Чукча как Social Justice Warrior
Мне много раз хотелось высказать свои соображения по поводу постоянно звучащих упрёков в истреблении коренного населения Америки. Но говорить о коренных американцах, не вызывая тотальной истерики, исключающей какое-либо понимание сути проблемы, сегодня нереально. Поэтому давайте поговорим про чукчей.
Вопреки распространённому стереотипу, чукчи – это вовсе не глуповатые добродушные увальни из анекдотов. Это народ выносливых, закалённых, отважных охотников, способных выжить в таких условиях, в которых другим небо с овчинку покажется. Меткие стрелки и бесстрашные путешественники, чукчи совершали тысячекилометровые переходы по дикой тундре, а это далеко не всякому под силу. Как можно увидеть из вынесенной наверх карты, таких народов в Сибири и на Дальнем востоке множество, и всё же у чукчей нашлась одна особенность, о которой хотелось бы поговорить.
У чукчей отсутствовала социальная структура. То есть у других народов, хоть и не было государственной структуры и писаных законов, были племена, роды, старейшины, вожди… Были какие-то авторитеты и судьи, что ли. А у чукчей, как писали казаки-землепроходцы, не было и этого. Каждая семья жила сама по себе, как-то они общались, мирились, ссорились, но объединялись чукчи только для войны. Совершали набеги на соседние народы – разумеется, с грабежом и насилием. Иногда очень дальние рейды устраивали, там, эвенков поубивать-пограбить-понасиловать, но, опять же, никаких воинских подразделений со структурой подчинения, ничего этого не было. Гуртом шли.
Договориться с таким народом о чём-либо было в принципе невозможно. И не только потому, что нет ни письменности, ни представлений о географии и границах как таковых, ни оформленной религии, которая давала бы какую-то очерченную мораль, но и просто не с кем договариваться. Невозможно договориться с каждой отдельной семьёй, тем более что они слушают каких-то духов, а что им эти духи скажут завтра – зависит от размера съеденного мухомора. При этом они стреляют очень метко, и смерти совершенно не боятся, а представления о чужой собственности у них, в сущности, нет: твоё – это то, что ты захватил и сумел защитить. То есть вроде, и можно было бы с ними как-то торговать (им же нужны предметы цивилизации), но как-то неясно, куда их понесёт. Стрёмно.
Учтите, что все окрестные народы говорили на разных (часто очень разных) языках, письменности не имели, и переводчиков тоже не было. В лучшем случае они могли общаться жестами и через очень ограниченный набор слов.
Иными словами, мир в нашем понимании с ними был невозможен в принципе. Невозможен как понятие, которого у них не было. Они испокон жили в условиях войны, причём войны всех со всеми, и в их мире все вопросы решались только силой или угрозой применения силы. Это может работать в условиях низкой плотности населения, отсутствия транспорта и связи, без эффективного оружия… Но против народа, имеющего государственность, это не может работать. Чукчи оказались там, где они оказались, поскольку это были земли, которые никому, по большому счёту, просто не были нужны.
Это длинное вступление к разговору о той деградации сознания, которую мы наблюдаем в современном обществе и чем она чревата. Кстати, привожу здесь карту американских коренных народов. Их тоже множество, границ никаких нет, территории перекрываются, и достоверность самой карты под вопросом – народы кочевали, воевали, городов не строили. Таких карт множество, и они не совпадают.
Да, так к чему это я всё? Я это к тому, что чукчи не были какими-то гнусными людьми, совсем нет – они хотели справедливости в той форме, в которой она виделась им в каждый момент времени. Но в отсутствие общей конструкции развитой культуры, опирающейся на некий оформленный в религию миф, порождающий какие-то общие и стабильные ценности, принимающие форму законов, и в отсутствие социальных структур, приводящих эти законы в действие, они превращались в борцов за социальную справедливость, social justice warriors (SJW), как это называется на Западе. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
А последствия у перехода на интуитивное восприятие справедливости вот какие: жизнь народа превращается в непрерывную войну всех против всех и каждого. Войну на истребление. И когда в эту среду попадает нарезной огнестрел, который является и оружием, и желанным трофеем, народ начинает вымирать, попутно истребляя соседние народы.
Не все знают, что в 1947 году один из рейдов чукчей против эскимосов поставил СССР на грань войны с ядерной державой. Это был обычный рейд на Аляску – мужчин-инуитов поубивать, имущество захватить, а женщин и детей угнать к себе на Чукотку. И убили-то всего ничего – несколько десятков человек. Триста лет назад и не заметил бы никто. Всё как в каменном веке, правда, на лодках из моржовых шкур чукчи обходили сторожевые катера ВМФ, над ними летали самолёты, но привычкам своим они не изменили. Дипломаты, конечно, договорились, прямого военного столкновения СССР и США не случилось (тем более, ядерного оружия тогда у СССР не было).
К чему я это всё? К тому, что высокая плотность населения и технологическая развитость не позволяют нам отказаться от формальных законов и процедур, выведенных из каких-то религиозных принципов (какими бы смешными и дикими они кому-то ни казались), отказаться от социальной структуры и перейти интуитивному пониманию справедливости каждым по отдельности в каждой конкретной ситуации в каждый конкретный момент времени. Если мы не обуздаем в себе этих SJW, этих доисторических охотников и собирателей, нам и врагов не надо будет – мы просто сами перережем друг дружку.
Сергей Зайцев