Евреи и русские войны
До разделов Польши в конце XVIII века евреи в России не жили. Последний раз это было им запрещено указом императрицы Елизаветы, повторившей запрет Ивана Грозного. После разделов Россия неожиданно оказалась обладательницей самой многочисленной еврейской общины в мире. Пер-вой большой русской войной после этого стало вторжение в Россию войск Наполеона.
Французский гений был фигурой мистической. Весной 1799 года он предпринял поход в Палестину с целью воссоздать там еврейское государство со столицей в Иерусалиме и восстановить Иерусалимский храм. Об этом извещал его манифест, опубликованный в мае 1799 года французской правительственной газетой «Монитор». Для сравнения: в ходе Шестидневной войны 1967 года израильские войска освободили Старый город Иерусалима и Храмовую гору. Министр обороны еврейского государства Моше Даян заявил: «Нам не нужен этот Ватикан» и уступил Храмовую гору иорданскому королю.
Не добившись цели в Палестине – реализацию его плана сорвала неудача при осаде Акко (там важную роль в руководстве обороны турок сыграл еврей Х. С. Фархи), Наполеон попытался воссоздать в Париже высший еврейский законодательный и судебный орган Санхедрин. Начавший свою работу 9 февраля 1807 года, Санхедрин принял ряд важных постановлений, но объединить мировое еврейство в условиях европейских войн не смог.
В конце ХХ века новая попытка возродить Санхедрин была предпринята в Израиле. Возглавить его согласился выдающийся раввин Адин Штейнзальц. Но многие религиозные лидеры евреев идею не поддержали, что неудивительно. Даже само возрожденное еврейское государство некоторыми направлениями иудаизма не признается.
Еврейское население Российской империи в войне с Наполеоном выступило на стороне русского царя. Оно добровольно помогало русской армии, в частности в роли шпионов. Важную роль в этом сыграла позиция крупнейшего хасидского авторитета тех лет, создателя движения ХАБАД Алтер Ребе, еще в 1800 году предсказавшего поражение Наполеона.
Современный раввин и крупный историк еврейства Берел Вайн пишет, что прорусская позиция евреев в той войне привела к долговременному ухудшению польско-еврейских отношений, что сказалось даже в годы Холокоста. Поляки надеялись на успех Наполеона и считали такой успех их историческим шансом на обретение независимости от «российской короны».
Отношение Алтер Ребе к той войне объясняется его опасением, что эмансипация, которую нес евреям Наполеон, может растворить их в нееврейском мире. Время избавления евреев тогда, видно, еще не настало. Еврейские мудрецы такого масштаба оценивали время и действительность на ином уровне, чем прочие смертные.
Так, крупнейший авторитет иудаизма той эпохи Виленский гаон, ушедший из нашего мира в 1797 году, высчитал, что Израиль должен быть воссоздан в 1946 году. Так что отцы-основатели немного запоздали, видно, из-за затянувшейся Второй мировой войны.
Актуально сегодня другое предсказание Виленского гаона: русско-украинская война как знак приближающегося прихода Машиаха. Хотя трудно представить в сегодняшнем мире следующий шаг в этом пророчестве: после овладения русскими Крыма – завоевание ими Константинополя, что у турок – Истамбул. В затруднении с исполнением этого пророчества мы можем усмотреть тему нашего эссе – роль евреев в русских войнах…
После завершения наполеоновских войн император Александр I 29 июня 1814 года повелел выразить еврейским кагалам «свое милостивейшее расположение» за их помощь в достижении победы. Его преемник выразил благодарность по-своему. В 1827 году Николай I постановил забирать 1 % 12-летних еврейских мальчиков в рекруты, пополнявших ряды кантонистов, обязанных к 25-летней воинской службе. Остававшиеся на воле евреи были ограничены чертой оседлости и запретом на многие профессии.
Неудивительно, что в Европе, после наполеоновских войн в основном эмансипировавшей своих евреев, Россия приобрела образ классического государства-антисемита.
Это отозвалось на ходе русско-турецких войн, четырежды бушевавших на континенте в XIX веке. Последней, 1877–1878 годов, посвятил два превосходных романа Борис Акунин. Добившись значительных успехов в той войне, Россия изрядно поистратилась. Занять деньги в европейских банках, у Ротшильдов, Россия не могла. Те с Россией, известной притеснениями евреев, дел не вели.
Тем не менее русская армия сумела достичь берегов Босфора. На противоположном берегу лежал вожделенный Царьград – Константинополь.
Но тут в Мраморное море вошли английские миноносцы. Премьер-министр Англии еврей Дизраэли, питавший к России те же чувства, что и Ротшильды, и по той же причине, предъявил России ультиматум. Начать войну с Англией царь не мог – его казна была пуста. Пришлось оставить мечту о Константинополе и ретироваться. Время Машиаха еще не пришло.
Похожа история Русско-японской войны 1904–1905 годов, «маленькой победоносной», как назвал ее насоветовавший царю такую войну его министр внутренних дел Плеве. Министр считал, что без войны революция неизбежна. Однако война вместо того, чтобы отдалить, приблизила революцию.
