Ее учили русские русскому
Поняла, что надо садиться и писать про Лину Вертмюллер.
Никто ничего толком не знает и не понимает про неё… Напищу позже, пока – бегло.
Лина была кумиром в Америке. Очень недолго и в узком кругу. Первая женщина, выдвинутая на Оскар – это был прорыв. Но феминистки не смогли заманить ее на свою баррикаду, потому вскоре назвали женоненавистницей. Она на всё смотрела, посмеиваясь. Она не принадлежала ни одной партии. И я понимаю, почему.
Девочка из приличной семьи, она не училась дольше года в одной школе – её выгоняли за неповиновение. А школы были итальянские, дорогие, католические… — сами можете узнать, какие там были правила, которым она не полчинилась.
В 16 лет — считайте годы!!!! – в 1942 году — она поняла, что хочет быть режиссером, но еще не поняла – театра или кино. Пришла в Национальную Академию драматического искусства, где учили этому ремеслу, а ее не взяли – сказали, что только с 18-ти. А рядом брали с 16-ти, но учили на актера… Некто ШАРОФФ – так пишет его Академия. Пошла туда. Попала к РУСССКОМУ – большими буквами, – т.к. она ТАК о нем говорила. Актрисой быть не хотела, потому пыталась понять, кто такой Станиславский и о чем “Обломов”, а далее и весь Толстоевский… — они видны у нее в КАЖДОМ фильме.
Надо только хотеть увидеть.
Там же – у русского – учились два парня, с которыми она подружилась – один был Висконти, второй – Мастроянни. Они решили познакомить ее со своим другом. И привели к Феллини. Он взял ее себе ассистентом. И она отработала с ним Восемь с половиной. И поручал он ей важное, и учил, как его поручение выполнить, и трассу она прошла с ним пошагово. И всё запомнила. Больше ей никто был не указ…
Главное: она делала политическое кино, которое никто не умел и не умеет делать.
Она да Коста Гаврас. Но её политические деятели были живыми людьми. Обуянными идеями переустройства мира – от несправедливости к справедливости. А дальше – все идеи расшибались о живое в живом человеке. И побеждал в человеке человек, а не политик, политика и идея. И всё оказывалось жалким и все жалкими: и политика, и человек, и идеи. И феминистки, которые пошли на нее войной – ничего не поняли в её позиции. И втолковать им она ничего не смогла, т.к. в них победили идея, а Лина была представителем ЖИВОГО в живом человеке.
Эх, как же жалко, что ее не стало…
И какое же счастье, что она была.
А фильмов, которых вы не видели и о которых не слышали, – по своим сценариям она сняла тридцать три, сценариев написала тридцать семь…
И если кто помнит, – была такая итальянская певица Рита Павоне, – так вот тридцать пять песен в репертуаре Риты написаны Линой… Равно как и песни в кинофильмах Лины — стихи везде её собственные…
ВСЕ, – прерываюсь.
Хочу, чтоб вы понимали, о ком горюю…
Тут – список ее работ —https://www.imdb.com/name/nm0921631/…
Александра Свиридова