди, а медь разъедает организм, и, к сожалению, музыканты не очень долго жили. А мы собираемся поиграть подольше.
– Какова география ваших гастролей?
– У нас очень напряженный график, мы выступаем и у себя дома, и за рубежом. За последние полтора года посетили более 40 стран. Иногда очень далеко от России – Бахрейн, Непал, Куба, США. Мы не первый раз в Америке. Два года назад мы играли в Нью-Йорке, в Метрополитен. Мы много ездим по России. Вот сейчас у нас поездка по Сибири, где мы будем исполнять «Реквием» Осипа Козловского. Эта музыка не звучала более 220 лет, а мы ее возродили из забвения.
Мы никогда не гнались за всякими наградами, просто работали, а нас даже номинировали в «Книгу рекордов Гинесса» и внесли в «Книгу рекордов России». Возможно, случайность, но приятная!
– Вы играете на уникальных музыкальных инструментах, которые, по сути, были давно утеряны? Как удалось их восстановить?
– Да, вы правы, почти все инструменты были утеряны. Нашелся только один комплект во дворце графов Шереметевых. По этим образцам талантливый петербургский мастер Владимир Головешко и создал в 2006 году полный комплект из 74 инструментов для рогового оркестра. Он сам делал расчеты, создавал чертежи, искал нужные пропорции. Секрет сплава и метод обжига инструментов – тайна мастера «за семью печатями». Голос каждого рога зависит от толщины металла и формы. Усовершенствованные мундштуки позволяют добиваться чистейшего звучания.
– Сергей, вы ездите по весям и городам страны и мира. А где самый благодарный зритель?
– Везде тепло. Если мы хорошо звучим, эта вибрация не оставляет людей равнодушными. Вы знаете, что медиками доказано благотворное влияние вибрации, создаваемой роговыми инструментами, на здоровье человека?
– Здорово, значит это не только красиво, но еще и полезно.
– Да. К сожалению, здесь, в Форте Росс вы можете не почувствовать всю объемность и широту этой музыки. Но как только вы попадаете в концертный или церковный зал, будет ощущение, что вы отрываетесь от земли.
– А что вы сами ощущали здесь в Форте Росс?
– Чувствовал, что я в России. Здесь сохранен этот дух. Между нашими выступлениями был перерыв, и я вот тут лежал на сене, вдыхал этот чудодейственый воздух и, знаете, совсем не хотелось идти на сцену. Это ощущение блаженства, которое притягивает и остается в сердце, приковывает тебя к этой земле. Я и мои музыканты восхищены всем, что здесь происходит, как это все сохранено – обычаи и традиции. Мы благодарны министерству культуры, фонду «Ренова – Форт Росс», которые нашли возможность организовать наше выступление здесь, на фестивале Форта Росс. Думаю, что у нас все получилось.
– Что бы вы пожелали Форту Росс, всем волонтерам, сотрудникам, гостям этого чудесного уголка на краю Тихого океана?
– Пожелал бы единства. И тепла общения. Сохранять культурные традиции, язык, сохранять и еще раз сохранять. Ведь, если бы не русская культура, не случилось бы многих значимых событий. А здесь она присутствует. И пусть она присутствует здесь как можно дольше.
Среди людей, слушавших выступления оркестра, я увидела бывшего генерального консула России в Сан-Франциско Владимира Винокурова, человека сделавшего очень многое для сохранения Форта Росс.
– Владимир Николаевич, как приятно вас видеть здесь. Я знаю, что вы специально каждый год прилетаете из Москвы на этот праздник, ведь Форт Росс для вас не просто музей русской культуры.
Владимир Николаевич Винокуров: – Я возвращаюсь к тем дням, когда начал заниматься этими делами, в тот первый день, когда я приехал в Форт Росс, когда начались проблемы Форта Росс, которые мы решали. Когда проблемы закончились и Форт Росс стал своего рода символом истории наших стран. Он и сейчас, в это трудное для российско-американских отношений время, продолжает оставаться фактором, связывающим наши страны. Сегодня в Форт Росс приехали ребята из России, которые выиграли конкурс американского посольства на знание истории наших двух стран. В октябре будут фестиваль и важная конференция, которые проводятся уже несколько лет. Это мероприятие финансируют совместно как российские так и американские компании. Форт Росс дает много позитива. Он сейчас очень нужен.
