Что будет с Музеем изящных искусств?
Пару дней назад я получил странный конверт. То есть, конверт был самый обыкновенный и, судя по виду, был отправлен мне как одному из журналистов, зарегистрированных в базе данных музея de Young. Конверт-то был самый обыкновенный, но в конверте не было письма. Там лежали две одинаковые наклейки. Я не любитель украшать бампер своего автомобиля, но, уверен, […]
Пару дней назад я получил странный конверт. То есть, конверт был самый обыкновенный и, судя по виду, был отправлен мне как одному из журналистов, зарегистрированных в базе данных музея de Young.
Конверт-то был самый обыкновенный, но в конверте не было письма. Там лежали две одинаковые наклейки. Я не любитель украшать бампер своего автомобиля, но, уверен, кто-нибудь из получивших подобный конверт использовал эти наклейки по назначению. По зелёному фону оранжевыми буквами на них было написано: «dede Young».
В устном виде эта шутка имела хождение. Но напечатать и разослать журналистам такие наклейки – это был уже шаг.
Диана Вилси – которую и в глаза, и за глаза называют Диди, – уже пятнадцать лет была президентом совета директоров сан-францисского Музея изящных искусств (состоящего из двух музеев: de Young и Legion of Honor), хотя по уставу музея она не могла занимать эту должность больше девяти лет. Более того, в 2009 году совет директоров проголосовал за то, что она может избираться на этот пост сколько угодно раз, без каких-либо ограничений.
Диди Вилси сделала для Музея изящных искусств очень много. Именно она организовала сбор денег на строительство нового здания de Young, и среди собранных ею 190 миллионов долларов – 10 миллионов её личных денег.
Из 54 миллионов ежегодного бюджета музея только около 23 процентов поступает из городской казны. Оставшиеся 77 процентов обеспечиваются за счёт входной платы и постоянного сбора пожертвований. И, хотя сан-францисский Музей изящных искусств – один из самых посещаемых в США (по посещаемости он четвёртый в Северной Америке), пожертвования крайне необходимы. И постоянное добывание этих денег – в очень большой степени работа Диди Вилси.
Короче говоря, никто в заслугах Диди Вилси не сомневается, но в последнее время сотрудники музея всё больше и больше говорят, что она захватила в музее уж очень большую власть.
После смерти в декабре 2011 года директора музея Джона Бюкеннена должность его оставалась вакантной, и за прошедшие пятнадцать месяцев произошло много событий, вызвавших удивление сотрудников музея и публики.
Первым делом это относится к выставке фотографий из коллекции Тревора Трайна. Частные, даже замечательные, коллекции фотографий выставляются и вообще-то довольно редко, а тут была показана весьма посредственная коллекция, принадлежащая молодому человеку, который и коллекционером-то стал совсем недавно. Цель этой выставки была ясна и прозрачна: после музейного показа стоимость такой коллекции должна серьёзно возрасти. Кем же, вы думаете, был этот молодой человек? Сыном Диди Вилси.
Дальше – больше. В музее начались какие-то странные увольнения. Сначала был уволен фотограф Джо Макдональд, проработавший в музее двадцать семь лет. Уволен за то, что он якобы пользовался казённым компьютером для редактирования своих фотографий. Макдональд называет это обвинение абсурдным. Он полагает, что его уволили, поскольку он был одним из тех, кто протестовал против введения новой системы регистрации прихода-ухода сотрудников – регистрации при помощи отпечатков пальцев.
Может быть, это увольнение осталось бы незамеченным, если бы вскоре не была уволена куратор европейского искусства Лин Орр. Проработавшая в музее двадцать девять лет, Лин Орр была одним из ведущих сотрудников Музея изящных искусств.
«Я был в полнейшем шоке, – сказал старший куратор живописи и скульптуры Сан-Францисского музея современного искусства Гари Гаррелс. – /…/ Она – образцовый куратор. Это огромная потеря».
А авторитетный художественный критик Кенис Бейкер прокомментировал это увольнение так: «Куратора её уровня, с такими, как у неё, знаниями и опытом не встретишь каждый день, не встретишь и раз в десять лет. Я был свидетелем того, с каким уважением и теплотой к ней относились коллеги из мира искусств даже в Европе».
Увольнение Лин Орр не лезло ни в какие ворота. Оказывается, она тоже протестовала против системы регистрации с отпечатками пальцев. Системы, которая на неё не распространялась. Оказывается она – из солидарности – стояла в пикете с бастовавшими служащими музея.
Но не за это ведь уволили бесценного сотрудника? И, кстати, уволили незадолго до открытия организованной ею выставки «Девушка с жемчужной серьгой». На открытие этой выставки – 26 января – Лин Орр даже не пригласили.
За что уволили Лин Орр? Объяснений не последовало.
Вскоре после этого уволили Била Вайта, начальника отдела, занимавшегося дизайном выставок. Вайт проработал в музее тридцать лет.
Что происходит в музее, понять трудно. Слава Богу, появилась надежда, что междуцарствие подходит к концу. Кажется, новый директор найден. Говорят, что им станет нынешний старший куратор и заместитель директора нью-йоркского Frick-музея Колин Бэйли. В послужном списке Бэйли – Getty-музей, Филадельфийский музей искусств, Kimbell-музей и Национальная галерея Канады.
Сегодня по электронной почте из de Young-музея пришло приглашение на 27 марта: будет сделано важное объявление.
Хочется верить, что в музее, наконец, появится разумный руководитель.
***
P.S. 27 марта. Сегодня действительно объявили о назначении Колина Бэйли директором сан-францисского Музея изящных искусств. Сам новый директор приехать из Нью-Йорка не смог – его показали журналистам на видео. Колин Бэйли приступит к работе 1 июня.
Михаил Лемхин