Ее звали Ольга
Русская девушка влюбилась в молодого испанца. Дело происходило сто лет назад. Времена тогда были очень похожи на нынешние: в мире царила свободная любовь. Кто с кем хочет и когда хочет. В России Александра Коллонтай провозгласила, что женщина должна быть свободной в своем сексуальном поведении, и доказывала это личным примером. Попавшая на лечение в Швейцарию Елена Дьяконова вышла замуж за французского поэта Поля Элюара. Но ей этого показалось явно недостаточно, и она пригласила «за компанию» еще и немецкого художника Макса Эрнста. Они начали жить втроем одной семьей.
И вот при таких расслабляющих обстоятельствах русская девушка серьезно влюбилась. Ее звали Оля. Ольга Хохлова. А парня звали Пабло. Пабло Пикассо.
Естественно, ситуация требует некоторых разъяснений.
Российский антрепренер Сергей Дягилев, известный рядом интересных проектов в области искусства, в 1909 году создал за границей «Русский балет». Он привлекал к работе в нем блестящих артистов императорских театров и выдающихся русских художников. Труппа пользовалась неизменным успехом в Европе. А как раз в эти годы в художественной жизни Франции возникает целый букет авангардных течений. Поперек привычной и общепризнанной классики. И Дягилев решает выпустить на респектабельную публику нечто сногсшибательное.
По его заказу французские авангардисты, композитор Эрик Сати и поэт Жан Кокто, создают одноактный балет Parade. Cюжет несложный. На сцене – ярмарочный балаган. Артисты по очереди появляются перед ним и всеми способами (но безуспешно) пытаются завлечь «зрителей» на представление в цирковое шапито. В качестве художника по костюмам и автора декораций был приглашен Пабло Пикассо.
Еще полыхала Первая мировая, и Дягилев выбрал своей штаб-квартирой Рим. Там формировался будущий спектакль и проводились репетиции. Пикассо впервые отправился в итальянскую столицу в феврале 1917-го. Вообще-то эта поездка была запланирована как свадебное путешествие. Пабло собирался сочетаться законным браком с Ириной Лагут (Irene Lagut), которая в 1916-м то уходила от него, то возвращалась. Но в итоге сообщила, что уходит окончательно. Аналогичный вариант случился и годом раньше. Тогдашняя пассия Пабло, Габи, выбрала из двух своих почитателей человека, по ее мнению, более надежного, то есть не художника.
Оставшийся на бобах Пикассо поехал в Рим вдвоем с Жаном Кокто. И стал присматриваться к женскому составу труппы. На репетиции балета по одной из комедий Гольдони его острый глаз засек привлекательную балерину Ольгу Хохлову. Темные с золотым отливом волосы, зеленые глаза, ладно сбитая гибкая фигура. Приятное возбуждение охватило его, и он немедленно приступил к осаде. Внимание парижской знаменитости не просто польстило артистке – перед ней предстал красивый мужчина, импозантный, в стильной кепке и с трубкой в зубах. В него можно было влюбиться. Что и произошло довольно быстро.
В свою очередь Пабло проявил себя элегантным ухажером, даже сделал рисунок своей избранницы. И полагал, что теперь можно успешно двигаться дальше. Но тут выявилась одна тонкая деталь: Ольга – девственница! Новость озадачила Пабло: с такими, которые сохранили целомудрие, он еще не встречался. Дягилев пришел на помощь и разъяснил обстановку: респектабельная русская женщина не пойдет на потерю девственности, если не будет уверена, что ее берут замуж. А Хохлова из аристократической семьи, отец – полковник.
Пикассо призадумался, но ненадолго. Он чувствовал внутреннее напряжение этой девушки. Понимал, что она надеется найти в нем поддержку и защиту, ведь у нее никого нет в окружающем мире. Родители далеко, в России (буквально через несколько месяцев их смел революционный смерч). Но и он совершенно серьезно хотел бросить якорь в уютной семейной гавани. Хотел иметь дом, жену и сына. В конце концов, ему уже 35. К тому же за последние два года он получил два отказа, что тоже немного действовало на нервы.
