Эта одинокая насмешница Раневская

Share this post

Эта одинокая насмешница Раневская

В этом году исполняется сорок лет, как из жизни ушла великая Фаина Георгиевна Раневская – актриса легендарная, непредсказуемая, мощная, внушающая современникам восхищение и страх одновременно.

Share This Article
Фаина Раневская, 1967 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Ее имя сегодня известно далеко за пределами страны, артистку помнят и любят многие наши бывшие соотечественники, разлетевшиеся после развала СССР по земному шару. Хлесткие цитаты Раневской издаются в сборниках на разных языках мира везде, где понимается русский юмор. И чем больше времени проходит с момента ее ухода, тем яснее становится, что Раневская – национальное достояние русской культуры, редчайшее явление на мировой театральной сцене.

Обо всем этом идет разговор в спектакле «Раневская» (12+), поставленном Львом Шимеловым по ироничной пьесе Лиона Измайлова и Алексея Цапика, рассказывающем о жизни «одинокой насмешницы».

Спектакль этот, ставший культурным событием на театральной карте России, – байопик о судьбе выдающейся личности, чье имя включено британской энциклопедией в десятку лучших актрис XX века.

Раневская в постановке Шимелова, показанная  в последние годы ее творческого пути, находится на вершине славы, и при этом – пронзительно одинока. Дряхлеющей старушенцией, когда «даже уже и период старости остался позади», а на смену пришла «кристальная ясность смыслов прожитой жизни», Фаина Георгиевна предстает перед нами в блистательном исполнении артистки театра и кино Ольги Хохловой. Имя Раневской к этому времени уже гремит на всю страну, шикарные дамы в роскошных норковых манто подают ей руку лодочкой и, сложив губки бантиком, с очаровательной улыбкой говорят: «Муля, не нервируй меня». Государственные мужи идут навстречу и вместо приветствия громогласно восклицают: «Муля, не нервируй меня!» А сама Фаина Георгиевна, не понимающая силу своего таланта, искренне удивляется: «Я – не Муля, я старая больная женщина, за что же они так любят меня?»

И ее действительно любят: ведь Раневская украсила своим комедийным талантом многие советские фильмы. Часто их названия уже невозможно вспомнить, но при этом перед глазами стоят крохотные, почти бессловесные эпизоды, созданные гением Раневской, часто придуманные ею самой.

Слава лауреата Государственной премии СССР, публичность – на виду у всех. При этом мало кто подозревает, что дома, обласканная миллионами зрителей, она становится немощной, забытой всеми старухой, от чего невероятно страдает.

Режиссер в спектакле открывает для нас в Раневской глубину ее размышлений, огромную любовь к русской литературе, которая в этот тяжелый момент жизни стала для нее спасением. Юрий Завадский и Александр Сергеевич Пушкин – два постоянных незримых собеседника Раневской в спектакле. С первым она бесконечно ругается и спорит, второго боготворит, цитирует и часто видит в снах.

Лев Шимелов сумел сохранить все важные сюжетные линии пьесы, аккуратно подчеркнул в постановке важнейшие исповедальные монологи актрисы и сделал особый акцент на культурологических и бытовых деталях советской эпохи.

Атмосфера Советского Союза 80-х годов воссоздана достаточно точно: в том числе и декорации более чем скромной московской квартиры Раневской, украшением которой являются книги, портрет ее подруги Анны Ахматовой и огромный портрет художественного руководителя Театра имени Моссовета Юрия Завадского, в котором Раневская служила.

Хохлова делает Раневскую виртуозно, несмотря на то, что по возрасту ее с героиней разделяет четверть века. Вот, переваливаясь как утка, (замечательно найденная Ольгой Хохловой пластика) Раневская бежит к двери, откликаясь на очередной звонок. Тембральные голосовые краски и сдержанная ироничность уже через пять минут заставляет зрителей поверить, что перед нами сама Фаина Георгиевна. Мы верим и в то, что в гости к ней пришел бухгалтер, принесший на дом в конвертике зарплату.

Радуется Раневская приходу других редких гостей – подруге Ниночке, которая спешит сообщить все городские сплетни. Радуется появлению в доме молодой актрисы Аннушки, которая представляется домработницей, чтобы втереться в доверие к Раневской, известной крутым характером.

А как залихватски весело пьет Раневская водку в компании с не в меру раздухарившейся врачихой скорой помощи, счастливой от того, что она попала в гости к «Муля, не нервируй меня!»

Раневскую многие исследователи ее творчества называли театральной душой ушедшей эпохи. И при этом  пожимали плечами, анализируя мотивы ее странноватых поступков, в сути своей честных и чистых. Поступки эти в спектакле тоже присутствуют. Одну из хулиганских сцен с целью устроить молодую артистку в театр на роль в обход похотливого режиссера разыгрывает на наших глазах царица советской сцены в лучших традициях русской театральной школы Константина Сергеевича Станиславского.

Сцена из спектакля

Момент игры в жизни Фаины Георгиевны был всегда. Она любила играть, но не так, как играет заигравшаяся примадонна, а как играют дети: прекрасно, наивно и с каким-то веселым  подвохом.

Раневской – Хохловой чрезвычайно интересно, как партнеры воспримут, оценят, ответят на эту ее игру.

Окружение Фаины Георгиевны на сцене в постановке «Раневская» блестяще создают Янина Мелехова, Светлана Саягова, Алексей Барабаш, Карина Арбельяни, Антон Торсуков, Елизавета Ланская-Галимон.

В точном попадании в образы героев, в подробностях их существования, в искренности проживания каждого момента, в слаженной работе всего актерского ансамбля угадывается преемственность традиций той самой русской драматической школы Станиславского, ярким представителем которой и была сама Фаина Георгиевна.

Раневская в подаче Хохловой – человек наивный и вместе с тем мудрый, по-детски восприимчивый, чрезвычайно обидчивый и жесткий в оценках. С ней рядом находиться и забавно, и опасно, она остра на язык. Отпущенные ею колкости попадают не в бровь, а в глаз, оставляя в душе собеседника огненный след. Но главное ее качество – все же невероятная доброта и душевная щедрость. Что же касается юмора, ставшего предметом гордости народного масштаба, то это особая глава ее жизни. Изречения Фаины Георгиевны невозможно не цитировать. Как точны ее фразы: «Одиночество – это когда при наличии в доме телефона звонит только будильник» или «Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака не найдет».

Конечно же, постановка Льва Шимелова буквально пронизана этим ироничным отношением Раневской к жизни и к самой себе. В этой иронии заключена настоящая народная мудрость русской ментальности – наотмашь, с горькой правдой, изяществом формы и легкой безответственностью после сказанного.

Глядя на такую родную и бесконечно обаятельную Раневскую на сцене, зритель верит, что счастье общения с ней не закончится никогда. Оно и не заканчивается: создатели спектакля нам это счастье дарят каждый раз, выходя на театральные подмостки в постановке Льва Шимелова.

Приглашаем вас в Пало-Алто на спектакль “Раневская”

в субботу, 30 ноября в 7:30 pm

Oshman Family JCC,  Palo Alto

3921 Fabian Way, Palo Alto, CA 94303

Билеты: Eventcartel.com / Vesnatickets.com / Teatrafisha.com /

Sofia (415) 269-9929

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »