«День земли» и трагедия палестинских арабов
В «День земли» арабское общество привычно чествует свою обиду, якобы нанесённую ему государством Израиль. Горькая правда, однако, заключается в том, что, по сути, это всего лишь демонстрация той ненависти и зависти к процветанию сионизма, которая ещё яснее подчеркивает сокрушительный провал собственных усилий палестинских арабов. 30 марта «День земли» состоялся в сороковой раз. Каждый год арабские граждане Израиля отмечают его в память […]
В «День земли» арабское общество привычно чествует свою обиду, якобы нанесённую ему государством Израиль. Горькая правда, однако, заключается в том, что, по сути, это всего лишь демонстрация той ненависти и зависти к процветанию сионизма, которая ещё яснее подчеркивает сокрушительный провал собственных усилий палестинских арабов.
30 марта «День земли» состоялся в сороковой раз. Каждый год арабские граждане Израиля отмечают его в память о шести своих братьях, погибших в ходе беспорядков, которые произошли во время отчуждения земель в Галилее, в 1976 г. И точно так же, как в прошлые годы, общественные мероприятия этого дня опять вышли далеко за пределы вопроса о конфискации земли, включив в себя длинный список обвинений против Израиля.
При более вдумчивом взгляде, однако, становится ясно, что день этот, главным образом, символизирует основную палестинскую трагедию. И состоит она в том, что, вопреки многочисленным приложенным усилиям, общей цели у всех тех, кто называет себя «палестинцами» по-прежнему так и не существует.
Фактически речь идёт о четырёх совершенно разных группах людей.
Разделённые и рассеянные
К первой группе относятся те, кто обычно именует себя палестинцами – арабы, проживающие в Иудее, Самарии и Газе. Они так и не сумели определиться в своей коллективной цели, а потому и не имеют возможности её реализовать.
Следует ли изгнать Израиль только из областей, освобожденных им от иорданской и египетской оккупации в 1967 г., или вообще уничтожить Еврейское государство, «оккупацию 1948 г.», чтобы создать палестинское государство на всей территории между Средиземным морем и рекой Иордан?
А что делать с тем, что общество расколото между двумя основными политическими силами: ООП и ХАМАС, каждая из которых владеет своей отдельной территорией?
Без ответов на эти вопросы нет среди жителей этих районов и коллективного осознания себя единым народом. И это, в свою очередь, парализует возможность прогресса в направлении мира на переговорах с Израилем.
Во вторую группу входят арабские жители городов и деревень на севере Иордании, также называющие себя палестинцами, лишь только потому, что не желают считаться иорданцами.
Они цепляются за название «Палестина», которое было дано в 1921 г. Великобританией той области, где на базе коалиции бедуинских племен с шейхом Абдаллой, сыном шерифа Хуссейна Мекки, был создан Трансиорданский эмират, а затем Хашимитское Королевство Иордания. Жители сел и городов не хотят идентифицировать себя с бедуинами, которые, по их мнению, уступают им в культурном отношении, а поэтому до сегодняшнего дня отказываются считаться иорданцами, продолжая называть себя палестинцами.
Они являются гражданами Иордании и вовсе не спешат присоединяться к другой стране, в том числе и к «Палестине», если бы такое государство даже и возникло.
Третьей группой являются арабские граждане Израиля, которые, с тем, чтобы избежать упоминания Еврейского государства, часто называют себя «внутренними арабами» (т. е. живущими внутри Израиля) или «арабами 48 года.»
Как граждане либеральной и демократической страны, они обладают теми же правами, что и евреи. Однако при этом из-за религиозного разделения на мусульман, христиан, друзов, алавитов и ахмадиитов развить ощущение единого и сплочённого народа им так и не удалось.
Более того, они также разобщены на клановой основе (по «хамулам»), поскольку устройство арабских общин Израиля по-прежнему отражает племенную (клановую) культуру, глубоко укоренившуюся на Ближнем Востоке.
Несмотря на то, что некоторые и называют себя палестинцами, они совершенно не готовы отказаться от израильского гражданства, и среди них нет искреннего желания присоединиться к палестинскому государству.
За последние пять лет, день за днём наблюдая трагедию, обрушившуюся на арабский мир и названную поначалу «арабской весной», они всё глубже осознают то, что Израиль является для них наиболее надёжным и предпочтительным вариантом. Не из любви к еврейскому государству, которой нет и в помине, но из-за того, что, в отличие от всех стран арабского мира, только в нём сохраняются спокойствие и мир.
Поэтому многие из них, включая и депутатов Кнессета, будучи не в силах смириться с этой парадоксальной ситуацией, выплёскивают своё разочарование в клевете и обвинениях против Израиля.
