Еврейский пляж

Еврейский пляж

Не ищите, пожалуйста, в этом рассказе своих знакомых. Или предков. Их там нет. И они там есть. Все и каждый.

Share This Article

Я посвящаю этот рассказ памяти наших бабушек и дедушек.

Наверное, в каждом городе СССР был такой пляж. Евреи вообще любят, умеют и правильно делают, что кучкуются вместе. Они всегда были меньшинством. Даже если их много. Евреи, если они вместе, – это совершенно отдельное, уникальное и непохожее ни на кого больше общество, сословие, когорта или как там еще назвать сборище людей – таких разных и в то же время таких похожих друг на друга. Не внешне, хотя неевреи отличали их сразу и мгновенно.

Конечно, внешнее сходство между собой у потомков Моисея, царя Давида и, что там скрывать, Иисуса из Назарета присутствует, и никуда его не денешь. Но внешность тут ни при чем. Евреи во всех странах мира – это шум, гам, много суеты, размахивания руками при любом, самом пустяшном споре и главное – интеллект в глазах. У самого тупого в мире еврея он есть. Если взглянуть очень глубоко, найдешь, и сразу захочется спросить: почему же он им не пользуется?

Но шутки в сторону: рассказ этот – о еврейском пляже в том самом городе, в котором родился я, вырос тоже, как и многие мои сородичи.

Что такое лето в Литве? Это месяц-полтора хорошей погоды. Что такое хорошая погода? Это когда не льет дождь, нет ветра и на дворе, к примеру, июль или август. Не факт, что жарко, но на пляж пойти надо. Ведь там будут все. Все – это от слова ВСЕ. А если не будет тебя, значит будут вопросы.

Вопросы – это основа еврейского бытия в Галуте.

– Как дела у вашей дочери?

– Все хорошо. Мы поступили в институт в Ленинграде. («Мы поступили», заметьте.)

– А зачем Ленинград? В Вильнюсе нет института?

– Ну только там есть эта специальность…

– Что вы говорите…

И вслед:

– Надо же. Мало им специальностей тут.

– Как дела у вашего Марика?

– Все хорошо. Закончил математику, вот идет в аспирантуру.

– Что вы говорите? А Софа ваша так и не вышла еще замуж?

– Нет, все выбирает.

– Ясно, понятно.

Вслед:

– Она выбирает. Кто бы ее уже выбрал.

Еврейский пляж. Тут происходит все. Демонстрация достижений – от покупки нового автомобиля до дефиле в новом наряде. Настоящие гешефты. Продажа и перепродажа косметики, джинсов, пластинок, переговоры, договоры, ссоры, примирения. Снова ссоры. Сплетни и слухи. Если на свете существовало понимание гиперболы в литературе, то вот оно. Помните, как в старом еврейском анекдоте:

– Вы слышали, Рабинович выиграл в лотерею сто тысяч?

– Во-первых, не выиграл, а проиграл. Во-вторых, не сто тысяч, а десять рублей. В-третьих, не в лотерею, а в карты.

Еврейский пляж. Дети могли приткнуться к любым. Они не могли потеряться. Все знали их, они знали всех. Они могли сесть на любое одеяло – и встать оттуда уже могли с трудом. Их кормили как не в себя и по-другому не отпускали. Как своих. Впрочем, почему как своих? Они и были своими всем. А для наших бабушек и дедушек наши мамы и папы были детьми тогда.

– Боря, иди поешь, – кричала через весь пляж тетя Фира своему сорокалетнему, уже женатому и обвешанному собственными детьми сыну.

– Мама, я уже ел. Нас Рая уже накормила, – также через весь пляж отвечал маме Боря.

– Накормила она его, знаю я, как она его кормит, – шептала Фира соседке.

Еврейский пляж. Если у кого-то случалась беда, болезнь, похороны или нужда, вопросы решались. Тут можно было через пять минут получить дельный совет, найти необходимую сумму, правильный телефон и, главное, что и от кого сказать по этому телефону.

Еврейский пляж – это «что скажут люди?». Это главное. Это раздражало и в то же время давало возможность не быть совсем свиньей. Еврейский пляж воспитывал. Нельзя было взять деньги в долг и не отдать. Нельзя было переспать с еврейской девочкой и обмануть ее потом. Нельзя было иметь еврейскую любовницу и сделать так, чтобы об этом не знал еврейский пляж. Все знали. Молчали – да. Потому что – еврейская семья, дети без отца, развод. Не разводились. Сколько семей он сохранил, еврейский пляж. Сколько слез и тайн осталось на нем. Зато счастье, рождение или свадьба – это тоже он, еврейский пляж.

– А что до нее, до свадьбы?

