Электронные взломщики и виртуальные пасквилянты
Три года назад седьмого апреля, в день Катастрофы, некая группа, именующая себя арабским филиалом хакерской ассоциации Anonimous, организовала «электронный холокост» – интернет-атаку на израильские сетевые ресурсы. День этот, привязанный к еврейскому календарю, в григорианском перемещается. В этом году он приходится на шестнадцатое число. Но, называемое также «хакинтифадой», арабское мероприятие осталось привязанным к седьмому апреля и […]
Три года назад седьмого апреля, в день Катастрофы, некая группа, именующая себя арабским филиалом хакерской ассоциации Anonimous, организовала «электронный холокост» – интернет-атаку на израильские сетевые ресурсы. День этот, привязанный к еврейскому календарю, в григорианском перемещается. В этом году он приходится на шестнадцатое число. Но, называемое также «хакинтифадой», арабское мероприятие осталось привязанным к седьмому апреля и стало чем-то вроде своебразного сеанса сублимации неудач, которые закономерно постигают тех, кто с самого момента образования современного еврейского государства пытаются его уничтожить.
На момент написания этого текста все вылилось в следующее. Первое. На телефоны нескольких сотен израильтян были посланы СМС-сообщения на арабском языке, призывавшие «освободить Храмовую гору от евреев». На моем, например, телефоне арабская графика просто не включена, поэтому мне непонятно, какова, так сказать, целевая аудитория акции. Второе. Был взломан сайт партии МЕРЕЦ, на главной странице которого появилось хвастливое обещание «прийти в Палестину». Чем самая проарабская из израильских партий (не считая собственно арабских) вызвала внимание «анонимусов», объяснить невозможно. Ну, и третье. 6 апреля арабские борцы киберфронта сообщили о взломе тысячи аккаунтов израильтян в сети Facebook. Список, как говорится, прилагается. В том же приложении перечислены шесть тысяч сионистских «взломанных модемов».
В прошлом и позапрошлом годах «сетевым палестинцам» также не удалось добиться чего-то заметного. Все результаты их стараний оперативно ликвидировались. А атака на ресурс музея «Яд ва-Шем» не удалась вообще.
Но даже и кибер-сублимация в нынешнем году вышла какой-то кривой – сайт организаторов «хакинтифады» был взломан, судя по оставленной надписи, «кибер-евреями».
С некоторых пор стало популярным определение интернета как забора, на котором всякий может написать все, что ему вздумается. Это кажется справедливым для той части Сети, в которой происходит обмен мнениями пользователей. Чаще всего это различные форумы, существующие или самостоятельно, или в виде площадок, как нынче модно писать в российской прессе, для обсуждения опубликованных материалов.
Интересно проследить, откуда пошла эта «заборная» культура, каковы ее традиции и как она использует достижения человеческой мысли.
Не будем фантазировать о том, чего не знаем. О передаче информации в бесписьменном мире. Ну, говорят, что, мол, запоминая новости, которые надо было кому-то передать, специально обученные древнейшие люди завязывали узелки на веревках, делали зарубки на палках и, может быть, производили прочие мнемонические действия. Вполне возможно. Но известно и другое: как только было придумано письмо и изобретены первые его носители – глиняные дощечки, коробочки с воском, листья растений, выделанные особым образом шкуры животных или еще что-то, сразу же появились анонимные тексты. Да что далеко ходить, даже «Эпос о Гильгамеше», и тот, так сказать, вышел в свет без указания автора.
Но мы не об этом. Мы о том, что образованный человек, то есть умевший писать и читать, после изобретения носителя письма мог перенести на этот носитель свои мысли и сделать это доступным для чтения всеми, кто захочет.
Кто мог позволить себе труд написания текста, отображавшего его воззрения, и предоставить этот текст на суд людей, кои, по меньшей мере, могли его прочесть? Напомним, что в те почтенные времена таких было не слишком много. И, тем более, не всякий из них имел, что сказать таким образом. Имели сказать те, что занимались политикой. То есть либо уже состояли на выборных должностях, либо претендовали на них. И для достижения своих политических целей они участвовали в полемике.