Беженцы в своей собственной стране?
Четвертую группу составляют те, кто с 1948 г. живёт в лагерях для беженцев в Ливане, Сирии, Иордании, Иудее, Самарии и Газе.
Эти люди, в свою очередь, разделены по странам и регионам, в которых расположены лагеря. Они потомки тех, кто получил статус палестинских беженцев, поскольку бежал от сражений, происходивших на территории, подмандатной Британии, к западу от реки Иордан до 14 мая 1948 г., и в государстве Израиль с 15 мая того же года, когда в эту область вторглись армии арабских государств.
Большинство их предков никогда не являлось коренными жителями района. Это были рабочие мигранты со всего Ближнего Востока, прибывшие в Палестину в первой половине XX века. После окончания Войны за независимость Лига арабских государств решила продолжать держать их в лагерях для беженцев с тем, чтобы в будущем иметь возможность отправить в Израиль, уничтожив еврейское государство и демографически, и культурно.
Самое удивительное же то, что сегодня и на территории «Палестины» продолжают существовать лагеря «палестинских беженцев».
Как человек может быть беженцем в своей собственной стране? Ответ заключён в основах племенной культуры: для жителей региона люди из другого племени, переехавшие из своих мест и поселившиеся рядом, по-прежнему будут считаться чужаками, даже если это такие же «палестинцы», как они сами. Всё это лишний раз свидетельствует о слабости коллективного сознания среди «палестинцев».
В Сирии до начала 2011 года проживало около четырёхсот тысяч «палестинских беженцев». Они были сосредоточены в нескольких лагерях, которые были разрушены в ходе гражданской войны.
Теперь подавляющее большинство жителей этих лагерей рассеялось между Иорданией, Ливаном, Европой и Соединенными Штатами.
Ливанское законодательство запрещает этим беженцам множество различных видов работ, с тем, чтобы воспрепятствовать их интеграции в общество этой и без того запутавшейся в общинных конфликтах страны. А в Иордании их, хоть и предоставили гражданство, считают гражданами третьего сорта.
Таким образом, и у этой группы нет никакой общей цели, помимо желания поселиться на территории Израиля. Не в «палестинском государстве», если бы оно и возникло, но в государстве, не являющемся ни арабским, ни мусульманским, ни «палестинским». Другими словами, и у них нет никакого «видения палестинского будущего».
Большинство палестинских арабов, перебравшихся с годами в Европу, Америку или другие места, обосновались в этих странах, утратив со временем «палестинскую идентичность», да и вообще чувство принадлежности к Ближнему Востоку. Те же немногие, кто по-прежнему стремится вернуться в Палестину, имеют в виду государство Израиль.
Между мечтами и унылой реальностью
Из всего сказанного становится ясно, что попытка создать коллективное «палестинское» сознание потерпела неудачу. Более того, в корне различные повестки дня, выдвигаемые группами, называющими себя палестинцами, торпедирует любую возможность создания ими когда-либо единого политического образования. И, даже если они не говорят об этом вслух, фактически в «День Земли» они оплакивают свою коллективную несостоятельность в создании единой программы и общей цели, которые позволили бы им строить общее и достижимое будущее.
Этот разрыв между «палестинской мечтой» и печальной реальностью, в которой они раздроблены и разобщены, главным образом и гонит их на улицу, на демонстрации против невероятного успеха сионистского проекта, осуществлённого еврейским народом.
Ведь он-то, несмотря на то, что собрался из оставивших всё своё имущество беженцев, частично пришедших прямиком из концлагерей опустошенной Европы, сумел, несмотря на различия между еврейскими общинами и даже несмотря на войны, построить процветающую страну, активную демократию, преуспевающую экономику.
Этот фантастический успех и вызывает среди них, вместе с их братьями по всему арабскому миру, бешеную ревность и зависть к еврейскому народу, которые, в свою очередь, порождают ненависть.
Израиль преуспел именно там, где они потерпели сокрушительную неудачу, и его существование стало тем зеркалом, в котором они видят свой ужасающий провал. Именно поэтому они ненавидят Израиль, не готовы смириться с его существованием, борются с ним, выходят на демонстрации против него в Европе, Америке, арабском мире и даже в самом Израиле, особенно 30 марта.
«День земли» стал символом их мечты, которую они взращивали на протяжении долгих лет и которая так и осталась всего лишь мечтой, с каждым днём отдаляющейся от реальности из-за коллективной неспособности создать «палестинский народ» с единой и общей целью.
Перевод А. Непомнящего
Д-р Мордехай КЕЙДАР