Чудные вечера французской музыки
Недавно в Дэвис-Холле прошли две программы французской музыки. Первая была, в основном, посвящена творчеству Дебюсси, вторая – богатому наследию французской вокальной музыки. Значительная часть первой программы была сыграна оркестром Сан-Франциско Симфони под руководством Майкла Тилсона Томаса. Вокальные же произведения исполняли выдающиеся певицы современности – сопрано Рене Флеминг и меццо-сопрано Сьюзен Грэм. Лучшую команду исполнителей трудно […]
Недавно в Дэвис-Холле прошли две программы французской музыки. Первая была, в основном, посвящена творчеству Дебюсси, вторая – богатому наследию французской вокальной музыки. Значительная часть первой программы была сыграна оркестром Сан-Франциско Симфони под руководством Майкла Тилсона Томаса. Вокальные же произведения исполняли выдающиеся певицы современности – сопрано Рене Флеминг и меццо-сопрано Сьюзен Грэм. Лучшую команду исполнителей трудно себе представить.
Начался концерт с хореографической поэмы Дебюсси «Игры», сочинённой в 1912 году по заказу Сергея Дягилева в сотрудничестве с хореографом Вацлавом Нижинским, который стал первым исполнителем ведущей партии этой поэмы. Это история об очень молодых юноше и двух девушках, которые потеряли теннисный мячик, пытаются найти его, а попутно, совсем по-детски, играют в прятки, ссорятся, мирятся, ревнуют и завершают весь эпизод «тройным поцелуем». В «Играх» преобладает изысканная лирика, чередующаяся с элементами юмора. Вместе с тем, партитура «Игр» считается одной из сложнейших в творчестве Дебюсси. Оркестр исполнил эту поэму с изяществом и тонким пониманием стиля композитора.
Программа концерта завершилась исполнением самого крупного из оркестровых сочинений Дебюсси, под названием «Море», которое часто называют симфонией. Оно состоит из трёх частей. Первая часть, «От зари до полудня на море», поначалу разворачивается неторопливо, но затем звучание усиливается и расширяется. Возникает ощущение, что поверхность моря переливается всеми красками в лучах восходящего солнца. Во второй части, «Игры волн», царят безмятежность и радостное настроение. В третьей части, «Диалог ветра и моря», появляются драматические образы, море становится бурным и грозным. Это настроение перемежается с эпизодами блаженной тишины. Заканчивается сочинение всеобщим ликованием. Майкл Тилсон Томас и оркестр ещё раз продемонстрировали высокое исполнительское мастерство в работе с произведениями импрессионистского характера (хотя сам Дебюсси упорно отказывался от своего родства с импрессионизмом).
Остальная часть первой из двух программ и вторая программа были полностью посвящены вокальной музыке. Вначале Рене Флеминг спела семь песен Дебюсси ( все – на слова выдающегося поэта Поля Верлена), в обработке и в оркестровой «одежде», выполненной английским композитором Робином Холлоуэй по заказу Сан-Франциско Симфони. Это было первое исполнение известного цикла песен в таком убранстве. Оркестровка оказалась блестящей, а изящное, наполненное разнообразными оттенками, кристально чистое и эмоционально насыщенное пение и прекрасная дикция Рене Флеминг убедительно продемонстрировали высокий певческий и артистический уровень замечательной певицы. Особенно хочется выделить исполнение седьмой песни этого цикла, «Мандолины», очень изобретательной и поэтичной вещи. На концерте присутствовал и автор оркестровых аранжировок этих песен, Робин Холлоуэй, которого очень тепло приветствовала публика. Второе отделение концерта началось с трёх песен французского музыкального деятеля и композитора Йозефа Кантелоубе (1879 – 1957) в исполнении Рене Флеминг в сопровождении оркестра. Эти песни очень мелодичны и экспрессивны, и певица исполнила их с присущими ей изяществом и эмоциональностью.
Подлинным праздником вокального искусства стала вторая программа, в которой Рене Флеминг и Сьюзен Грэм исполняли дуэты и сольные песни французских композиторов Сен-Санса, Форе, Дебюсси, Делиба, Берлиоза, Оффенбаха, Мессаге и примкнувшего к ним венесуэльца Рейнальдо Хана, который с трёхлетнего возраста жил в Париже. Аккомпанировал им молодой пианист Брэдли Мур, с которым публика Сан-Франциско познакомилась на рецензируемом концерте. Одну из пьес он исполнил без участия певиц. В качестве аккомпаниатора он был поначалу несколько жестковат, но вскоре звучание рояля стало мягче и разнообразней, и, в целом, пианист произвёл хорошее впечатление.
Красивые, моложавые, со вкусом одетые певицы неоднократно выступали совместно в оперных спектаклях и концертных программах. Мы можем вспомнить, в качестве примера, их участие в спектаклях оперы «Кавалер роз» Р. Штрауса в Сан-Франциско. Тембровая окраска их голосов и манера звукоизвлечения создают для их исполнительства уникальные ансамблевые возможности. Перед исполнением почти каждой песни одна из певиц, а иногда и обе, по очереди, комментировали содержание песни, часто прибегая к юмористической окраске сюжета и вызывая дружный смех аудитории. Преимущественно исполнялись песни, созданные в конце девятнадцатого – начале двадцатого столетий . Насколько я могу судить, французское произношение Грэм было безукоризненно. Было ли столь же безукоризненным французское произношение Флеминг, не берусь утверждать.
Прозвучали три отрывка из опер, очень разнообразным оказался список песен, включая и песни салонного характера, исполненные с присущим этому жанру очарованием. Ансамблевое единство достигалось не только в пении, но и в характере взаимоотношений образов, создаваемых певицами. Легко и изящно были исполнены песни Сен-Санса, затем Флеминг, продолжая программу без партнёрши, спела очень популярную в России песню Делиба «Девушки из Кадиза». Серьёзным испытанием стало исполнение дуэтом сцены «Смерть Офелии» Гектора Берлиоза, но певицы успешно справились со всеми трудностями. Первоначально эта сцена была написана для голоса и фортепиано, но впоследствии преобразована для вокального дуэта и оркестра.
Хорошее впечатление произвели и песни с комическим содержанием. Обе певицы, обладающие тонким чувством юмора и достаточным чувством меры при исполнении подобного репертуара, поют свои партии изящно и со вкусом. В таком стиле была исполнена, например, сцена из оперетты Андре Мессаге «Маленькие Мишу». Очень тепло встретили зрители баркаролу из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» и дуэт из оперы Делиба «Лакме». Каждая из певиц выступила и с сольными ариями. В частности, Грэм с видимым удовольствием исполнила несколько песен Хана, а Флеминг снова спела (только теперь в сопровождении фортепьяно) песню «Девушки из Кадиза» и «Мандолину» Дебюсси.
На восторженную реакцию зала певицы ответили тремя песнями на бис. В первой из них, уморительно разыгранной Сьюзен Грэм, артистка, с прилипшей ко рту сигаретой, в шаржированном стиле исполнила французский салонный романс “La Vie en Rose” из репертуара Эдит Пиаф, аккомпанируя себе на рояле (Грэм – профессиональная пианистка). Ещё два номера на бис были исполнены дуэтом. Один – из первого акта оперы Моцарта «Так поступают все», а другой – Вечерняя молитва из оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель». Оба дуэта прозвучали на английском.
Вокальная музыка, исполняемая такими выдающимися мастерами, как Рене Флеминг и Сьюзен Грэм, – не частая гостья в нашем городе. Хочется, чтобы подобные праздники вокала на сцене Дэвис-Холл происходили почаще.
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско