Cлово пацана

Cлово пацана

Cериал «Слово пацана» режиссера Жоры Крыжовникова о возникновении уличных банд в Казани 80-х прошлого века, из тех, о которых у нас говорят «must see».

Share This Article

Фильм снят отлично, работа режиссера, оператора, актеров – на пять с плюсом в моей табели о рангах. Достоверность событий не вызывает никаких сомнений – один из слушателей моего шоу заявил, что фильм «как документальный».

Первый вопрос, который возник у меня после просмотра – как такое было возможно? Вопрос – важный, потому что ответ на него выходит далеко за пределы Казани. Эта проблема существует и у нас в США в виде уличных банд типа Крипс или Бладс.

В фильме эта тема возникает, когда один из юных бандитов спрашивает сотрудницу милиции верит ли она в «своего Ленина». Та отвечает, что она верит «в справедливость». Иными словами в Ленина, в смысле в государственную идеологическую доктрину, уже не верит и она, представительница власти.

Действительно, к Перестройке страна подошла с полным пониманием того, что советская власть не справилась с поставленной ею самой себе задачей, экономика не работает, светлое будущее не приближается ни на йоту, народ погрязает в беспросветной нищете, каждый устраивается как может.  Общество таким образом начинает распадаться, точнее переформатироваться. На низовом уровне появляются уличные банды, этажом повыше – блатные всех мастей, которые перераспределяют между собой то немногое что есть. Отчасти это объясняет, почему от бандитского хаоса 90-х Россия перешла к контролю экономики бывшими сотрудниками правоохранительных органов – с ними больше порядка, хотя коррупции не убавилось.

Откуда возникают преступные группировки в сегодняшней Америке? Педагог нью-йоркской школы, частый участник моего утреннего шоу на 620 am, дал объяснение: в угоду идее «дайверсити», инклюзивности и борьбы с угнетением детей постоянно делят на группы по каким угодно признакам: расовому, этническому, религиозному, гендерному. Их сознательно разобщают, вероятно в надежде на то, что так ими будет легче управлять. После чего они сбиваются в свои группы со своей иерархией и представлениями о справедливости и начинают воевать с другими группами. В первую очередь, с белыми угнетателями традиционной сексуальной ориентации. В этой войне оружием может служить не только нож, но и «культура отмены», когда врага ликвидируют полным исключением из жизни общества.

При том что сегодняшнюю Америку не сравнить с перестроечной Россией, здесь нет голодающих, лишенных жилья или здравоохранения, общее у двух стран – сознательный отказ от традиционных ценностей со всеми вытекающими последствиями. Это объяснение лежит на поверхности, но оно не исчерпывает проблему.

Россия XIX века была страной с единой национальной идеологией и моралью, на страже которых стояла мощная государственная машина: культура, образование, полиция. Это не помешало возникновению и распространению нигилизма, который привел страну к большевистскому перевороту.

Проблема видимо в том, что люди, от природы наделенные качествами лидера, но не способные вписаться в официальную систему, создают собственные субобщества, где получают искомую роль. И тут не суть важно это будет Вова Адидас из «Слова пацана» или махровый расист с профессорской кафедрой и миллионными грантами – Ибрахим Экс. Кенди. Важно, что они найдут способ оправдать свое поведение и тут даже неважно какой именно природы была испытанная ими несправедливость. Любая пойдет в топку их амбиций, даже мнимая.

Их дальнейшее продвижение к власти всегда основывается на принципе «разделяй и властвуй». Они всегда отметают то, что может объединить людей, они всегда делят их на своих и чужих, на пацанов и чушпанов.

Человек неспокоен по своей природе и власть над миром – соблазн известный с евангельских времен. Этот соблазн непреодолим, но есть проверенные механизмы, которые сокращают опасность его проявлений: поиск реальных общих ценностей, возможность свободной реализации своих возможностей и эффективная система охраны права и порядка. Это – идеал свободного демократического общества. Если забыть на минуту о Казани 80-х годов прошлого века и посмотреть на флэшмобы, которые чистят полки и вешалки магазинов наших больших городов, если посмотреть на правосудие для простого Джо Шмо и для президентского сына, если посмотреть на власть корпораций и возможности рядового избирателя, то невольно возникает вопрос: насколько здорово наше общество и какое будущее ждет его?

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »