Фата-моргана
Термин, вынесенный мною в заголовок, означает оптическое явление, предъявляющее наблюдателю объекты с многократными и разнообразными искажениями. Ну, например, как у Андерсена: «Элиза увидала перед собой как бы плавающую в воздухе гористую страну с массами блестящего льда на скалах; между скалами возвышался огромный замок, обвитый какими-то смелыми воздушными галереями из колонн; внизу под ним качались пальмовые […]
Термин, вынесенный мною в заголовок, означает оптическое явление, предъявляющее наблюдателю объекты с многократными и разнообразными искажениями. Ну, например, как у Андерсена: «Элиза увидала перед собой как бы плавающую в воздухе гористую страну с массами блестящего льда на скалах; между скалами возвышался огромный замок, обвитый какими-то смелыми воздушными галереями из колонн; внизу под ним качались пальмовые леса и роскошные цветы, величиною с мельничные колеса».
Ну вот, изволите видеть, населенный пункт Бир-Зейт неподалеку от Рамаллы. Население в 2013 году составляло около 7 тысяч человек. Имеется университет. Он играет, как о нем пишут, одну из ведущих ролей в палестинском внутриполитическом диалоге и обеспечивает надлежащие условия для студентов, помогает им развиваться и реализовать свой потенциал в атмосфере арабо-исламского наследия, открытого для всего мира. Ясно, что это учебное заведение имеет для автономии значение скорее сакральное, нежели утилитарное. Но мало того. К тому моменту, когда вы возьмете в руки этот номер газеты, в Бир-Зейте откроется Палестинский национальный музей. Его задача, – предоставить сцену палестинской культуре на арабской и международной арене, содействовать свободному интеллектуальному развитию, культуре диалога и толерантности, а также укрепить чувство национального единства. Так, по крайней мере, утверждается. Средства успешно освоены, и все было бы хорошо, если бы не конфликт между попечительским советом музея и его директором. Глава совета оказался сильнее, и директор музея был уволен.
По словам директора, он работал над выставкой несколько лет. В нее должны были быть включены фотографии, вещи, ключи от оставленных домов. Глава же попечительского совета говорит, что открытие музея – акт символический. Он нужен для того, чтобы поддержать простых палестинцев: «Символизм имеет принципиальное значение. Экспозиция – это следующий этап».
В результате выставки «Неразделенные», которой планировалось открыть музей и в которой рассказывалось бы о связи палестинских беженцев с родной страной, не будет. Экспозиции нет. Но открытие музея состоится. И присутствующим предложено будет представить, что они видят гористую страну с массами блестящего льда, огромный замок, пальмовые леса, ну и все прочее, что видится путнику в пустыне.
Между тем, около месяца назад израильский Высший суд справедливости рассмотрел жалобу автономии на сокращение поставок электроэнергии в связи с неуплатой долгов и запретил компании «Хеврат хашмаль» делать это до 22 мая.
Видимо, на днях нам предстоит наблюдать за попытками палестинской администрации объяснить, почему нет денег на оплату электроэнергии. На строительство музея потратили 25 миллионов долларов. А где остальные? Ведь за электричество задолжали почти полмиллиарда. Нет, не шекелей, а тоже долларов.
Наступило жаркое лето. Давно прошли времена, когда отдохновение от зноя наступало лишь ночью. Жители автономии широко пользуются благами цивилизации крестоносцев – кондиционерами, работающими от сионистского электричества, и, видимо, для того, чтобы им не пришлось утешаться фата-морганой «гористой страны с массами блестящего льда на скалах», норвежское правительство решило прекратить перевод Рамалле пожертвований, если их по-прежнему будут тратить на вспомоществования семьям террористов, бездельничающих в израильских тюрьмах. Наивные скандинавы думают, что освободившиеся таким образом средства будут направлены на закупку электроэнергии, но не тут-то было. Скорее всего, 22 мая палестинские власти возобновят жалобы на коллективное наказание, на страдания ни в чем не повинных людей, и БАГАЦ в очередной раз обяжет Израиль снабжать автономию электроэнергией.
Ближний Восток – родина миражей. Но, если прежде морок заставлял измученный жаждой караван из последних сил стремиться к все время отступающему к горизонту оазису, то в последние десятилетия мы наблюдаем за попытками Европы склонить Израиль к уступкам. Последней по счету была так называемая французская инициатива, для реализации которой намечалось провести в Париже специальную конференцию, несмотря на то, что за стол переговоров арабы и евреи никак не хотят усаживаться, хотя и по разным причинам. Чем ближе день открытия конференции, тем более смутными становятся контуры инициативы Парижа, и, наконец, незадолго до дня, так сказать, икс, до 30 мая, французский президент заявил, что мероприятие откладывается. Кто сказал, что политикам не идет быть смешными? Олланд мотивирует отсрочку тем, что в названный срок госсекретарь Керри не может присутствовать.
А в это время, как гласили титры в немых фильмах, произошло нечто, что я не советовал бы читателям сбрасывать со счетов. Президент Египта Ас-Сиси обратился к Израилю и ПНА. «Я говорю вам: сегодня есть реальная возможность добиться соглашения и установить мир, который станет чудом для всего Ближнего Востока», – сказал он, и сослался на мирный договор, заключенный Египтом и Израилем в 1979 году.
США тогда не только поддержали договор, но и спонсировали его. За один 1979 год Израилю и Египту была предоставлена экономическая помощь в размере 7,3 миллиарда долларов. Зато Европа приняла происшедшее с оговоркой, заключавшейся в том, чтобы пристегнуть к египетско-израильскому документу требование предоставить национальный дом палестинским арабам. Исламский мир и СССР отнеслись к соглашению резко отрицательно, как к сепаратной сделке, льющей воду на мельницу сианизма и империализма. Время, однако, показало правильность курса, выбранного египтянами, и это – одна из причин, по которой не следует относиться к инициативе Ас-Сиси отрицательно. «Как человек, который воевал в 1967-м и в 1973-м, я помню, какой сильной была ненависть, как никто не верил в возможность мира», вспоминает он.
Понимая эффектность и эффективность неожиданного шага, который совершил в 1977 году президент Египта Садат – посетил Израиль и выступил в кнессете, президент Египта обратился к властям Израиля с просьбой показать запись его речи по телевидению, чтобы продемонстрировать, как он выразился, что речь идет об исторической возможности.
Когда слышишь такое от лидеров исламского мира, сразу же начинаешь искать скрытую цель подобных высказываний. Предшественник нынешнего президента, Мурси, просто не смог бы выговорить эти слова. В случае же Ас-Сиси стоит, пожалуй, подождать, что будет дальше. Может быть, на этот раз перед нами не мираж в пустыне, и египтяне найдут возможность доказать палестинским арабам преимущества худого мира перед доброй войной.
Сергей ВОСКОВСКИЙ, Израиль