Мне приятно то, что я связан с этой историей и я чем-то помог Форту Росс. И каждое мое возвращение сюда – это уникальная возможность просто вернуться ко времени, когда мы вместе с супругой представляли здесь нашу страну.
– Владимир Николаевич, всех нас сейчас очень волнует состояние российско-американских отношений. Как человека весьма компетентного в этом вопросе, а именно посла по особым поручениям Российско-Американской Президентской комиссии, я хотела бы спросить, есть ли на горизонте хоть небольшие проблески надежды, что эти отношения могут вернуться в прежнее, доброжелательное русло?
– Я в это верю. Отношения вернутся к нормальным, потому что от наших стран, от того, как успешно они будут сотрудничать, зависит очень многое в сегодняшнем мире. Где немало всяких вызовов, начиная от терроризма, ядерного распространения и многих других, с которыми можно справиться, только если наши страны будут вместе. Поэтому я все-таки остаюсь оптимистом, и верю, что эти отношения через какое-то время вернутся к нормальным. Ну, и как представитель России могу сказать, что мы готовы к нормализации отношений, мы готовы продолжать сотрудничество, где это возможно, не только для наших стран, но и для международной безопасности и для всего мира. Я верю, что такое время придет.
К нашей беседе присоединяется генеральный консул России в Сан-Франциско Сергей Владимирович Петров:
– Сегодня на празднике присутствует Владимир Николаевич Винокуров, а это значит, что в отношении Форта Росс мы всегда чувствуем поддержку из России, из Москвы. На всех наших важных мероприятиях мы видим представителей МИДа, российских финансовых компаний, и у меня даже ощущение, что это представительство расширяется. Несмотря на непростые вещи, происходящие в российско-американских отношениях, поддержка со стороны России Форта Росс усиливается.
– Сергей Владимирович, а как часто вы бываете в Форте Росс?
– Мы с женой бываем здесь довольно часто. Хотя каждый раз думаю, что это далеко от Сан–Франциско. Два часа туда, два обратно, но всякий раз, когда приезжаю, окунаюсь в эту особую атмосферу, которую ощущаешь только здесь. Да и люди сюда приезжают, как на подбор, все с хорошим настроением. Или они его приобретают здесь? Неважно, главное, что Форт Росс действует на всех нас очень положительно.
– Спасибо, Сергей Владимирович, спасибо, Владимир Николаевич, уверена, что еще не раз увидим вас на празднике в Форте Росс.
Музыканты ушли на перерыв, а на широкой поляне перед домом последнего коменданта крепости Ротчева разыгрался широкий хоровод. Это фольклорный ансамбль «Кедры» вовлекал в свою игру всех посетителей и даже волонтеров. А вот и Елена Ротчева с детьми спешит на прием званых гостей, что уже дожидаются у них в доме. Имровизированную сцену обеда с французским посланником, удивляющимся европейской образованности хозяев и их аристократическому укладу жизни, можно было посмотреть в самом доме Ротчева. Прекрасно сшитые костюмы, точно воссоздающие покрой и фасоны того времени, были специально заказаны в России и привезены на праздник 200-летия Форта Росс. С тех пор они ежегодно задействованы, а актеры так замечательно вжились в свои образы, что существуют в них легко и органично.
На выходе из дома Ротчева я столкнулась с веселыми и жизнерадостными молодыми людьми и сразу поняла, что это те самые студенты из России, выигравшие конкурс американского посольства, о которых говорил Владимир Винокуров. С ними был и их руководитель – преподаватель английского и французского языков Евгений Колядин из Ямало-Ненецкого округа.
– Евгений, расскажите, пожалуйста, подробнее о конкурсе, который выиграли ребята.
Евгений Колядин: – Конкурс был организован посольством США в России и был посвящен истории Форта Росс. В нем принимали участие школьники со всей страны. Целью конкурса было создание новой интересной, технологичной игры на основе истории Форта Росс. В финал этого конкурса вышли три команды: наша, из Ямало-Ненецкого округа, команда из Курской области и команда из города Бийска Алтайского края. В каждой команде по три школьника и руководитель. Завтра мы встретимся с сотрудниками Форта Росс и представим на их суд все наши работы. После этого мы поедем в Вашингтон и познакомимся со столицей США. Это такой нам подарок за победу в конкурсе.
