Еврейская идея в динамике
Маткой, выносившей еврейский народ, был Египет. Но до того Египет сам стал политическим и экономическим созданием еврея.
Иосиф-праведник, верно разгадав сны фараона о семи тучных и семи тощих годах, уже в должности вице-фараона великой империи создал запасы зерна и спас египтян от голодной смерти. За это зерно он купил земли и скот египтян, а также их самих. Отныне пятую часть урожая с земли, которую обрабатывали, египтяне отдавали фараону и жили на остаток. Фараон превратился в феодала, египтяне – в его крепостных, плативших оброк. Такой способ хозяйствования оказался куда рациональнее рабства, царившего в мире. Евреи почувствовали это на себе, когда следующий фараон превратил их самих в рабов.
Другим народом, с которым евреи тесно сотрудничали, уже обжившись в своей стране, стали финикийцы. Те, великие строители, мореплаватели и коммерсанты, жившие в Земле Израиля, в городах Сидоне и Тире в уделе колена Ашера, стали компаньонами евреев во всех этих занятиях. Кое-что из такого удивительного симбиоза я описал год назад в эссе «Загадочные финикийцы и мы».
Важными владениями финикийцев были Карфаген в Северной Африке и южная часть Иберийского полуострова. Поселились там и евреи.
Великий карфагенский полководец III–II веков до н. э. Ганнибал Барка 16 лет вел на Апеннинском полуострове успешные битвы с римлянами. Предал его, не прислав ему подкрепления, лидер карфагенян Ганнон II. Этот верил в мир с Римом и считал, что успешная коммерция позволит решить все проблемы карфагенян.
Не так думали в Риме. Сенатор Катон Старший завершал все свои речи знаменитой фразой «Карфаген должен быть разрушен». Что и случилось. Увы, Ганнон II за свою пагубную политику, в отличие от современных миротворцев Рабина и Переса, не получил даже Нобелевской премии.
Загадочное явление: на пепелищах финикийской империи в Северной Африке и на юге Иберийского полуострова не обнаружилось финикийцев, зато нашлись обильные поселения евреев. То ли верно предположил американский историк, что финикийцы отказались от своего язычества и конвертировались в иудаизм – сефарды из тех мест даже внешне заметно отличаются от других евреев. То ли истина в утверждении Аристотеля, что финикийцы и евреи – попросту один народ.
Когда в 711 году армия мусульман завоевала южную часть Иберии, они нашли там значительное еврейское население. Начинался золотой век евреев в Испании. «Золото» было относительным, поскольку завершилось еврейской резней 30 декабря 1066 года в Гранаде. Все же три с половиной столетия под мусульманами были, возможно, наименее тревожными за 18 веков рассеяния. В Испании евреи прожили до изгнания 2 августа 1492 года. Достижения великих еврейских поэтов, врачей, финансистов, мыслителей стали высшей точкой иберийской цивилизации. Следующие века упадка этой цивилизации были отмечены разве что редкими всплесками гениальности марранов, таких как Сервантес или каудильо Франко, спасший страну от левых.
А величайшее достижение марранов связано с датой их изгнания: 3 августа 1492 года марран Колумб со своими тремя судами, одно полностью укомплектованное евреями, отправился открывать убежище для соплеменников. И Америка со временем таким убежищем стала.
Между тем евреи занялись развитием европейской цивилизации. Доминируя в международной торговле и в финансах, евреи создали на континенте центры коммерции и бизнеса. Расцвели Амстердам, Венеция (там конторы ростовщиков стали называть банками), Франкфурт, в котором в конце XVIII века родилась международная финансовая империя Ротшильдов.
Другими словами, евреи создали капитализм. Это без восторга отметил Карл Маркс: «Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги… через него и помимо него деньги стали мировой властью, а практический дух еврейства стал практическим духом христианских народов… Еврей, которого в Вене только терпят, благодаря его финансовому могуществу, определяет судьбу всей империи. Еврей, не имеющий прав в самом мелком германском государстве, определяет судьбу всей Европы». Развиваясь, капитализм создал ко второй половине XX века в ведущих капиталистических странах небывалое в истории благосостояние при значительных политических свободах.