– Эту девочку надо пристроить к вашему Семену.

– Зачем она нам? У нее же ничего нет.

– Ну это если присмотреться. А так у нее есть ковер, цветной телевизор и задатки. Вернее, будут, если ваш Семен на ней женится.

– Ковра у нее нет, телевизора – тоже. Что же у нее есть?

– У нее есть характер и я, ее мама.

Еврейский пляж – это лесок неподалеку, где уже решались настоящие вопросы. Там еврейские мужчины по выходным играли в карты. Их женщины знали – это их день. Их можно отвлекать только в случае пожара, наводнения или мировой войны. Часто именно туда и засылались с пляжа парламентеры, чтобы решить вопрос – с операцией, взяткой, долгом, женитьбой. Не вставая от стола и не прерывая игры, еврейские мужчины могли достать практически все. От шифоньера до автомобиля.

Любая еврейская женщина с этого пляжа могла говорить с воровским авторитетом с уважением, но на равных. И он слушал. Потому что именно она сидела с ним когда-то давно, пока мама обстирывала соседей в послевоенные годы.

Такие пляжи оставались в СССР не везде. Многие евреи стеснялись того, что они… ну, словом, стеснялись. Шестнадцать лет – огневой рубеж. Ребенок выбирал себе национальность.

Если бы ребенок с этого пляжа выбрал себе другую национальность, он бы предал не только своих бабушку и дедушку. Которых не было на этом пляже. Они сгорели в нацистских печах. Он бы предал самого себя и тот самый пляж.

В других городах были пляжи. Такого не было. Поэтому там евреи легко меняли имена, фамилии, национальности. Смеялись на работе над еврейскими анекдотами, где евреи представали не в самом приглядном свете. Эти анекдоты сочиняли антисемиты. Те, кто завидовал евреям. Поделать ничего не могли, вот и завидовали. Но их было много, а евреев – мало. Вот они и кучковались на пляже летом.

Им никто не мешал отдать ребенка заниматься скрипкой или купить ему пианино. Никто не мешал проверять у малыша уроки или брать ему репетитора. Не хотели. Не нужно было. Я никогда не понимал, возвращаясь с уроков музыки на фортепиано, почему моя учительница Софья Львовна один раз, задумчиво глядя в окно, пока я мучал ее слух этюдами Черни, вдруг сказала:

– Пианино очень похоже на аккордеон. Учись, мальчик, играть. Всегда можно себя прокормить.

Она выжила в гетто и знала, что такое голод и смерть. И что игра на аккордеоне в любой стране мира всегда прокормит еврея.

Я ведь не сразу понял природу животного антисемитизма. А потом как-то раз… Им оставалось только завидовать. Результату. Потом, когда появлялись знаменитые математики, врачи, музыканты. И за каждым стояла их еврейская мама.

– Иосиф, что вы так мало пьете? – спрашивали у дяди Иосифа на какой-то нееврейской свадьбе.

– Мне завтра на работу.

– Нам всем завтра на работу, удивил…

– Да, но я хирург, а не слесарь. Вы уж меня извините.

Вечное извинение за то, что ты не такой, как все. И даже если ты попытаешься быть таким, как все: сломаешь скрипку, будешь драться с мальчишками, бить стекла или хулиганить, то все равно всегда найдется кто-то, кто напомнит. Ты не такой, как все. Ты не такой. Можешь даже не извиняться за это. Чужой.

А потом еврейский пляж переехал в Израиль. Не весь. Кладбище осталось.

Теперь те, кто прилетает из Израиля в этот город, могут повидаться с теми, кто кормил его, воспитывал его и ругал его. Хвалил его и гордился им. Это были не только родители. Вот лежит дядя Арон. А вон соседка тетя Нойма. А вот доктор Сегаль – он тебе гланды удалял. А вот… и вот… и никого уже из них нет. А в Израиле живут их правнуки, внуки, дети.

Жаль, что они так и не увидели, что такое быть евреем. Гордым, независимым, всегда с поднятой головой. Абсолютно не стесняющимся своего происхождения. А наоборот. И имена Саша, Игорь и Вадим вдруг кажутся чужими и не своими, а Шмулик или Шуламит, наоборот, звучат естественно и к месту.

Еврейский пляж и еврейское кладбище. Вот и все, что связывает тех, кто когда-то играл там в футбол, кого туда привозили родители и так завязывалась наша дружба.

После нас всего этого не будет. Но будет другое. Если успеем показать детям Аушвиц, Треблинку, Понары и угол Биржу и Жиду. Там остались все наши. Их предки. Тех свободных израильтян, наших детей и внуков. Над ними не будут и не смогут смеяться во дворе. Не получится больше никогда.

Лев КЛОЦ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »