Дела давно минувших дней – Ацис и Галатея
Это случилось давным-давно в далёкой и славной стране Аркадии. Поэт Овидий, чуть ли не один из современников развернувшихся там событий, описал их в своей книге «Метаморфозы», а уже почти наш современник Джон Гей в 1739 году написал либретто для будущей оперы по этому сюжету. Либретто понравилось композитору Генделю, и он создал оперу, связанную с событиями, […]
Это случилось давным-давно в далёкой и славной стране Аркадии. Поэт Овидий, чуть ли не один из современников развернувшихся там событий, описал их в своей книге «Метаморфозы», а уже почти наш современник Джон Гей в 1739 году написал либретто для будущей оперы по этому сюжету. Либретто понравилось композитору Генделю, и он создал оперу, связанную с событиями, изложенными в либретто, назвав её «Ацис и Галатея», а эта опера произвела большое впечатление на Моцарта, который внёс в неё целый ряд изменений и улучшений (благо, Гендель уже не мог возразить против такого самоуправства).
Краткое содержание оперы: Галатея, одна из многочисленных дочерей морского старца Нерея, любит красивого юношу Ациса, но в неё влюблён и ужасный великан-циклоп Полифем. Сидя на мысе и обозревая море, он играет на флейте любовную песнь. Впоследствии, скитаясь безутешно среди скал, он находит возлюбленную в объятиях соперника. Влюблённым удается скрыться от разъярённого циклопа, но всё же Полифем настигает Ациса и в гневе убивает его, метнув в голову юноши огромный валун. Сокрушённая горем Галатея превращает своего несчастного возлюбленного в прекрасный прозрачный ручей, который отныне будет шептать ей о любви.
Опера «Ацис и Галатея» довольно долго была достаточно популярной в Европе, но со временем – и до сих пор – стала исполняться всё реже и реже, да и то всё больше в виде оратории или пасторали. Но вот появился хорошо известный в нашей стране хореограф Марк Моррис со своей Танцевальной группой, насчитывающей 18 участников, и со «штаб-квартирой» в Бруклине (Нью-Йорк), который вместе со своей труппой ежегодно гастролирует в Зеллербах-Холл и который успешно поставил в Сан-Францисском Балетном театре несколько балетов. Загоревшись идеей осуществить постановку «Ацис и Галатея», он, используя последний, моцартовский, вариант оперы, значительно усилил роль танцевальных движений и балетных сцен, превратив оперу Генделя в оперу-балет Генделя-Моцарта.
Моррис привлёк к работе также музыкальную жемчужину Района Залива, Филармонический Барочный оркестр и хор, базирующиеся в Сан-Франциско, под руководством выдающегося музыканта Николаса Макгигана, и сильных певцов – актёров: тенора Томаса Кули (Ацис), бас-баритона Дугласа Уильямса (Полифем), тенора Заха Финкельстайна (помощник пастуха Дэймон) и «главную» певицу, сопрано Шеризейд Пансаки (Галатея).
Все танцевальные эпизоды, хореографически достаточно простые, были призваны усиливать эмоциональное воздействие основных событий, разворачивавшихся на сцене. Они могли продемонстрировать согласие с принятыми по ходу действия решениями или высказать своё неприятие. По сути дела, танцевальный коллектив исполнял роль хора в античных произведениях.
По-видимому, с целью добиться объективности и беспристрастности, танцевальная группа была задумана как бесполая, и все её участники, мужчины и женщины, были одеты одинаково: в длинных, до земли, юбках и в блузах. Впрочем, блузы, при внимательном рассмотрении, слегка отличались у мужчин и женщин (дизайнером по костюмам был очень талантливый Исаак Мизрахи). При этом все участники действа на сцене (включая и солистов) были босоногими. Единственное возражение вызвано платьем Галатеи: само по себе оно выглядит совсем неплохо, но совершенно не подходит невысокой и плотного сложения певице. Балетные номера исполнялись то небольшим составом исполнителей, то порой принимали и массовый характер.
Звучание оркестра, как и звучание камерного хора, было чрезвычайно прозрачным, динамичным, исполненным неземной красоты и выразительности, как и положено коллективам из Аркадии. Все драматические коллизии находили компактное и убедительное выражение не только и не столько с помощью настроения оркестра и хора, но и поддержкой балета, а также, в первую очередь, с помощью солистов или их ансамблей.
Нигде и ни разу какая-либо составляющая музыкального искусства не подавляла звучание солистов и их ансамблей.
Лидирующая роль Галатеи досталась сопрано Шеризейд Пансаки, обладающей красивым, хотя, быть может, иногда несколько резковатым голосом, и хорошей вокальной техникой. Родилась и выросла в Индии, музыкальное образование получила в Соединённых Штатах. Завоевала признание не только в США, но и далеко за их пределами, в качестве крупного специалиста в классической музыке.
В её исполнении сочетются любовь к Ацису и целомудренность. Она остаётся верной ему даже после его гибели на Земле.
Исчадием ада предстает перед нами бас-баритон Дуглас Уильямс в роли Полифема. В опере он впервые появляется во втором акте. Мерзкий, уродливый, одноглазый, наглый, чувственный, циничный, свирепый и.. .влюблённый в Галатею. Уильям очень красив, прекрасно исполняет свою роль, у него большой, хорошо поставленный и красивого тембра голос, но ты, наслаждаясь его пением и игрой … не веришь ему. Очень высокого красавца, обладающего прекрасным и очень красивым голосом, невозможно отождествлять с аморальным негодяем.
Тенор Томас Кули, исполнитель партии Ациса, обладает ярким голосом, хорошей вокальной виртуозной техникой и желанием и умением перевоплощаться в исполняемые персонажи. Он очень активен, с удовольствием овладевает новыми партиями и новыми концертными программами, стремясь пополнить свой репертуар разностильными произведениями. Некоторые «верхи» прозвучали в его исполнении несколько напряжённо.
Тенор Зах Финкельстайн исполнял роль пастуха Дэймона. Он хорошо справился с второстепенной партией помощника пастуха. Ради певческого искусства Зах пять лет назад расстался с деятельностью политического консультанта. Его вокальные и сценические успехи неоспоримы.
Много людей было занято подготовкой и осуществлением этой постановки, включая сценического дизайнера Адрианну Лобел, но особенно хочется подчеркнуть значение деятельности Марка Морриса, энергия и высокий профессионализм которого помогли создать очень интересный и оригинальный спектакль.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско
Вышла в свет книга Х.Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в Сан-Франциско в аптеке на 2300 Sutter St. (тел. 567-3223).