Взамен этих свобод еврей Маркс предложил теорию научного социализма, призванного уничтожить капитализм и заменить его в конце процесса коммунизмом. Поэтому врагами его стали традиционные евреи, создатели капитализма.
Но прогрессивные евреи приняли ученье Маркса и взялись воплощать его в жизнь. После МВ1 возникли три социалистические республики: в Баварии, в Венгрии и в России. Все три возглавляли евреи. Выжила российская – во главе с евреями Троцким и Свердловым. Да и еврейства Ленина, по закону о возвращении, сегодня хватило бы для получения им в Израиле корзины абсорбции.
До сих пор социалистические эксперименты проваливались везде, где предпринимались. Новая попытка ставится ныне в США.
Социалистические идеи прибыли в Америку в начале XX века вместе с волной еврейской эмиграции из России и получили новый импульс от спасшихся от нацизма в США евреев – философов-неомарксистов франкфуртской школы. Их последователь Обама приобрел власть в США после ноябрьских выборов 2008 года. В 2020 году к власти пришла, как пишут, «третья администрация Обамы».
Неомарксизм в США наступает отдельными колоннами: феминизмом, LGBTQ, BLM, антифа, BDS, борцами с исламофобией и с «привилегией белых». Идеологом последней был гарвардский профессор-еврей из рабочих Ноэль Игнатьев.
Этот призывал «отменить белую расу», поскольку «измена белой расе – это верность человечеству». «Белизну» (whiteness) Игнатьев определял как доступ к «привилегии белых». Эдакий расизм наоборот.
Парадокс еврейской истории заключается в том, что все три главных направления социализма враждебны евреям: национальный, как в Германии с 1933-го по 1945 годы; интернациональный, как в СССР, и неомарксизм, как в сегодняшних США. Два последних видят врагом прогресса коллективного еврея – Израиль.
Американские евреи единодушно поддерживают неомарксизм. Начиная с 2008 года кандидат неомарксистов на выборах президента США обычно набирал более 70% голосов евреев.
Большинство прогрессивных, что означает неортодоксальных, американских евреев одобряет деятельность антиизраильских организаций типа J-street, даже движение BDS.
* * *
Еврейская идея пустилась в путешествие по миру в тот трагичный день, когда сыновья Якова продали в рабство в Египет своего брата Иосифа. Иосиф, став вице-фараоном своей новой страны, преобразовал ее экономику в феодальную и перевез в Египет свою семью.
Вернувшись в Землю Израиля, евреи со временем создали, совместно с финикийцами, мировую систему коммерции. Позже она, вкупе с развитой евреями банковской системой, послужила возникновению в Европе капитализма. Принявшие во второй половине XIX века марксову теорию евреи потрудились и над созданием социализма.
Одновременно евреи возвращались к национальной идее. Так, одним из первых социалистов, чьи идеи заметно повлияли на Маркса, и одновременно важнейшим деятелем создания движения сионизма в Европе был Моше Гесс, автор знаменитой книги «Рим и Иерусалим». После МВ2 евреям удалось восстановить на своей земле свое национальное государство.
Сейчас евреи завершают круг истории, начатый семьей нашего патриарха Якова-Израиля. Приступив к возвращению в Землю Израиля в первой половине XX века, евреи повторяют здесь этапы своего исторического пути, но в обратном порядке. Они замышляли возрожденный Израиль как социалистическое предприятие. Первым главой правительства являлся социалист Давид Бен-Гурион. Хотя другим духовным отцом Израиля был национально ориентированный антисоциалист Зеэв Жаботинский. Развернул экономику Израиля в сторону капитализма последователь Жаботинского Беньямин Нетаниягу. Созданный светским государством, ныне Израиль восстанавливает свою приверженность иудаизму. Идет борьба за присутствие евреев на Храмовой горе, самом святом месте на Земле, на котором, согласно вере евреев, должен быть восстановлен Иерусалимский храм.
