Фестиваль и джентрификация

Share this post

Фестиваль и джентрификация

Совсем недавно, лет ещё двадцать назад, район Mission был преимущественно мексиканским, точнее – латиноамериканским. Проходя или проезжая по Валенсии, Гурэро или Mission, вы обращали внимание на необычную интенсивность уличной жизни, громкие разговоры на испанском, множество продовольственных магазинов, забегаловок и ресторанов, предлагающих латиноамериканские меню. Народа на улицах было полно, при том, что Mission был абсолютно не […]

Share This Article

Совсем недавно, лет ещё двадцать назад, район Mission был преимущественно мексиканским, точнее – латиноамериканским. Проходя или проезжая по Валенсии, Гурэро или Mission, вы обращали внимание на необычную интенсивность уличной жизни, громкие разговоры на испанском, множество продовольственных магазинов, забегаловок и ресторанов, предлагающих латиноамериканские меню. Народа на улицах было полно, при том, что Mission был абсолютно не похож на деловой даунтаун. Но не похож он был и на тихий спальный Sunset.

image001Уличная картина стала меняться во время “доткомовского” бума (1995-2001): молодые компьютерщики, в одночасье оказавшиеся при больших деньгах, покупали здесь дома, ремонтировали их и перебирались сюда со своими “гёрлфрендами” или “бойфрендами”, а в той части Mission, что поближе к даунтауну, открывали новые, только что придуманные интернет-компании. Потом “доткомовский” пузырь лопнул, однако новые люди обжились в этом районе.

Уже тогда начались активные разговоры про джентрификацию – цены на жильё (не только на покупку домов, но и на аренду квартир), пошли вверх, и для многих людей с небольшим доходом проживание в Mission оказалось не по карману.

Не прошло и десяти лет после того, как лопнул первый пузырь, и город захлестнула вторая волна интернетовского бума. И десятки тысяч молодых компьютерщиков со всей страны и из-за рубежа устремились в Сан-Франциско. Twitter, Zynga, Salesforce, Google, Yahoo, Facebook не только изменили мир, но и сильно изменили стиль жизни в районе Mission. Появились магазины, которых раньше здесь не было, рестораны, отличающиеся от мексиканских забегаловок. Сюда, в район Mission и примыкающий к нему Potrero Hill, стали переезжать из даунтауна художественные галереи. Причём не какие-то галереи первого этажа (то есть ориентированные на случайных прохожих и туристов), а серьёзные, в которых продаётся то, что стоит немалых денег.

Именно сюда по утрам приезжают комфортабельные автобусы из Google, Yahoo, Facebook и прочих больших компаний, расположенных вне города, чтобы подхватить живущих здесь молодых сотрудников. Эти автобусы, время от времени блокирующие официальные остановки городского транспорта, стали объектом ненависти традиционного местного населения.

В этом районе под круглосуточной охраной строит себе какой-то особенный дом Марк Цукерберг.

Видимо, в расчёте на молодую публику сюда переехал и Сан-Францисский международный кинофестиваль. В течение четверти века его базовым кинотеатром был «Кабуки», расположенный на углу улиц Filmore и Post, то есть как бы посредине между спальными районами Sunset и Richmond, и престижными районами Nob Hill, Russian Hill, Marina. С нынешнего года базовым фестивальным кинотеатром будет только что открытый Alamo Drafthouse New Mission. Здесь всё новое, наиновейшее: прекрасный экран, великолепная проекционная аппаратура, удобные кресла и при каждом кресле столик. Вы можете заказать себе чашку кофе или чая, бокал вина, рюмку водки, бутылку пива, коктейль, салат, сэндвич, пиццу. Можно и более серьёзные блюда. Недёшево. Чашка чая, например, стоит 5 долларов. Но для здешней молодёжи совершенно не обременительно.

Интересно, поедет ли сюда публика постарше.

***

Кадр из фильма “Событие ”
Кадр из фильма “Событие ”

Итак, что же предлагает фестиваль 2016 года?

Прежде всего – о фестивальных наградах. Приз Ирвинга Левина за вклад в режиссуру в этом году присуждён индийскому режиссёру Мире Наир, автору таких – на мой вкус, несколько слащавых – фильмов, как «Салям, Бомбей», «Свадьба в сезон дождей». Вручение премии состоится в воскресенье, 24 апреля в 16. 30 в кинотеатре Castro.

Лауреаты премии Мориса Канбара (сценаристу) и премии Питера Оуэна (актёру)  ещё не объявлены.

Премия Мела Новикова за вклад в кинопроцесс присуждена в этом году Janus Film- Criterion Collection, чей вклад в пропаганду киноискусства трудно переоценить. Благодаря этой компании американские зрители увидели работы Брессона и Бергмана, Эйзенштейна и Феллини, Трюффо и Ренуара, Тарковского, Куросавы и Антониони, и сегодня каждый интересующийся может иметь у себя дома фильмотеку, охватывающую всю историю киноискусства. Количество выпущенных этой компанией дисков приближается к четырёмстам.

Премия будет вручена владельцам Janus Film – Criterion Collection Питеру Бекеру и Джонатану Турелю. В церимонии примут участие популярные режиссёры братья Коэны, а их первый фильм “Просто кровь” (Blood Simple, 1984), отреставрированный Criterion Collection, будет показан после церимонии вручения премии.

Кинотеатр Castro, суббота, 30 апреля, 15. 00.

