28-летний Ланг Ланг, кажется, начал взрослеть
Похоже, сейчас китайский пианист Ланг Ланг – самый знаменитый и популярный инструменталист нашего времени. Во всех точках земного шара его выступления собирают переполненные залы и заканчиваются бурными овациями. Чтобы не ходить далеко за примерами, вспомним его прошлогоднее выступление в Сан-Франциско, когда ещё до начала концерта публика встретила его бурной овацией, продолжавшейся чуть ли не 10 […]
Похоже, сейчас китайский пианист Ланг Ланг – самый знаменитый и популярный инструменталист нашего времени. Во всех точках земного шара его выступления собирают переполненные залы и заканчиваются бурными овациями. Чтобы не ходить далеко за примерами, вспомним его прошлогоднее выступление в Сан-Франциско, когда ещё до начала концерта публика встретила его бурной овацией, продолжавшейся чуть ли не 10 минут.
Он начал заниматься музыкой в трёхлетнем возрасте, в девятилетнем поступил в Пекинскую Центральную консерваторию, вскоре стал победителем нескольких международных конкурсов, включая конкурс молодых музыкантов, проводимый в Японии. В пятнадцатилетнем возрасте Ланг Ланг поступил в знаменитый институт Куртиса в Филадельфии , где учился в классе известного педагога и музыканта Гари Граффмана.
В 2000 году Ланг Ланг дебютировал в Сан-Франциско, сыграв в Дэвис-Холле фортепианный концерт Грига и приняв участие в концерте камерной музыки. С тех пор он выступает в нашем городе регулярно. В 2001 году впервые играл в Карнеги-Холл, выступив с Филадельфийским оркестром под управлением Ю.Темирканова. На его счету – выступления со всеми главными оркестрами США и с такими музыкальными грандами, как Венский и Берлинский филармонические оркестры, и многими другими. Британская газета The Times писала: «Ланг Ланг взял штурмом переполненный Королевский Альберт-Холл…Это стало историческим событием».
Ланг Ланг часто появляется на экранах телевизоров, систематически проводит мастер-классы и участвует в престижных гала –концертах: в честь нобелевских лауреатов в Стокгольме, на открытии Всемирной летней Олимпиады в Пекине (2008 г.) (концерт смотрели и слушали 5 миллиардов зрителей), на церемонии вручения премий «Грэмми» в том же 2008 году, в Белом Доме на приёме в честь китайского премьер-министра Ху Цзиньтао в январе 2011 г. Часто выступает в концертах под открытом небом (в Центральном парке в Нью-Йорке, в Голливуде, в Чикагском Равиния-фестивале и т.д.). В 2009 году он продемонстрировал свое мастерство в Карнеги-Холл вместе с одиннадцатилетним пианистом Марком Ю. В 2008 году Ланг Ланг основал Международный Музыкальный фонд для привлечения в музыку новых талантов.
Ланг Ланг играл для многих выдающихся деятелей, включая бавшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, президента США Барака Обамы, королевы Елизаветы II , президента Германии Хёрст Кёлера, принца Чарльза, российского премьер-министра Владимира Путина, французского президента Николя Саркози и др. Это далеко не полный список событий, связанных с бурной деятельностью молодого пианиста. Он осуществил довольно много записей, в том числе недавний диск с фортепианными трио Рахманинова и Чайковского с участием Вадима Репина и Миши Майского. Публика и ряд музыкальных критиков обожают его. Он «самый, самый, самый»: самый техничный, самый эмоциональный, самый обаятельный, самый любимый. Между тем, многие авторы публикаций и «рядовые» слушатели воспринимают выступления Ланг Ланга довольно критически. В некоторых статьях отмечается, что «его ритм сырой, а фразировка тяжёлая», что его исполнение «скучно и невыносимо». Некоторые критики считают его игру вульгарной и лишённой чувства, и даже придумали для Ланг Ланга прозвище «Bang Bang», что означает «удар-удар». Рецензенты, называя его игру незрелой, в то же время отмечают его способность «завоевать толпу юношеской бравадой». Подобные оценки тоже нельзя игнорировать.
Концерты Ланг Ланга в Сан-Франциско в значительной мере подтверждают наличие противоречий в исполнительском творчестве музыканта: хорошо исполненная «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, хорошо прозвучавший один из концертов Шопена – и неудачный выбор темпов в исполнении ряда других сочинений. Быстрые пальцы – и неряшливость многих пассажей, недостаточное владение техникой педали и неоправданная бомбардировка клавиатуры. Самые простые фразы часто исполняются формально, лишаясь эмоциональности или какого-либо смысла. И «балетное сопровождение» игры, выдаваемое им и часто воспринимаемое публикой как проявление эмоциональности, на самом деле, если говорить напрямую, фактически является самолюбованием пианиста. В музыке единственным критерием эмоциональности является степень воздействия МУЗЫКИ на чувства слушателя, а не «балетная» составляющая поведения артиста на сцене.
Однако недавнее выступление Ланг Ланга в Дэвис-Холл внесло серьёзные коррективы в восприятие его исполнительства. Почти неуловимо изменился даже его внешний облик, и существенные изменения претерпело сценическое поведение музыканта. Куда подевались его «лебединые крылья»? Программа концерта была хорошо продумана, и тщательный домашний анализ предлагаемых произведений позволил Ланг Лангу обнаружить, а потом и донести до слушателя новые идеи и новые красоты этой музыки. На концерте он был поглощён музыкой, и у него не оставалось ни времени, ни желания заниматься самолюбованием.
Начался концерт с исполнения бетховенской сонаты Ор 2, №3 до мажор, опубликованной в 1796 году. Бетховен играл на многих инструментах, но больше всего любил фортепьяно, и преуспел в овладении техническими возможностями и секретами этого инструмента. Четырёхчастная соната №3– одна из самых ярких и технически сложных, предшествовавших его великим сонатам. Ланг Ланг бурно, весьма темпераментно исполнил первую и четвёртую части, тепло и романтично –вторую, Adagio, и – несколько игриво – третью часть, быстрое скерцо.
Поразительно свежо прозвучала трёхчастная бетховенская соната №23 до минор («Аппассионата»), полная неистового драматизма, чередующегося с неземной просветлённостью. Здесь пианист непрестанно менял темпы, что считается неприемлемым. И действительно, порой в этом плане ощущался определённый перебор, но в целом ряде других случаев смена темпов оказалась очень даже уместной, как бы добавляя свет и значение соответствующему эпизоду.
Украшением программы стало исполнение Ланг Лангом первых трёх пьес фортепьянного цикла «Иберия» испанского композитора Исаака Альбениса. Пианисту удалось передать хрустальную чистоту, капризную прихотливость и причудливое мерцание этого «заколдованного царства».
В заключение программы была исполнена соната №7 Прокофьева, написанная в 1939-1942 годах и впервые исполненная Святославом Рихтером. За эту сонату Прокофьев получил Государственную премю (тогда – Сталинскую). Очень динамичная и «колючая», она и была исполнена в этом стиле. Однако пианист не нашёл достаточного количества разнообразных красок, и с какого-то момента энергия исполнения стала казаться чрезмерной, а фортиссимо – однообразным.
И всё же, несмотря на ряд недостатков, часть из которых была упомянута выше, и к ним можно добавить всё ещё существующие проблемы в педальной технике, однообразие трелей и т.п., мы услышали в этом концерте нового Ланг-Ланга, вдумчивого и ищущего музыканта. Явится ли это поворотным пунктом в творчестве пианиста, покажет будущее.
На бис Ланг Ланг исполнил Прелюдию Рахманинова ре мажор (Ор.23, №4) и Прелюдию Шопена соль-бемоль мажор (Ор.10, №5).