Поражение России в той войне тоже определили еврейские деньги. Виднейший американский банкир Джейкоб Шифф, связанный с «домом Ротшильдов», был потрясен зверствами еврейских погромов, сотнями сотрясавших Российскую империю с начала 90-х годов XIX века. Он уговорил американских финансистов не субсидировать России эту войну, а сам организовал выпуск облигаций на 200 млн долларов (по тем временам – огромная сумма) в пользу Японии. После окончания войны Шифф был награжден двумя главными орденами Японии: «Священного сокровища» и «Восходящего солнца».
Гражданская война 1918–1922 годов стала одной из крупнейших катастроф в истории евреев. В ней были вырезаны всеми воюющими сторонами более 200 000 евреев.
По данным Нахума Гергеля, на Украине за годы войны всеми сторонами было совершено 887 погромов, 40 % из них петлюровцами. Только Троцкий, расстреляв за участие в погромах несколько сотен красноармейцев, прекратил их в своей армии. Другие командующие против погромов не возражали.
Важнейшей из русских войн для евреев стала, конечно, Вторая мировая. Полмиллиона их участвовало в ней, половина погибли. Высокомотивированные евреи стали, наверное, решающей силой, определившей победу Советской армии.
Не совсем понятно, ради чего сражались остальные. Солдатам из в основном крестьянской страны немцы несли освобождение от колхозов, голодомора, нищеты, ГУЛАГа. На стороне советской власти доводами были СМЕРШ и заградительные отряды. Недаром значительно больше красноармейцев за годы войны сдались в плен (6,3 млн человек), чем воевало во всей немецкой армии и среди ее союзников на Восточном фронте в начале войны (4 329,5 тыс. человек). Более 1 млн красноармейцев за годы войны были репрессированы органами НКВД, более 100 000 – расстреляны. Так что, можем считать, победа была нашей, еврейской.
Следующей значительной русской войной стала нынешняя – русских с украинцами. Эта война представляется странной, поскольку два воюющих народа предельно близки, особенно если иметь в виду левобережных, русскоязычных украинцев. В моем классе в обычной московской школе треть учеников были украинцами. И мой ближайший товарищ школьных лет был украинцем.
Культурой русскоязычных украинцев была русская культура, сколько бы они сейчас памятников Пушкину ни снесли. А ключевой фигурой русской культуры был и останется Николай Васильевич Гоголь с Полтавщины, имевший при рождении подозрительно еврейско-польскую фамилию Яновский (нет, на него мы не претендуем). Главный российский писатель ХХ века Солженицын был наполовину русским и наполовину украинцем. А из пяти последних генсеков ЦК КПСС трое были, вероятно, украинцами.
Небывалая популярность Украины среди евреев в нынешней войне напоминает популярность среди них республиканской Испании в войну 1936–1939 годов. Тогда многие европейские и американские евреи вступили в интербригады, сражавшиеся за республиканцев, а поражение их восприняли как трагедию. Некоторые от горя кончали с собой, как лидер Баварской революции 1919 года драматург Эрнст Толлер. Сейчас трудно понять: чем им была столь дорога республиканская коалиция коммунистов и анархистов?
Популярность Украины связана, видимо, с фигурой ее президента Зеленского. Еще бы: после геноцида евреев Хмельницким, в Гражданскую и во Вторую мировую украинцы избрали президентом еврея, да еще столь геройского!
Я бы Зеленского в евреи засчитывать не спешил. Являясь выкрестом, он под закон о возвращении, насколько я знаю, не подпадает. Как-то на YouTube я посмотрел ролик с представлением его театра.
В интермедии Зеленский изображал израильского доктора, приехавшего на Украину. Пациент – тоже еврей. Крохоборы торгуются, сколько денег доктор сдерет с пациента. Ни слова о болезни. Это был плоский антисемитский текст. Впрочем, публика смеялась от души. Ведь известно, что евреи жадные и думают только о том, как бы обчистить простаков. То-то, видно, израильские доктора, трудящиеся уже два месяца в полевом госпитале на западе Украины, разжирели на украинские деньги, которые им не платят!
Самые жестокие ссоры случаются между своими. После совершенного преступления первые подозреваемые у сыщиков – близкие потерпевшего. Помирить враждующих родственников – задача сверхтрудная.
На проходящем в Давосе Всемирном экономическом форуме Генри Киссинджер, которому в эти дни исполняется 99 лет, присоединил свой голос к голосам Трампа, Макрона, Берлускони, призывающих Россию и Украину прекратить войну и провести переговоры. «В идеале разделительная линия должна быть возвращением к прежнему статус-кво. Продолжение войны после этой точки будет не за свободу Украины, а новой войной против самой России», – заявил бывший госсекретарь США.
Президент Зеленский на статус-кво не согласен. Он возразил: «…Несмотря на десятки тысяч убитых украинцев. Несмотря на Бучу и Мариуполь. Несмотря на разрушенные города… Такое впечатление, что у господина Киссинджера на календаре не 2022-й год, а 1938-й…»
Действительно, мир следовало заключить значительно раньше. Но и сейчас продолжение боев только увеличит страдания, разрушения и количество жертв.
Русские евреи войну с Украиной своей не признают; многие из еще живущих в России ныне покидают ее. Российские войны перестают быть нашими.
И это радует.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. E-mail для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же адресу электронной почты можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Борис ГУЛЬКО