Дары небесные
Казалось бы, чтение новостей ничего необычного не предвещало. Обычная рутина. Перемещение по миру государственных деятелей. Сделанные ими заявления. Реакция на эти заявления. И вдруг, как искра, высекаемая ударом куска кварца о металл, слово «карго». Я думаю, что у тех, кто в детстве зачитывался Джеком Лондоном, а точнее, его книгами о южных морях, это слово, как […]
Казалось бы, чтение новостей ничего необычного не предвещало. Обычная рутина. Перемещение по миру государственных деятелей. Сделанные ими заявления. Реакция на эти заявления. И вдруг, как искра, высекаемая ударом куска кварца о металл, слово «карго».
Я думаю, что у тех, кто в детстве зачитывался Джеком Лондоном, а точнее, его книгами о южных морях, это слово, как и у меня, вызывает некие никогда не пережитые воспоминания – копровые шхуны, Джерри и Майкл, каи-каи, а среди этого – карго, и, хотя это означает просто груз, перевозимый по морю, согласитесь, что определенный налет некоей романтики, помноженной на детское восприятие прочитанного, имеет место быть. Хотя с высоты (с высоты ли?) нашей нынешней жизни все эти книги нельзя назвать политкорректными.
Слово «карго» я встретил в статье, опубликованной на сайте одного из новостных агентств по следам публикации в The Sydney Morning Herald. Причем, в пугающем контексте. В статье говорилось, что «полиция тихоокеанского государства Папуа – Новая Гвинея начала расследование серии убийств, совершенных с ритуальными целями в провинции Маданг. По данным следователей, к ним причастны приверженцы так называемого карго-культа». Кроме того, написано и о том, что «по предварительной информации, убийства сопровождались случаями каннибализма». А это и есть джек-лондоновское каи-каи.
Во времена великого американского писателя, которого больше любили в СССР, чем на родине, неполиткорректные туземцы съедали соплеменников либо белых людей (то есть делали каи-каи) без всякого идеологического обоснования. Такова была их трудная жизнь. А теперь, значит, – под прикрытием некоего культа.
В мое время много читать не было родовым свойством «ботаника», как нынче говорят в России, поэтому я прекрасно помню, что о культе карго именно в то время я прочел в замечательном (тогда) журнале «Вокруг света». Но, поскольку всем в СССР было известно, что хорошие туземцы уже давно расстались с вредным пристрастием к каннибализму (очевидно, под влиянием великого путешественника Миклухо-Маклая, прожившего с ними бок о бок много лет), о карго-культе писали как о чем-то курьезном.
С изрядной долей оптимистической иронии автор сообщал, что во время Второй мировой войны жители островов были потрясены нашествием белых людей. Еще более они были потрясены наличием у них огромного количества различных товаров ширпотреба и продуктов питания. Будучи совершенно неподготовленными к происходящему, они поставили в соответствие свалившиеся на острова богатства, которыми белые щедро делились с ними, и невиданные прежде самолеты, не задумываясь над тем, что все привезенное должно было где-то производиться. После окончания войны белые эвакуировались, богатства исчезли, а потрясенные туземцы не нашли ничего лучшего, как строить бамбуковые самолеты, имитировать различные действия солдат и ожидать в качестве результатов этих магических актов появления карго, то есть грузов. Так, писал автор, на островах южных морей возникла новая религия. Далее делался немыслимый в нынешнее время логический прыжок, с помощью которого доказывалось возникновение мировых религий как реакции на посещение Земли инопланетянами.
Все это было написано давно. Может быть, о карго-культе и не вспомнили бы, если бы не ужасные сообщения об убийствах, отягощенных каннибализмом. И все же полезно освежить в памяти то, что читал многие годы назад. Благо, теперь есть интернет и Википедия, источник знаний.
Читаем: «Культ карго или карго-культ (англ. cargo cult — поклонение грузу), также религия самолетопоклонников или культ Даров небесных — термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары (карго, англ. груз) созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Культ карго является проявлением «магического мышления». «Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и лётчиков. Они делали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков». И, наконец, сетевая энциклопедия рассказывает о существовании точки зрения, объявляющей подобием карго-культа попыток некоторых государств создавать социальные институты, копирующие западные.
