Этот удивительный Айзек Азимов…
Характеризуя новаторские поиски в области литературы, великий И. Гёте подчёркивал: «Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше». В нынешнем году исполнилось 95 лет со дня рождения Айзека Азимова. Этому американскому писателю принадлежит […]
Характеризуя новаторские поиски в области литературы, великий И. Гёте подчёркивал: «Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше».
В нынешнем году исполнилось 95 лет со дня рождения Айзека Азимова. Этому американскому писателю принадлежит один из уникальных литературных рекордов. На его счету 467 книг, повествующих обо всём интересном, что создано человеком как мире вещественном, так и в мире безудержной фантазии. Американский фантаст Артур Кларк по этому поводу шутил: «Он имеет четыре пишущих электромашинки и может печатать четыре книжки двумя руками и двумя ногами».
Считается, что Азимов был научным фантастом, но, скорее, его произведения можно назвать фантастическими детективами.Блестящий ум сочетался у Азимова с мечтательностью. И, хотя романы Азимова нельзя причислить к «чистым» детективам, в них всегда присутствуют некая тайна, безупречные логические выводы и тонкие интуиции героев.
Айзек Азимов родился 2 января 1920 года в Белоруссии. Когда мальчику исполнилось три года, родители эмигрировали в США и поселились в нью-йоркском районе Бруклин, где открыли кондитерскую лавку. Семейный бизнес позволил им жить вполне благополучно. Они смогли собрать достаточно средств, чтобы дать сыну приличное образование. Едва научившись читать, он обнаружил тягу к точным наукам. В 9 лет впервые прочитал научно-фантастический журнал, в 11 лет окончил школу, в 15 лет – колледж, в 19 получил диплом бакалавра Колумбийского университета, через два года – учёную степень магистра, а в 27 лет уже был доктором наук. В 1949 году молодой и талантливый учёный возглавил кафедру биохимии медицинского факультета Бостонского университета. Позже, в романе «Дыхание смерти» весьма точно изобразив университетскую среду, он вывел образ доцента Льюиса Брейда, страдавшего из-за того, что слишком поздно получил профессорскую должность.
Айзек Азимов, молодой преподаватель, избрал путь кабинетного учёного. Он не любил путешествовать, не любил резкой смены впечатлений и потому погрузился в столь желанный для него мир фантазий и образов. В молодости Азимов пополнял свои знания в публичных библиотеках, увлекался историей, естествознанием, точными науками. Как учёный он сначала сделал выбор в пользу зоологии, затем, будучи уже на втором курсе университета, решил посвятить себя химии. Выбрал биохимию, однако и это показалось ему слишком общим, и он выбрал себе одну тему – нуклеиновые кислоты. Когда Айзек достиг определённых успехов в биохимии, у него возникло желание изложить на бумаге всё то, что открылось молодому учёному в обозреваемом мире.
Азимов проработал 20 лет в журнале «Фэнтэзи энд сайенс фикшн» научном редактором. Тематика была самой разнообразной – от физики и астрономии до истории и психологии.
Фантастикой Азимов увлекался ещё в юности. В 19 лет он опубликовал рассказ «Покинутый на Весте», а через несколько лет, когда появились первые книги о роботах и новеллы из галактической эпопеи «Установление», стал, по мнению критики, серьёзным писателем. В эпическом цикле «Установление» главным действующим лицом впервые в научной фантастике стал робот по имени Р. Даниэл Оливо. Вообще, азимовские роботы – это самое поразительное из всего, созданного писателем. Он «очеловечил» эти мыслящие машины, придав им самые разнообразные черты и качества, проявляющиеся в отношении к людям:
1). Робот не может причинить вред человеку.
2). Робот должен подчиняться командам, которые отдаёт ему человек.
3). Робот должен оберегать своё существование.
Рассказы, объединённые в единый цикл «Я – робот» оказали не меньшее влияние на развитие научной фантастики, чем «Машина времени» Герберта Уэллса. Азимов обратился к роботам в романах «Стальные пещеры», «Обнажённое солнце», в которых человек Лайдж Бейли и тот же робот Даниэл Оливо раскрывают загадочные преступления. Этот робот оказался настолько привлекательным, что Азимов стал получать множество писем, особенно от читательниц, которые выражали симпатии Даниэлу и настолько им увлеклись, что настоящие люди в произведениях писателя им уже казались менее интересными героями. Эти отзывы заставили писателя задуматься над проблемой: если машина мыслит, как человек, и даже лучше, то, возможно, и не важно внешнее подобие человека и машины. И тогда на следующем этапе появилась совершенная ЭВМ, названная автором Мультиваком, – хранилище всей мировой статистики и ежедневных мировых новостей. Гипотеза о необозримом электронном мозге стала весьма распространённой в американской фантастике. Появились романы «Все грехи», «Последний вопрос», «Камушки в небесах», «Космические течения», «Сами боги», «Конец вечности» и другие.
Подводя итоги своим творческим изысканиям, Азимов делает вывод: «Род людской выживет, если смелее будет смотреть в лицо настоящему, а не держаться за прошлое, если будет иметь мужество принимать исторические изменения, а не противоборствовать им».
Айзек Азимов прожил 72 года. Он умер 6 марта 1992 года в клинике Нью-Йоркского университета. За несколько лет до своей кончины писатель произнёс блестящий монолог о книге. «Пусть книга – вещь давняя, для нас она в то же время и самая совершенная, и читателей от неё ничто не сможет отпугивать». Таким образом, вопреки всем заявлениям о кассетах и дисках, кристаллах и компьютерах, писатели не выйдут из моды никогда и не уйдут в безвестность. Эти слова Айзек Азимов подтвердил всем своим творчеством, подняв писательскую профессию до уровня великой мысли, синтезировав высокое искусство и серьёзную науку.
Материал подготовила
Серафима ВИШНЕВСКАЯ
Сан-Хосе