Ciao, Marsello!
В истории кинематографа не найти человека, подобного Марчелло Мастроянни (1924–1996). За 47 лет работы в кино – в первый раз актер вышел на съемочную площадку, когда ему было четырнадцать, – он снялся в 170 фильмах. Однако дело не в количестве фильмов в его биографии, а в том, что среди этих 170 работ – не менее трех десятков картин, определивших лицо кинематографа XX века.
Судите сами: «Белые ночи» (1957) и «Посторонний» (1967) Лукино Висконти, «Сладкая жизнь» (1960), «Восемь с половиной» (1963), «Город женщин» (1980), «Джинджер и Фред» (1985), «Интервью» (1987) Федерико Феллини, «Развод по-итальянски» (1971) Петро Джерми, «Ночь» (1961) и «За облаками» (1995) Микеланджело Антониони, «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964), «Место для любовников» (1969), «Подсолнухи» (1970) Витторио де Сики, «Пчеловод» (1986) и «Прерванный шаг аиста» (1991) Тео Ангелопулоса. Он работал с Марко Феррери, с Романом Полански, с братьями Тавиани, с Этторе Сколой, Лилианой Кавани, с Робертом Олтменом, Линой Вертмюллер, Мануэлем де Оливейрой, даже с Никитой Михалковым (1987, «Очи черные»).
Когда говорят, что Марчелло Мастроянни в течение многих лет был лицом европейского кино, в этом нет никакого преувеличения.
В 2000 году Институт итальянской культуры привозил в Беркли и в Сан-Франциско коллекцию из 22 фильмов Мастроянни. За прошедшие с тех пор 18 лет многое изменилось. Сегодня вы можете посмотреть почти все эти фильмы у себя дома, сняв с полки – или взяв напрокат – диск DVD или Blu-Ray. Это замечательно! И все же как бы ни был адекватен диск, как бы ни был хорош ваш телевизор, смотреть фильм у себя дома и на экране кинотеатра – совершенно разный опыт. Грубо говоря, на киноэкране вы видите картину, какой ее создал автор, а на диске – наилучшем – перед вами репродукция, возможно, очень хорошая, даже превосходная, может быть, идеальная, но – репродукция.
(Я веду речь, понятно, о фильмах, сделанных в расчете на показ в кинотеатрах. Другое дело фильмы, снятые специально для телевидения с учетом телевизионной специфики.)
К чему я это все говорю? Не так часто появляется возможность посмотреть тот или иной классический фильм на настоящем киноэкране, в настоящем кинотеатре.
22 сентября у нас будет возможность посмотреть на большом экране в кинотеатре Castro пять шедевров итальянского кино.
Ciao, Marsello! – так называется этот однодневный фестиваль. Фильмы отреставрированы и будут показаны либо с новой 35-миллиметровой копии, либо с электронного носителя.
Расписание сеансов:
10:00 – «Вчера, сегодня, завтра» (1963). Режиссер – Витторио Де Сика.
Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.
13:00 – «8 ½» (1963). Режиссер – Федерико Феллини.
Марчелло Мастроянни, Клаудия Кардинале, Анук Эме.
15:30 – «Специальный день» (1977). Режиссер – Этторе Скола.
Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.
18:00 – «Сладкая жизнь» (1960). Режиссер – Федерико Феллини.
Марчелло Мастроянни и Анита Экберг.
22:30 – «Развод по-итальянски» (1961). Режиссер – Петро Джерми.
Марчелло Мастроянни и Стефания Сандрелли.
Фестиваль
греческих фильмов
24 января 2012 года в пригороде Афин мотоциклист сбил человека. Скорая помощь, которую немедленно вызвали, приехала через 45 минут, после десятка звонков, в том числе и лично министру здравоохранения Греции Андреасу Ловердосу. В конце концов человека довезли до больницы, но врачи уже не смогли ему помочь.
Так умер великий греческий режиссер Тео Ангелопулос. Ему было 76 лет. Шла вторая неделя съемок его фильма «Другое море», последнего фильма трилогии, начатой картинами «Плачущий луг» (2004) и «Пыль времени» (2009).
Влияние, которое оказал и продолжает оказывать Ангелопулос на греческое кино, трудно переоценить.
Владимир Лакшин в своей книге «Новый мир» во времена Хрущева» написал о Солженицыне, что он «задал новый уровень художественной правды». Появилась как бы другая шкала.