Полемика ( от греческого «вражда») – это спор при наличии тезиса, являющегося предметом разногласий. Это отнюдь не дискуссия, являющаяся поиском согласия, цель полемики – утверждение собственной позиции Здесь, правда, считалось недопустимым подменять тезис, обращаться к силе и невежеству, использовать ложные и недоказанные аргументы. Ну и что? Полемика развилась в диатрибу и инвективу – уже неприкрытое поношение оппонентов. Но авторы подобных документов, как и их более поздних вариантов, памфлетов, еще не скрывали своих имен. А вот пасквили, получившие свое название от «Пасквино», прозвища статуи в Риме, к которой авторы прикрепляли свои «произведения», представляли собою уже чистую клевету, часто анонимную.
Ну, а от постамента римской статуи до виртуального забора, как оказалось, не так уж и далеко. Но и на таком носителе можно срывать плакаты оппонентов или портить их. То есть обрушивать сайты или малевать на них собственные лозунги. Но это удается сделать не каждый день. А вот писать мелкими буквами всякие записочки и приклеивать их на чужие – это запросто. Получается двойная выгода – с одной стороны, демонстрируется собственная активность, с другой – вносится сумятица в неокрепшие умы из числа оппонентов, вплоть до того, что они забывают, что хотели написать сами.
Трудно сказать, что на израильских сайтах пишется арабами, а что собственными антисионистами. Тем более, что мы сейчас, как и свойственно русскоязычным гражданам страны, рассматриваем именно этот сегмент израильского интернета. Замечу лишь, что русская версия хамасовского сайта «Палестинский информационный центр», например, в силу своей убогости ничьего внимания не привлекает, и форум на нем никем не посещается. Что же касается российских ресурсов, популярных за пределами России, в частности, в Израиле, то здесь с некоторго времени заметна такая активность, которая обратила на себя внимание не только их посетителей, но и мировую, так сказать, общественность. Были проведены целые исследования, результатом которых стала констатация того факта, что на форумах многих, и не только русскоязычных, сайтов размещаются реплики, которые никак нельзя отнести не только к жанру дискуссии, но и к жанру полемики. Просто в силу того, что они являются либо образцами того, что называется пасквилями, либо уводят внимание посетителей от темы, переходя на личности, либо погружают читателей в такую пучину гадостей, что заставляют их просто уйти с ресурса. Этого они и добиваются. Что же касается русскоязычных израильтян, то от посещения российских интернет-форумов их отвращает все более заметный антисемитизм.
Во все времена существования интернета форумы не были свободны от грязи, но, по крайней мере, процент тех, кто действительно обменивался мыслями, был соизмерим с таковым вне сети. Теперь же создается впечатление, что сеть оккупирована некими сущностями, которым уже и не важно, читают их или нет.
Да так оно и есть. Даже такие популярные прежде русскоязычные ресурсы, как «Живой журнал» и социальные сети, заполнены совсем не тем, для чего они предназначались. Что вовсе не повышает их посещаемость.
Кое-кто уже прямо так и говорит, что есть, дескать, такие специальные учреждения в России, где люди за деньги сидят и целыми днями пишут, пишут и пишут всякие гадости, которые выкладываются в сеть.
Чего не знаю, о том говорить не буду. Но, если бы это было так, то стало бы понятным то унылое однообразие, с которым из дня в день неведомые миру пользователи интернета пытаются донести до человечества неумные, мягко говоря мысли.
Интернет начинался как сеть, постоянное подключение к которой было затруднительным. Сейчас IP-адрес каждого пользователя позволяет его однозначно идентифицировать. Я не могу понять тех, кто ратует за дальнейшую анонимность сети. Тем, кому есть что скрывать, просто не следует подключаться. Чем бы ни являлись их тайны. Тогда и интернет-форумы стали бы местом, где действительно обмениваются мнениями, а не выкладывают данные пользователей (которые уже и не будут чем-то скрываемым) и, тем более, не публикуют пасквили.
Сергей ВОСКОВСКИЙ