В то же время, принимая на себя ответственность за будущего близкого человека, он осознавал, что немалую роль играет глубоко сидевшее в нем садистское начало. Собственно, он этого почти не скрывал. Всем женщинам, с которыми он имел дело, Пабло настоятельно советовал читать творения маркиза де Сада. (Позволю себе высказать предположение, что именно такая настройка личности способствовала перерождению его творчества в кубизм, появлению расчлененных образов.)
Но переместимся из Рима во Францию. Как и ожидал Дягилев, премьера Parade в парижском театре Шатле вызвала скандал. Часть публики свистела, часть аплодировала. Возмущались музыкой, в которой слышалось то стучание пишущей машинки, то перезвон молочных бутылок. И конечно, негодовали по поводу пикассовских декораций и костюмов.
Когда труппа отправилась на гастроли в Барселону, Пикассо присоединился к ней и воспользовался случаем представить невесту своей матери. Позже Пабло рассказал Франсуазе Жило, как выглядела эта встреча. Мать сочувственно посмотрела на Ольгу и произнесла следующие слова: «Бедная девочка, ты не знаешь, на что ты себя обрекаешь. Если бы я была просто другом, я бы посоветовала тебе не делать этого шага ни при каких обстоятельствах. Я не верю, что какая-либо женщина может быть счастливой с моим сыном. Он существует для себя и ни для кого больше».
Как бы то ни было, мать приняла свою будущую невестку и, кстати, впоследствии очень тепло к ней относилась.
Ольга и Пабло оформили брак в Париже 18 июня 1918 года и венчались в православном соборе. Она ушла из балета. В 1921-м у них родился сын Пауло. Казалось, над всей Испанией – и Францией – безоблачное небо. Работы Пикассо этого периода выполнены преимущественно в классическом стиле – безусловно, под влиянием духовного мира его жены.
Нелады начались в 1926-м.
Трудно сказать, где прошла трещина, но атмосфера в доме изменилась. Внешне вроде бы все в порядке. Но в творчестве – резкий перелом: Пикассо уходит в сюрреализм. А это верный признак того, что в его жизни появилась другая женщина. Другого стиля. С января 1927-го она стала его очередной моделью. И по сути музой. Ее звали Мария-Тереза. Ей было 17. Сорокапятилетний мэтр выловил ее где-то на парижских улицах.
Он снял ей квартиру в доме рядом со своим. Он рисовал ее как натурщицу, и, разумеется, она была его любовницей. Ольга ни о чем не догадывалась. Это тянулось до 1935 года, когда Олин добрый знакомый раскрыл ей глаза и сообщил, что Мария-Тереза беременна от Пабло.
Такого удара она не ожидала. У нее были свои представления о чести. Покинув неверного мужа, Ольга уезжает в Канны, на юг страны, и ставит вопрос о разводе. Это был уже удар для Пикассо: по французским законам, в таком случае полагалось делить имущество пополам. Но как раз этого ему совершенно не хотелось делать. И он жестко ответил: «Нет!» С тех пор они жили раздельно, формально оставаясь мужем и женой.
Пикассо продолжал создавать бессмертные произведения и менять в своей постели смертных женщин. Мария-Тереза еще сохраняла свое положение до 1940 года, в то же время с 1936-го ее все чаще заменяла Дора Маар. Соперницы знали друг о друге, но в силу врожденной интеллигентности фотограф Дора не могла вцепиться в волосы удачливой конкурентке. Приходилось терпеть.
После войны получила отставку и Дора. Пабло уехал на юг Франции. Теперь у него появилась новая любовь – молодая художница Франсуаза Жило. Вскоре у этой пары родилось двое детей. Понятно, внебрачных, поскольку их отец числился женатым человеком.