Новое греческое кино, кино после Ангелопулоса, уже не может отступить назад, вольно или невольно оно должно ориентироваться на новый уровень художественной правды, заданный великим режиссером.
С 12 по 20 октября в Сан-Франциско пройдет 15-й Фестиваль греческих фильмов. Я пока не видел картин фестивальной программы, но судя по аннотациям и именам режиссеров, фестиваль обещает быть интересным.
Вот полное расписание фестиваля:
«Последняя нота» (The Last Note). Режиссер – Пантелис Вульгарис.
Friday, Oct. 12 at 7 p.m. // Opening Night at Premier Theater, Lucasfilm, Letterman
Digital Arts Center // 1 Letterman Drive, San Francisco
***
«Ария» (Aria). Режиссер – Мирсини Аристидес.
«Реорганизация» (Rearrangement). Режиссер – Емилиус Авраам.
«Джейм» (Djam). Режиссер – Тони Гатлиф.
(Две короткометражки и один полнометражный фильм.)
Saturday, Oct. 13 at 7 p.m. // Delancey Street Screening Room // 600 Embarcadero
Street, San Francisco
***
«Морозилка» (Freezer). Режиссер – Димитрис Накос.
«Гастроном» (The Grocery Store). Режиссер – Михаилс Масиондакис.
«Человек-дельфин» (Dolphin Man). Режиссер – Лефтерис Чаритос.
(Две короткометражки и один полнометражный фильм.)
Sunday, Oct. 14 at 7 p.m. // Delancey Street Screening Room // 600 Embarcadero Street, San Francisco
***
«Бразука» (Brazuca). Режиссер – Файдон Гретикос.
«Мама, я вернулась» (Mum, I’m Back). Режиссер – Дмитриас Катсимирис.
«Розмари» (Rosemarie). Режиссер – Адонис Флоридес.
(Две короткометражки и один полнометражный фильм.)
Monday, Oct. 15 at 7 p.m. // Delancey Street Screening Room // 600 Embarcadero
Street, San Francisco
***
«Ведущая» (Anchorwoman). Режиссер – Иоанис Монастиропулос.
«Ковбой» (Cowboy). Режиссер – Гиннис Харитиди.
«С пулей внутри» (The Bullet Within). Режиссер – Петрос Чараламбоуз.
(Две короткометражки и один полнометражный фильм.)
Tuesday, Oct. 16 // Delancey Street Screening Room // 600 Embarcadero Street, San Francisco
***
«Жизнь после смерти» (The Afterlife). Режиссер – Кристос Сагиас.
«Профитроль» (Profiterole). Режиссер – Крисаниси Кафри Кол.
«1968». Режиссер – Тассос Боулметис.
(Две короткометражки и один полнометражный фильм.)
Wednesday, Oct. 17 // Delancey Street Screening Room // 600 Embarcadero Street,
San Francisco
***
«Вторничная толпа» (Тuesday Crowd). Режиссер – Вилиам Киолтзополус.
«Перекличка» (Calling). Режиссер – Артемис Анастасиадоус.
«Хамоу» (Xamou). Режиссер – Клио Фанораки.
(Две короткометражки и один полнометражный фильм.)
Thursday, Oct. 18 // Delancey Street Screening Room // 600 Embarcadero Street, San Francisco
***
«Ориана» (Ourania). Режиссер – Деспоина Курти.
«Билет» (The Ticket). Режиссер – Харис Стасопулос.
«Ямайка» (Jamaica). Режиссер – Андреас Морфониос.
(Две короткометражки и один полнометражный фильм.)
Friday, Oct. 19 // Delancey Street Screening Room // 600 Embarcadero Street, San Francisco
***
«Золотая рыбка» (Goldfish). Режиссер – Юргас Ангелопулос.
«Поликсен» (Polyxeni). Режиссер – Дора Масклавану.
(Короткометражный и полнометражный фильмы.)
Saturday, Oct. 20 // 5:30 p.m. Reception, 7 p.m. Screening // Dolby Cinema at 1275
Market // Dolby Laboratories, 1275 Market Street, San Francisco
«Пасмурное воскресенье» (Cloudy Sunday). Режиссер – Манауссос Манауссакис.
BONUS: Sunday, Oct. 21 at 1 p.m. // Delancey Street Screening Room // 600
Embarcadero Street, San Francisco
Михаил ЛЕМХИН