Что хотел сказать художник?
Старый вопрос-канцеляризм бывшей советской эпохи, над которым смеялись любители искусства, вдруг приобрёл актуальность, по крайней мере, в одном отдельно взятом случае уникальной трактовки классики…
Конечно, на то она и классика, чтобы соответствовать чему-то неизменному в человеческой натуре, что существует в любую эпоху. И конечно, каждый художник заново переосмысливает классический канон в соответствии с реалиями своего времени.
А что, если этот канон в какой-то степени устарел в силу исторических событий и новых моральных норм? Стоит ли притягивать его за уши к изменившейся реальности?
SFOpera
Опера Моцарта Don Giovanni (итальянское либретто Lorenzo Da Ponte) была создана по мотивам пьесы «Дон Жуан» испанского драматурга и богослова Тирсо де Молины, написанной в 1630 году. В свою очередь народная легенда о Дон Жуане, послужившая основой пьесы де Молины, к XVII веку уже насчитывала пару-тройку сотен лет. Опера же дебютировала в Венском оперном театре в 1788 году, так что мы имеем дело с самой что ни на есть классикой, сюжет которой не устарел за несколько веков, так же как не устарели человеческие пороки.
И всё же время и обстоятельства имеют тенденцию выносить на первый план свойственные именно данному времени недостатки человеческой натуры, в то время как другие просто перестают волновать общество в силу исторических причин.
Так случилось с проблемой Дон Жуана, безбожного ловеласа и бесстыжего искателя любовных приключений, обладающего харизмой и привлекательностью, против которых бессильны женщины и с которыми не могут соревноваться мужчины.
Благословенные времена киносериала Emmanuelle и другой эротической кинопродукции 1970-х, для которых образ Дон Жуана был родным и близким несмотря на время и расстояние, закончились после 1981 года вместе с эпидемией СПИДа и так никогда и не вернулись. Любовные похождения, супружеские измены и прочие когда-то захватывающие, фривольные интрижки в культурном пространстве уступили место чернухе, гангстеризму, наркоте, терроризму и прочему кровавому месиву.
В конце концов мы вместе с культурной средой окунулись в пучину социально-политических движений и антидвижений, в мрачные прогнозы и антиутопии и в нашу не совсем весёлую реальность, которая как бы подтверждает эти мрачные прогнозы всё с большей степенью вероятности.
Возможно ли в этом месиве осовременить беспечного гуляку Дон Жуана, который направо и налево соблазняет красоток из разных слоёв общества и посему несётся прямо в ад (не забываем, что автор оригинальной пьесы – доктор богословия!)?
Маловероятно, но, оказывается, возможно! В постановке Сан-Францисской оперы этого года моцартовский шедевр подвергся «уникальной концепции» режиссёра-постановщика Michael Cavanagh, который так объясняет свою идею: «Это последняя опера трилогии Моцарта… в которой мы намеренно растянули время, хотя всё происходит в одном и том же месте – большом американском особняке. «Женитьба Фигаро» – это XVIII век, время надежд и оптимизма в американском обществе; «Так поступают все женщины» – это уже через 150 лет, в 1930-х, когда нация стоит на раздорожье после многих лет роста, борьбы и потрясений; и «Дон Жуан» ещё через 150 лет, в 2080-х годах, не таких уж и далёких, когда мир представляется разрушенным не внешними силами природы, а природой человека в её худшем воплощении. Жадность и непреодолимое желание власти крадут наше будущее и выпускают чудовищ в наш мир. Эти чудовища выглядят как мы сами… Так что это предупреждение и обещание (не просто угроза) катастрофы».
Ага! Так вот до чего доводят беспорядочные половые связи… Ну что ж, художник так видит!
То, что видит на сцене ваш корреспондент, всё равно представляется весьма загадочным и невнятным… Разрушенное здание, рваные звёздно-полосатые флаги, массовка «беженцев» в жутких костюмах (кружевные балетные юбки на мужчинах в грязных пиджаках и армейских ботинках); списки женских имён – побед Дон Жуана, проецируемые на стену… Они выглядят как списки погибших солдат на мемориальных стелах Вашингтона – это что, так задумано или побочный эффект?
Из хорошего – чудесные голоса, прекрасно исполненные роли (Don Giovanni – Etienne Dupuis, Leporello – Luca Pisaroni, Donna Anna – Adela Zaharia, Donna Elvira – Nicole Car, Zerlina – Christina Gansch, Masetto – Cody Quattlebaum, Don Ottavio – Amitai Pati, The Commedatore – Soloman Howard), дирижёр Bertrand de Billy, и как всегда, замечательная работа оркестра!
Оставшиеся представления: воскресенье, 26 июня, в 2 часа и суббота, 2 июля, в 7:30.
Также на сцене театра сейчас исполняется Dream of the Red Chamber – современная опера по мотивам одного из произведений китайской классики, сюжет которого соответствует истории Ромео и Джульетты в западной литературе. Композитор – Bright Sheng, либретто – David Henry Hwang и Bright Sheng. В главных ролях – Konu Kim, Meigui Zhang и Hongni Wu. Дирижёр – Darrell Ang. 25 июня и 1 июля – в 7:30, 3 июля – в 2.
30 июня состоится концерт из произведений Верди. Дирижирует Eun Sun Kim, SF Opera Music Director.
Дополнительная информация – на сайте
Asian Art Museum
В музее Asian Art Museum открылась выставка Carlos Villa: Worlds in Collision. Сан-францисский художник филиппинского происхождения, Carlos Villa (1936–2013) расширял рамки модернизма XX века, создавая свои произведения из тканей и перьев, фотографий и масок, используя изображение собственного лица для нанесения узоров ритуальных татуировок народов Океании. Его разнообразное творчество, которое включает рисунки и трёхмерные работы, представлено на первой ретроспективной выставке. Она продлится по 24 октября. Дополнительная информация – на сайте
https://exhibitions.asianart.org/exhibitions/carlos-villa-worlds-in-collision/.
SFMOMA
В музее SFMOMA 16 июля откроется выставка Diego Rivera’s America, посвящённая многочисленным тематическим работам самого выдающегося художника Мексики, чьё творчество тесно связано с Сан-Франциско.
На выставке будет представлено более 150 картин, фресок и крупномасштабных рисунков Диего Риверы, отразивших его впечатления от путешествий по Мексике и Соединённым Штатам и созданных на пике его профессиональной карьеры с 1920-х годов до середины 1940-х. Выставка продлится по 2 января 2023 года.
Заказ билетов – на сайте
https://www.sfmoma.org/exhibition/diego-riveras-america/.
Фотографии: Press images. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com.
Эмма Красов