Что может король?
На днях в Палестинской автономии было объявлено, что арабы Восточного Иерусалима, имеющие иорданские паспорта, могут обратиться в местный шариатский суд для их обмена. Пишут, что они будут вы-даваться и тем, кто их до сих пор не имеет. Сказано, что делается это по указанию короля Абдаллы Второ-го и направлено на «облегчение страданий и поддержание стойкости» указанной категории людей.
Если кто-то забыл или вообще не знал, то не лишним будет напомнить, что по условиям мирного договора между Израилем и Иорданией, заключенного в 1994 году, король Хусейн, находившийся в то время на троне, а стало быть, и все его наследники, был признан опекуном мусульманских святынь Иерусалима. Передаваемые монархами по наследству «проблема иудаизации города», равно как и «опасность для мечети Аль-Акса», имеют в исламском мире сакральное значение. По отношению к ним в этом мире судят о приверженности делу сохранения упомянутых святых мест. Но есть еще и прогрессивное человечество, а для него не менее важным является, как говорится, человеческий фактор, вследствие чего король Абдалла должен хотя бы обозначать попытки предпринять что-то реальное, если и не идущее на пользу людям, то по крайней мере и не сильно мешающее им жить.
Вот паспорта начали менять.
Но зачем начинать что-то, прямо противоположное тому, что делалось какое-то время назад?
Иордания всего на два года старше Израиля. Она тоже было образована по решению британского правительства.
Получив в 1918 году от Лиги Наций мандат на управление отторгнутой от побежденной Османской империи исторической области Палестина, правительство Великобритании честно планировало, согласно духу и букве Декларации Бальфура, создать здесь национальный очаг еврейского народа. Известно, что в 1920 году Черчилль говорил, что это будет «еврейское государство с тремя-четырьмя миллионами жителей на обоих берегах Иордана», из чего следует, что в то время ни о каком арабском государстве на данной территории речи не шло. Однако о прекраснодушных порывах вскоре забыли. Навалилась текучка. В 1921 году выяснилось, что брат короля Ирака Абдалла ибн Хусейн остался без трона. И, чтобы утешить претендента, на территории подмандатной Палестины выделили в отдельное государство все, что лежит восточнее реки Иордан. И нарекли это Трансиорданией, и посадили на престол брата иракского короля. А из мандатного соглашения исключили пункт, по которому евреям разрешалось селиться на территории вновь образованного королевства.
Позже заместитель министра колоний лорд Арнольд говорил: «Во время войны мы признали независимость арабов внутри определенных границ… Шли споры о том, какие именно территории включают в себя эти границы. Но по поводу Трансиордании споров не было. Никаких сомнений не вызывал тот факт, что Трансиордания находится внутри границ, подразумеваемых Декларацией Бальфура». А в статье, опубликованной до раздела Палестины в газете «Таймс», писалось, что Палестине «необходима надлежащая военная граница… Она должна проходить как можно ближе к краю пустыни». И еще: «…река Иордан не может быть восточной границей Палестины. В соответствии с мандатными обязательствами, принятыми Великобританией, наш долг сделать еврейскую Палестину жизнеспособным и процветающим национальным государством, избавленным от необходимости вести вечную борьбу за свое выживание в регионе».
После Второй мировой войны подмандатное королевство Трансиордания было переименовано в просто Иорданию и стало независимым. Это не могло отменить тот факт, что расположено оно на территории, первоначально предназначавшейся для еврейского государства. В британском правительстве победила «антиеврейская партия», которая извратила смысл Декларации Бальфура, что привело к дальнейшему дроблению территории. Иудея и Самария были отведены под арабское палестинское государство. И современному Израилю при его образовании досталась узкая полоса вдоль моря. Уже после провозглашения Израиля Иордания оккупировала территории, на которых арабы так и не создали свое государство. Теперь иорданские монархи действительно сидели на обоих берегах реки. Аннексировав Иудею и Самарию, королевство предоставило всем жившим там арабам свое гражданство.
В ходе Шестидневной войны Израиль дошел до реки, но, несмотря на переход «территорий» под контроль Израиля, Иордания сохраняла с ними правовые и административные связи до 1988 года, когда она отказалась от претензий на суверенитет над ними и лишила иорданских паспортов всех живших там арабов.
Для чего это было сделано? Иордания заявила, что ее действия направлены на противодействие планам Израиля передать под ее власть палестинских арабов, живших на «территориях». А лишая их своего гражданства, Иордания тем самым побуждает их остаться на месте и препятствует планам Израиля по евреизации Иудеи и Самарии.
Это было давно. И было на «территориях». Но нечто похожее повторилось в период с 2004-го по 2008 годы и в самом королевстве. Организация Human Rights Watch сообщала в 2010 году, что почти 3000 проживающих в Иордании палестинских арабов были лишены иорданского гражданства.
Что представляют собой иорданские паспорта жителей Восточного Иерусалима? Являются ли они таковыми? В печати можно найти объяснения, что эти документы дают их обладателям возможность лишь находиться в Иордании в течение одного месяца без права на работу. Люди с подобными бумагами не зарегистрированы в службе национального страхования королевства, не могут голосовать на выборах и не имеют других гражданских прав. О них ли идет речь? Кроме того, следует учесть, что термин «Восточный Иерусалим» имеет скорее политическое, нежели географическое наполнение и по-разному используется в различных контекстах.
Что бы ни означала нынешняя активность властей Аммана, направленная на жителей указанной части Иерусалима, на практике она может рассматриваться как элемент болезненной реакции истеблишмента королевства на возможные последствия «Сделки века», если она будет реализована.
Особое опасение связано с предполагаемым отсутствием в тексте «сделки» упоминаний о «двух государствах для двух народов», что может говорить о намерении ее авторов так или иначе использовать практическое наличие готового «арабского палестинского государства» в лице Иордании. В этом случае и без того являющиеся меньшинством «иорданские арабы» окажутся окончательно поглощены «арабами палестинскими».
Нельзя не учитывать и того, что от иорданского монарха исламский мир, да и все прогрессивное человечество ожидают неких практических шагов по поддержке «палестинского народа» хотя бы в пределах Восточного Иерусалима. С этого мы и начали наш разговор. Но что реального король может сделать?
Сергей ВОСКОВСКИЙ