***

В фестивальной программе 174 фильма, я отмечу здесь несколько, ориентируясь на свой вкус и свои интересы.

***

«Кровь моей крови» (Blood of My Blood). Режиссёр Марко Беллоккио.

Семидесятилетний классик итальянского кино продолжает озадачивать и шокировать зрителей. В новой его картине 17-й век переплетён с 21-м, а наряду с итальянскими монахами мы встречаемся в этом фильме с российским миллиардером Рихалковым, желающем купить старинный замок (как видите, «слава» Никиты Михалкова докатилась и до Италии).

22 апреля 15.00 – Alamo;

24 апреля 16.00 – Alamo;

25 апреля 20.45 – Victoria, 2961 16 St.

***

«Это не домашнее кино» (No Home Movie, 2015). Режиссёр Шанталь Акерман (1950-2015).

Последний фильм бельгийско-французского режиссёра, посвящённый её непростым отношениям с матерью. Акерман смонтировала эту ленту из 40 часов отснятого материала.

22 апреля 15.45 – Alamo;

24 апреля 16.00 – Roxie, 3117 16 St.;

30 апреля 12.30 – BMPFA, 2155 Center St., Berkeley.

***
«Событие» (The Event). Режиссёр Сергей Лозница.

Новый фильм замечательного режиссёра, смонтированный из материалов кинохроники, снятой 19-21 августа 1991 года. Никаких вспомогательных титров, никаких пояснений, никакого закадрового голоса – звучит только реальная фонограмма и иронически использованная музыка Чайковского.

Премьера фильма состоялась 5 сентября 2015 года на Венецианском кинофестивале.

(В заметке о 59-м SFIFF, напечатанной в прошлом номере газеты, я написал, что премьера фильма прошла на Каннском фестивале – это оговорка).

24 апреля 18.30 – BMPFA;

1 мая 1.30 – Roxie;

5 мая 18.00 – Alamo.

***

Кадр из фильма “Зимняя песня”
Кадр из фильма “Зимняя песня”

Любовь и дружба” (Love and Friendship). Pежиссёр Вит Стиллман.

Экранизация незаконченного романа Джейн Остин “Леди Сюзан”.

Стиллман – режиссёр не очень кассовый, но его фильмы “Метрополитен” (Metropolitan, 1990), “Барселона” (Barselona, 1994), “Последние дни диско” (The Lust Days of Disco, 1998) и “Встревоженные барышни” (Damsels in Distress, 2011) получили весьма высокую оценку кинокритиков. Особенно кинокритиков восточного побережья, которые нередко называют его англосаксонским Вуди Алленом.

21 апреля, 19.00, Castro.

***

Lo and Behold: Reveries of Connected World. Режиссёр Вернер Херцог.

Я ещё не видел этого фильма Херцога и не берусь даже переводить его название. Всё, что я знаю, – речь в картине идёт о том, как технологическая революция – персональные компьютеры, интернет, исследования в области искусственного интеллекта – изменила нашу жизнь и каких изменений можно ожидать в будущем.

Свой первый документальный фильм Херцог снял в 1962 году, первый игровой – в 1968-м. А ещё через четыре года лента «Агирри, гнев божий» (Aguirre, the Wrath of God, 1972) заставила говорить о нем как об одном из самых значительных режиссёров современности. С тех пор неутомимый Вернер Херцог снял два десятка игровых фильмов и около тридцати документальных.

23 апреля 20.00 Castro.

***

Лето замёрзших фонтанов” (The Summer of Frozen Fountains). Режиссёр Вано Бурдули.

Если вы попытаетесь объяснить, кто же главный герой этого фильма, то, вероятнее всего, им окажется город Тбилиси. Персонажи Вано Бурдули – самые разные люди, иногда их истории переплетаются, чаще – нет, но из этой мозаики (чем-то похожей на фильмы Роберта Олтмана или “Фаворитов луны” Отара Иоселиани) складывается тёплый и трогательный портрет города, в котором все они живут.

25 апреля 18.15 – Roxie;

27 апреля 15.30 – Roxie;

5 мая 20.40 – BMPFA.

***

Под солнцем” (Under the Sun). Режиссёр Виталий Манский.

Один из самых интересных российских кинодокументалистов (недавно переcелившийся из России в Латвию) Виталий Манский снимал в Северной Корее с разрешения и под неусыпным наблюдением властей. Однако фильм, который он сделал, вряд ли понравится властям КНДР, вероятно, самой закрытой страны современного мира. Эту систему легко высмеивать (разумееется, находясь за её пределами) – гораздо сложнее понять, как она работает, как она превращает живых людей в примитивных и послушных роботов.

30 апреля 18.00 – Alamo;

4 мая 15.15 – Alamo;

5 мая 18.30 – BMPFA.

***

“Зимняя песня” (Winter Song). Режиссёр Отар Иоселиани.

Последний по времени фильм великого режиссёра.

Я уже писал когда-то, что работу художников такого масштаба нужно не оценивать, а проживать. Каждый фильм Иоселиани – это сжатые в полтора часа экранного времени годы жизни, прожитой нами. И даже той, которую нам ещё суждено прожить. Фильмы Иоселиани надо смотреть с открытым сердцем, не дозируя, не страшась, а отдаваясь им.

Не бойтесь: Отар Иоселиани, как и всякий большой художник – добрый человек и не использует свою власть над вами во зло.

3 мая 18.15 – Roxie;

4 мая 29.45 – BMPFA;

5 мая 20.30 – Alamo.  

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »