Еврейский женский день
1 сентября 1954 года я вернулся домой после своего первого школьного дня, горько плача: мальчики, которых я видел впервые в жизни, объединились после уроков, чтобы «побить еврея», то есть меня. Было гнетущее чувство – я на виду, мне с моим еврейством никуда не спрятаться. Враги наблюдают меня. Я предчувствовал тяжёлые времена. Старшая сестра Бэлла не […]
1 сентября 1954 года я вернулся домой после своего первого школьного дня, горько плача: мальчики, которых я видел впервые в жизни, объединились после уроков, чтобы «побить еврея», то есть меня. Было гнетущее чувство – я на виду, мне с моим еврейством никуда не спрятаться. Враги наблюдают меня. Я предчувствовал тяжёлые времена.
Старшая сестра Бэлла не проявила ко мне сочувствия: «Такой здоровый и не можешь постоять за себя!», – стыдила она. Её урок самообороны был прост: не бойся и вступай в бой. На следующий день я вернулся из школы героем. Бэллино поучение помогло: верная стратегия – не бежать от боя.
32 столетия назад евреи Шхема избрали царём злодея Авимелеха – не последний кошмарный выбор в истории еврейской демократии. Правил Авимелех Израилем три года. Когда он решил покончить с евреями города Тевец, те укрылись на крыше башни. «И подошёл Авимелех к башне, чтобы сжечь её, поднеся огонь. И бросила одна жена обломок жернова в голову Авимелеху. И рассекла она ему череп. И призвал он поспешно отрока, своего оруженосца, и сказал ему: «Обнажи свой меч и умертви меня, чтоб не сказали обо мне: женщина убила его!» (Книга судей 9:52-54)
Борьба полов за славу проходит через нашу историю. Ещё до Авимелеха была судьёй над евреями пророчица Дебора. А над ханаанеями царствовал в ту пору Сисра, «и теснил он сынов Израиля крепко 20 лет» (4:3). Дебора вызвала Барака (уже тогда был полководец с таким именем) и велела ему возглавить войска в походе на Сисру. «И сказал ей Барак: «Если пойдёшь со мной, то пойду я, а если не пойдёшь со мной, не пойду» (4:8). Пророчица ответила: «Пойти-то пойду… но только не будет славы тебе… ибо в руки жене передаст Господь Сисру!» (4:9)
И действительно, красавица Йаэль заманила в свой шатёр бежавшего с поля битвы Сисру, по некоторым мнениям, соблазнила того семь раз и, уснувшего, убила, вонзив ему в висок кол.
И всё же евреям-мужчинам хочется видеть героями именно себя. Образцом героизма провозглашены победители греков братья Маккавеи. В память братьев многочисленные спортивные маккабиады служат демонстрацией спортивного мужества евреев. Подвигу Маккавеев посвящён праздник Ханука.
Увы, изучая почти любую легенду, можно обнаружить, что она не только раскрывает, но и скрывает какую-то тайну. Уже в давние времена наши мудрецы решили отмечать в Хануку не военную победу, а помянутое в каком-то мидраше чудо не сгоравшего в меноре восемь дней одного кувшинчика масла.
В масштабе чудес еврейской истории не сгоравшее масло не выглядит таким уж великим чудом. Известно, что на евреев не распространяется физический закон сохранения: нас мало, но в каждой отдельной области – в науке, в культуре, в искусстве, в предпринимательстве, даже в политике – нас много. Изменение мудрецами нарратива Хануки было связано, в большой степени, с тем, что победа Маккавеев завершилась установлением над евреями их провальной династии. Маккавеи, принадлежа к касте когенов, на царствование даже и права-то не имели. Меньше, чем через сто лет после победы над греками, в ходе гражданской войны между двумя братьями из династии Маккавеев, один из них призвал в Иерусалим римского полководца Помпея. Это предательство прервало почти на 20 столетий существование независимого еврейского государства в Земле Израиля.
Но хоть с греками-то братья Маккавеи бились мужественно? Да, мужественно. Но подвиг начала восстания против могучего врага принадлежит не им. Я слышал об этом подвиге от нескольких раввинов, некоторые детали его хранит традиция. Но в письменном виде эту историю не афишируют. Не продолжает ли это умолчание борьбу полов за славу, примеры которой приведены выше?
Раввины рассказывали, что греки империи Селевкидов, имевшие власть над Иудеей, установили над евреями унизительнейшее право первой ночи. По крайней мере, этим правом владел наместник греко-сирийского императора Эпифана, обитавшего в Дамаске. И, что удивительно, евреи-мужчины спокойно сносили наложенный на общину сексуальный налог.
И вот в доме первосвященника Матитьягу игралась свадьба его дочери Йегудит. В разгар церемонии Йегудит сбросила с себя своё облачение невесты. Братья всполошились – что за позор для священнического рода! «Вы находите мою наготу непристойной? А знаете ли вы, какое надругательство надо мной произойдёт этой ночью?» – обратилась Йегудит к своим братьям.
