Дебют Йонаса Кауфмана в Районе Залива
Недавно состоялся сольный концерт немецкого тенора Йонаса Кауфмана (Kaufmann) в Зеллербах-Холл (Бёркли). Вместительный зал был набит до отказа, появление на сцене Кауфмана и концертмейстера Хельмута Дойч вызвало длительную овацию зала. Публика уже знала певца по его пока немногочисленным записям, откликам прессы и телевизионным программам. Кауфман не принадлежит к числу сладкоголосых теноров, хотя его голос относят […]
Недавно состоялся сольный концерт немецкого тенора Йонаса Кауфмана (Kaufmann) в Зеллербах-Холл (Бёркли). Вместительный зал был набит до отказа, появление на сцене Кауфмана и концертмейстера Хельмута Дойч вызвало длительную овацию зала. Публика уже знала певца по его пока немногочисленным записям, откликам прессы и телевизионным программам.
Кауфман не принадлежит к числу сладкоголосых теноров, хотя его голос относят к лирическим тенорам. Голос певца плотней, чем у известных лирических теноров, Йонас не поёт неаполитанские песни, но уже исполняет некоторые вагнеровские партии. Не исключено, что с годами, в результате естественного физического развития, его голос станет драматическим тенором. Певец обладает красивым голосом, но мы знаем теноров и с более красивыми голосами. Слава Кауфмана обусловлена иными качествами его исполнительства.
Кауфман родился в Мюнхене в 1969 году, готовил себя к профессии математика. Но от судьбы не уйдёшь: Йонас поступил в один из мюнхенских университетов (в консерваторию), сохранив при этом свою привереженность к аналитическому мышлению. Пять лет учёбы и годы второстепенных партий в различных оперных театрах. И, наконец, – статус звезды оперного и камерного исполнительства.
У каждого творческого человека интуиция играет немалую роль. Но ещё более важна спосoбность исполнителя осмыслить каждую деталь произведения, найти адекватный характер технического и эмоционального воплощения как отдельных штрихов, так и произведения в целом. Кауфман в полной мере обладает такими, я бы сказал, аналитическими, способностями. Большое впечатление производят его интервью, например, интервью в связи с выходом в свет записи «Прекрасной мельничихи» Шуберта. Ни одно слово в этом вокальном цикле не осталось за пределами внимания певца, ни одно движение мелодии. Он точно знает, что и почему. А когда его собеседник предполагает, что лирический герой цикла является рассказчиком, возобновляющим в памяти увлечения и переживания прошлых лет, Кауфман решительно возражает. По его мнению, все события , упомятнутые в этих песнях, происходят ныне, и это очень существенно для трактовки вокального цикла. Действительно, когда Йонас поёт эти песни, его исполнение часто разрывает сердце, и это его сиюминутные переживания. В том же интервью Кауфман высказывает много других мыслей, поражающих своей неординарностью и убедительностью.
В другом интервью Йонас сообщает: «Я люблю петь произведения разных стилей – мне никогда это не надоедает! Мне всегда нужен вызов, как в вокале, так и в интерпретациях». Он может петь сокрушающе гневно, жёстко и громко и вслед за этим – мягко и нежно, а далее – саркастично, каждый раз меняя тембровую окраску голоса и характер звучания. А как мастерски он поёт на верхних нотах еле слышное piano! Трудно поверить, но поёт он их не фальцетом, что не так уж просто, а своим натуральным голосом, что значительно сложнее. Превосходная дикция усиливает выразительность пения Кауфмана. Добавлю ещё, что Йонас – представитель немецкой вокальной школы.
Первое отделение концерта в Зеллербах-Холл было посвящено песням Роберта Шумана. Вначале прозвучали четыре песни на стихи Юстинуса Кернера, а затем – весь вокальный цикл «Любовь поэта» (16 песен) на стихи Генриха Гейне. Все эти произведения были созданы Шуманом в 1840 году. Для композитора тот год стал поворотным в его личной судьбе, что плодотворно сказалось на творчестве. В том году Роберт Шуман написал около 150 песен, в том чиле все песни, которые были исполнены в первом отделении.
Это песни романтического характера, и их воздействие на публику только усиливается, когда их исполняет красивый мужчина с ярко выраженной романтической внешностью, каковым является Йонас. В первых четырёх песнях, например, в Wanderlied («Песня странника»), провозглашаются общие романтические ценности без особой личной вовлечённости. Песни были исполнены пылко, красиво и изящно, а «Первая зелень» – и с определённым драматизмом.
В последующем цикле, «Любовь поэта», – большое разнообразие оттенков и чувств. Первые песни Кауфман исполняет светло и радостно. Затем появляется тень сомнения, которая нарастает в последующих песнях и завершается популярной и полной драматизма песней «Я не сержусь». Трепетно и утончённо Кауфман исполняет следующую песню, а затем – жёстко и с напряжением – девятую: свадьба возлюбленной. Затем скорбная десятая («Слышу ли песни звуки») и саркастическая одиннадцатая. «Во сне я горько плакал» – трагическая кульминация всего цикла. Следующие две песни в исполнении артиста полны отчаяния и безнадежности. Заканчивается цикл вселенскими романтическими мотивами («Вы злые, злые песни»): «Вы знаете, почему гроб так велик и тяжёл? Я захоронил в нём свою любовь и всю мою горькую печаль».
Трудно было не поверить в искренность и глубину переживаний этого человека. Раны его тонкой души заставляли слушателей сопереживать и сострадать. Немалый вклад в создание этой волнующей атмосферы внёс очень хороший пианист Хельмут Дойч, постоянный партнёр Йонаса. Он был чутким единомышленником Кауфмана, его взволнованные интерлюдии помогали создавать общую романтическую атмосферу.
Во втором отделении исполнялись песни Рихарда Штрауса восьмидесятых-девяностых годов девятнадцатого века. Русскоязычная публика практически незнакома с ним: по политическим и «художественным» соображениям власти бойкотировали его (он был почти таким же «исчадием ада», как и Стравинский). Анна Нетребко во втором своём сольном концерте в Сан-Франциско посвятила одно отделение песням Р.Штрауса, и это было замечательно.
Песни Р.Штрауса в исполнении Кауфмана необычайно поэтичны и экстравагантны, и второе отделение концерта произвело даже большее впечатлание, чем первое. «Ах, любовь, я вынужден расстаться…» прозвучала распевно, на широком дыхании, без надрыва, но печально. Чрезвычайно мягко была спета концовка песни «Милые мечты» и великолепно и совсем по-иному – «Я люблю тебя». Прелестно прозвучала песня «Тайное приглашение» из последнего сборника «Четыре песни» (Ор. 27) и особенно хорошо – полная ликования «Цецилия». Трудно перечислить все исполнительские удачи второго отделения. Можно было бы высказать и некоторые небольшие замечания, но не хочется заниматься мелочами.
Успех концерта был огромен, публика устроила бурную и продолжительную овацию, счастливый Йонас выходил на поклоны, всё время указывая на Дойча как на одного из главных триумфаторов. В заключение было исполнено пять бисов, включающих произведения Р.Штрауса, Шумана и Легара. В этом концерте Йонас Кауфман продемонстрировал глубокий интеллект, артистичность и способность к перевоплощению. Хотелось бы почаще встречаться с этим замечательным певцом.