Время от времени в Израиле происходит откат от замыслов его создателей, как Бен-Гуриона, так и Жаботинского, в сторону неомарксизма: «ословский аккорд»; «размежевание». Недавно в Израиле власть неожиданно приобрело неомарксистское правительство, объединившее мелкие постсионистские партии или вообще партии без программ, но с амбициозными лидерами, трудящимися над своей карьерой. Существование его зависит от исламистской партии RA’AM, воле которой оно подчинено.
Самый опасный из лидеров постсионистов, поскольку принимает решения, министр обороны Ганц, пытается реанимировать план создания на еврейской земле еще одного арабского государства, а сам Израиль – лишить сверхидеи быть еврейским. Другой генерал, заместитель министра экономики и промышленности Яир Голан от левой партии «Мерец», вернул в обиход относительно евреев нацистский термин «недочеловеки» (Untermensch по-немецки), принятый в гитлеровской Германии. Голан назвал так поселенцев – наиболее последовательных сионистов.
Это показывает, что в мире сохраняются последователи и этой ветви социализма – нацизма. В мировой политике его представляет антиеврейская ООН – перед Новым годом там образована постоянно действующая комиссия «по расследованию преступлений Израиля», или антиизраильская позиция Европейского союза. Внутри Израиля это линия Голана и исламистов RA’AM, добившихся от правительства легализации незаконных поселений бедуинов, подключения тех к электросети и к водоснабжению. И одновременно отказ в этом поселениям, созданным евреями, и даже разрушение этих поселений.
Нынешнее постсионистское правительство особенно опасно для Израиля сейчас, когда США управляются самым антиизраильским правительством в истории.
Даже в пору официального президентства Обамы его представитель почти до конца его срока накладывал вето на антиизраильские решения ООН. Не так сейчас.
Нынешняя администрация США ведет дело к снятию санкций против Ирана, открывающему тому путь к атомной бомбе. Напротив, запрос Израиля на самолеты-дозаправщики, необходимые Израилю, если тот решится разрушить с воздуха ядерную программу Ирана, обещаны нам в… 2026 году или, может, в 2025-м, когда бомба у Ирана уже будет готова. Как отметила Кэролайн Глик в статье от 8 января 2022, «политика США состоит теперь в том, чтобы удовлетворить Иран, политика же Израиля в том, чтобы умиротворить США. При этом никто больше не мешает Ирану стать ядерной державой».
Непосредственные угрозы Израилю несут сейчас к тому же, пишет Глик, «Хезболла» на севере, ХАМАС на юге, а также «местный террор со стороны ПА Аббаса и израильских арабов, интегрированных теперь в силовую структуру ХАМАСа. Цель этого террора – подорвать мирную жизнь, подорвать мобилизацию Армии обороны Израиля и транспортировку войск на линию фронта… Едва ли не каждый день происходят события, говорящие нам о том, что враги Израиля готовятся к войне. С другой же стороны, реакция Израиля указывает на то, что Израиль к войне не готовится» (перевод с английского А.Непомнящего).
Израиль превозможет проблемы, которые создают враждебность его соседей, антиизраильский ООН и неомарксистская политика нынешней администрации США. Вопрос лишь в цене. Нынешнее постсионистское правительство Израиля, расколотое на не имеющие общей идеи фракции, некомпетентное во внешней политике, стремящееся умиротворить врагов, заботящееся больше о своем выживании и карьере лидеров, чем о национальных интересах, может значительно повысить эту цену.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015-го по 2019 годы. $30 в США, 100 шекелей в Израиле. Имейл для заказа: gmgulko@gmail.com. По этому же имейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько.
Борис ГУЛЬКО