А Ольга оставалась одинокой. Правда, у нее был Пауло, сын. Мальчик вырос, он гордился своим отцом, и эту гордость поддерживала мать. Оказавшись в южном регионе, Пикассо купил машину и взял Пауло к себе в качестве шофера. На месте ему не сиделось, он часто разъезжал по курортным городам. Ольга остро переживала происходящее. Несмотря на унижение и, по сути, незаслуженное оскорбление, которое ей пришлось вынести, ее чувство к мужу не растворилось. И когда он с ее горячо любимым сыном куда-то уезжали, она не выдерживала, ехала вслед за ними, чтобы быть рядом…
Ее жизнь оборвалась в 1955-м, она скончалась от рака.
Удивительно, но вслед ей в ряде откликов прозвучали неожиданные упреки. Например, друг Пикассо и его биограф сэр Джон Ричардсон высказался в том духе, что Ольга стремилась выстроить буржуазный стиль семейного бытия. А это противоречило вкусам и привычкам Пабло. В другом месте он приписывает ей снобизм. Громогласно называет ее неврастеничкой. И наконец заявляет, что она была обузой и бременем для великого художника.
Реакция самого Пикассо на смерть жены была вполне предсказуемой. В 1961-м он женился вторично, на Жаклин Рок, и изображал ее на рисунках и полотнах до своей кончины в 1973-м.
А теперь о главном.
Совсем недавно, с 21 марта по 3 сентября 2017 года, в Национальном музее Пикассо в Париже прошла выставка Olga Picasso. Первая в истории. Она стала не только открытием, а настоящим взрывом. В экспозиции были представлены письма, наброски, рисунки, фотографии и фильмы из семейного архива Пикассо. Из всех приведенных материалов убедительно следует, что Олины взгляды и вкус, ее художественная позиция решающим образом влияли на характер произведений ее мужа, бесспорно, крупнейшего художника XX века. Они привели к тому реалистическому взлету в его творчестве, который позже назвали классицизмом. Все эти годы, с 1917-го по 1925-й, Ольга оставалась основной моделью и музой художника.
По письмам видно, что Пикассо любил и уважал свою первую жену. Его многие наброски связаны с материнством и рождением сына. На фото и в домашних фильмах – счастливые эпизоды семейной жизни. Если на холстах Ольга, как правило, неулыбчивая, то в кинокадрах, в буднях, она совсем другая, жизнерадостная. В одной из демонстрируемых лент она по очереди отрывает лепестки у ромашки и гадает: любит, не любит…
А потом… Одиночество Ольги скрашивал сын. Она постоянно посылала письма с его фотографиями отцу. А когда мальчик стал взрослым, то и с фотографиями появившихся внуков. Он ни разу не ответил. Один из Ольгиных внуков, Бернар (Bernard Ruiz-Picasso), заметил: когда читаешь письма, понимаешь, что у бабушки имелись серьезные основания быть грустной…
Девяностотрехлетний сэр Джон Ричардсон тоже посетил выставку в музее. Он назвал ее откровением и абсолютно поразительной. Она обнажила его жизнь – имея в виду истинные отношения в семье Пикассо. О которых он, биограф, написал столько неверного.
Что же случилось, что погубило эйфорию? А случилось то, что великий живописец был исключительно противоречивой личностью (может, потому и великий?). Для работы, для вдохновения ему всегда нужна была женщина. Уже упоминавшаяся выше Франсуаза Жило, которая прожила с Пикассо десять лет, так охарактеризовала его отношение к прекрасному полу: «Он обходился со всеми женщинами сначала как с богинями, а потом как с тряпкой, о которую вытирают ноги».
Не нам судить великих. Но просто не надо забывать, что в выстроенном ими поразительном здании человеческой культуры есть и частица душевной доброты и тепла Ольги Хохловой-Пикассо.
Самуил КУР