Не знаю, как прошло завершение свадьбы. Думаю, не очень весело. В конце её Йегудит в сопровождении служанки, с корзинкой, в которую была положена головка сыра – гостинец греку – отправилась справлять обусловленный обряд.
Считают, что сыр способствует крепкому сну. Наверное, потому, что запивается вином. В память о сыре, который взяла с собой Йегудит, у евреев, празднующих Хануку, принято включать этот продукт в праздничную трапезу. Ночью Йегудит со служанкой вернулись в дом Матитьягу. В корзине, вместо головки сыра, лежала голова греческого наместника. Восстание началось. У братьев Йегудит, её прославленных братьев Маккавеев, просто не было выбора.
Кто-то может возразить: это же плагиат, это история Юдифь, отрезавшей голову ассирийскому полководцу Олоферну! Разными изображениями такого сюжета полны лучшие картинные галереи мира! Например, «Юдифь с головой Олоферна» кисти Джорджоне – одна из знаменитейших картин Эрмитажа. Когда я помянул Юдифь в нашей синагоге, один из раввинов поправил меня: «Это не наша героиня. Она – персонаж христианской Библии».
Однако поразительное сходство подвигов Йегудит и Юдифь заставляет задуматься. Да и близость их имён – в библейском тексте Юдифь зовётся Иудифь – вызывает вопросы.
Канонизированную христианами Книгу Юдифь принято считать греческим переводом несохранившегося еврейского текста – она полна гебраизмов. Но всё же полное отсутствие упоминаний об оригинале в еврейской традиции, да и о подвиге Юдифь, спасшей свой народ от ассирийцев, необъяснимо.
Всё становится понятнее, если прочесть Книгу Юдифь. Она, по крайней мере её первая часть – очевидная и не очень грамотная подделка. Начинается книга так: «В двенадцатый год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии…». Но ведь книга Даниэля, тоже канонизированная христианами, уже на первой странице повествует: «В третий год царствования Иоакима, царя иудейского, пришёл Навуходоносор, царь вавилонский…(1:1) Так ассирийский он был царь или вавилонский?
В пятой главе Книги Юдифь «Ахиор, предводитель всех сынов Аммона», квалифицированно пересказывает Олоферну краткую историю евреев. Он повествует: в недалёком прошлом «во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями. Ныне же, обратившись к Богу своему, они возвратились из рассеяния, в котором были, овладели Иерусалимом, в котором святилище их, и поселились в нагорной стране» (5:18-20)… Но это же Навуходоносор угонял евреев в изгнание и разрушал Храм! И прошло с тех пор лет 400! Становится понятным, что в Книге Юдифь война евреев против ассирийцев маскирует конфликт евреев с греками. Об этом свидетельствует исторический фон, обрисованный Ахиором. Греки – создатели художественной литературы – не могли пройти мимо такого яркого сюжета, как подвиг Йегудит, изложенный в какой-то еврейской книге. Но не могли они, переводя еврейский текст, живописать обезглавливание греческого наместника. Поэтому греки использовали еврейский текст об Йегудит – отсюда гебраизмы, и добавили придуманных ассирийцев, чтобы оставить на плечах голову влиятельному греку, отрезанную нашей героиней, и заменить её головой выдуманного ассирийского генерала Олоферна, которого не жалко.
Указать на нелепости в Книге Юдифь могли бы евреи. Но мы всегда старались не вмешиваться в христианские тексты. Да и главная заслуга женщины в героическом восстании Маккавеев не тешит мужское самолюбие комментаторов, поэтому не стимулирует дискуссии с христианами.
Современная израильская армия стала первой в цивилизованном мире, рекрутирующей в свои ряды наряду с мужчинами женщин. Я думаю, это очень разумно. Хотя в боевых действиях, в основном, участвуют мужчины, присутствие рядом женщин–евреек, хранящих воинственный дух безымянной метательницы обломка жернова, Деборы, Йаэль, Йегудит, усиливает могущество еврейских воинов.
Выбирая дату для Международного дня женщин, социалисты начала ХХ века остановились на празднике Пурим, отметив тем подвиг Эстер, позволившей и понудившей евреев два дня избивать наших врагов. Если будет нужен второй в году женский день, я бы предложил выбрать начало Хануки и посвятить этот день Йегудит, сохранившей своим подвигом честь еврейских женщин и мужчин.
Мемуары Бориса Гулько:
Путешествие с пересадками.
Три книги воспоминаний. И рассказ.
397 страниц, включая фотографии.
Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
Заказать книгу можно у автора: gmgulko@gmail.com
$ 26, включая пересылку по США.
Книга продаётся также на Amazon и Amazon Europe
Борис ГУЛЬКО