Эта точка зрения имеет право на существование. Примеров, подтверждающих ее, не счесть. И самым ярким из них, на мой взгляд, является история Палестинской автономии. Он представляет собой, на мой взгляд, некую квинтэссенцию самой идеи описанного культа, идеи, овладевшей массами настолько, что она оказалась близкой к реализации. Ведь в результате тщательного выполнения предписываемых ею ритуалов Дары небесные действительно пролились на грешную землю в количествах, вызывающих у неподготовленного человека оторопь.
Палестинская национальная администрация существует с 1994 года. Начало ей было положено базовыми соглашениями между Израилем и Организацией освобождения Палестины, подписанными 13 сентября 1993 года в Осло. Предполагалось, что со временем ее функционирование приведет к созданию палестинского государства, однако в силу множества причин она до сих пор осуществляет руководство территорией, имеющей лишь ограниченное самоуправление. Главной из причин является то, что, по большому счету, никто из палестинских арабов, по-видимому, совершенно не желает, чтобы на месте этой территории возникло настоящее государство, которое могло бы обеспечивать безопасную жизнь населения. Да и о какой безопасности можно говорить, когда одна часть автономии, расположенная в Газе, напрямую управляется террористической организацией, а в другой (территории Иудеи и Самарии) террористические ячейки действуют под прикрытием правящей партии Фатх, на словах осуждающей экстремистские методы, но называющей улицы в честь террористов-смертников.
Тем не менее, мир предпочитает видеть в палестинской автономии прообраз будущего государства. Несмотря на то, что никто здесь палец о палец не ударил для того, чтобы придать этому образованию характер реального государства, в котором люди работают, зарабатывают деньги и платят налоги, мир делает вид, что он только и занят тем, что спит и видит мирных палестинцев, строящих под своими оливами современную процветающую страну. Но все, что делается для реализации этих сновидений, укладывается в одно слово – разврат. Да, милостивые государи, это мало употребляемое ныне слово означает как раз то, что в автономии происходит. Людей развращают подачками. Инвестиционный фонд Палестины не поленился подсчитать, что за последние годы администрация автономии получила около 15 миллиардов долларов в качестве пожертвований. Прибавьте к этой сумме то, что поступает по линии ООН, да и по другим каналам. Куда уходят деньги? Они оседает в карманах коррумпированных чиновников или расходуются не по прямому назначению. Результат – Израиль, закадычный враг палестинцев, гонитель и оккупант, на днях обратился к Международному валютному фонду с просьбой выделить кредит для властей автономии, чтобы уберечь ее от финансовой катастрофы. СМИ сообщают, что МВФ отказал с мотивировкой нежелательности создания прецедента в предоставлении займа в интересах третьей стороны, которая даже не является государством.
А между тем, не являющаяся государством структура делает все возможное и невозможное для того, чтобы таковым выглядеть. Она имеет президента, правительство и прочие другие атрибуты, свойственные государствам. Она претендует на членство в ООН. Она добилась приема ее в ЮНЕСКО. В разных странах она содержит то, что настоящие государства называют посольствами. И все же это не государство. И не станет таковым в обозримой перспективе. Потому что, несмотря на совершение ритуальных действий, имитирующих то, что происходит при функционировании реального государства, эта имитация на выходе имеет то, что и должно иметь – абсолютный пшик. Карго в виде государственности не опускается с неба. Да и наивно было бы надеяться на это.
Но вот вопрос – неужели палестинские лидеры настолько наивны, что верят в действенность ритуалов? Думается, что нет. Думается, что и новогвинейские шаманы не верят в то, что внушают своей пастве. Все дело, видимо, в том, что когда паствы много, от нее всегда можно что-нибудь урвать. Пусть от каждого понемногу. В сумме все равно получается прилично. Для нескольких шаманов этого хватит с избытком. Для них это и есть те самые дары небесные, которые сулятся всем. Но на всех еще никогда ничего дармового не хватало. Никогда.