– Евгений, вы и ваши ребята наверное знаете о Форте Росс очень много, – пожалуй, больше, чем многие русские, живущие здесь. Таким ли он предстал перед вами наяву или по фильмам он выглядел иначе?
– Да, конечно, мы знаем здесь все, что где находится, пересмотрели массу фильмов про Форт Росс, много читали, смотрели в интернете, но, когда сюда приезжаешь, здесь совсем все по-другому. Эту атмосферу не передаст ни одна книга или фильм. Конечно, здесь чувствуется Россия, но несколько другая, та, ушедшая, которую мы еще не знаем. Это благодаря исторической реконструкции.
В наш разговор вступают ребята, участвовавшие в конкурсе:
Карина Шамова из г.Курчатова Курской области: – Погрузиться в историю Форта Росс было очень интересно, ведь это точка на карте, которая объединяет русскую и американскую культуры. Нам очень волнительно находиться здесь сегодня. Форт Росс оказался большим, и за один день не обойти все памятные места; мы очень впечатлены. Он не такой, как на картинках, и превзошел все наши ожидания.
Антон Скоробогатов из Ямало-Ненецкого округа – Мы потрясены здешними видами, океаном. Мы наблюдали все только на экранах, просматривая фильмы, но здесь все другое, все масштабнее и дышит 200-летней историй. Я счастлив, что увидел это все своими глазами.
А я порадовалась за ребят из разных городов России, которые смогли принять участие в празднике Форта Росс, и не как праздные зрители, а как участники, исследователи, знающие историю обеих стран и навсегда полюбившие эту красивую и старинную крепость – бывший самый западный форпост России.
Затем мы вместе отправились на площадку перед главными воротами, в широкий танцевальный круг, устроенный для национальных танцев индейцев племени Кашаи. Перед самым выступлением представитель племени поблагодарил директора заповедника Форта Росс Сару Свидлер за ее внимание и заботу о сохранении культуры их племени. И в знак признательности и расположения накинул на плечи Сары изготовленное мастерицами специально для нее красивое узорчатое одеяло. А потом женщины встали в центр круга и запели старинные песни, а мужчины и девушки исполняли традиционные танцы племени Кашая – то подражая птицам, то изображая местных животных и охотников. Это был заключительный аккорд праздника, вместившего в себя всю долгую 200 летнюю историю старинного русского Форта на берегу Тихого Океана.
Я спросила у Сары Свидлер, директора музея-заповедника, как, по ее мнению, прошел фестиваль в этот году.
Сара Свидлер: – В этом году наш фестиваль прошел очень успешно – его посетили более 2200 человек. Одним из главных сюрпризов было выступление оркестра роговой музыки из Санкт Петербурга. Их музыка звучала совершенно фантастически на фоне старинных деревяных построек XIX века, и это создавало удивительный визуальный и звуковой эффект. Русские мастера, занимающиеся народными ремеслами, фольклорный ансамбль «Кедры» – все это оживляло наш исторический пейзаж. К тому же, сегодняшняя чудесная солнечная погода, много традиционной русской еды и чудесное холодное пиво, которое продавали в этом году, сделало праздник приятным и радостным. Я очень люблю наблюдать за семьями с детьми, которые приезжают на наш фестиваль, как радостно дети бегают и веселятся здесь, находя интересное занятие для себя. Это делает нашу работу еще более нужной. Я хочу особенно поблагодарить Ольгу Миллер и Renova Fort Ross Foundation за их поддержку Форта Росс и те возможности, которые у нас есть благодаря их помощи. А также – выразить свое признание Министерству культуры России за организацию поездки на наш фестиваль Оркестра роговой музыки. Окрыленные этим успехом, мы уже начинаем планировать следующий, который пройдет в последнюю субботу июля будущего года.
А я хочу добавить к словам Сары Свидлер: приезжайте в Форт Росс, посмотрите все воочию, разделите с нами этот солнечный день. В нем соединилоись бриз с Тихого океана, шелест листвы вековых деревьев, дым костра, на котором кипит котелок с кашей, праздничное настроение, широта и удаль деревенского хоровода, удивление экзотикой танца индейцев, чувство чего-то такого далекого и полузабытого, но ставшего близким и родным после проведенного здесь дня.
Галина АРТАМОНОВА