Что будет дальше

Share this post

Что будет дальше

Заметные события часто сопровождаются не только оценочными, но еще и эмоциональными комментариями, и тогда может создаться впечатление, что комментатор кому-то симпатизирует, а кого-то осуждает, хотя зачастую это и не так. Поэтому, говоря о том, что случилось в Турции в ночь на 16 июля, следует максимально отстраниться от обсуждаемого для того, чтобы, образно говоря, вчерашнее стало […]

Share This Article

Заметные события часто сопровождаются не только оценочными, но еще и эмоциональными комментариями, и тогда может создаться впечатление, что комментатор кому-то симпатизирует, а кого-то осуждает, хотя зачастую это и не так. Поэтому, говоря о том, что случилось в Турции в ночь на 16 июля, следует максимально отстраниться от обсуждаемого для того, чтобы, образно говоря, вчерашнее стало в один ряд с тем, что было позавчера, третьего дня и так далее, и тогда мы увидим перед собой весь ряд событий со всеми связями, причинами и следствиями.

После того, как стало ясно, что это переворот, средства массовой информации принялись транслировать заявления лидеров государств, из коих следовало, что все они осуждают насилие. Попытался отреагировать и Совет Безопасности ООН, однако он не смог принять заявление из-за несогласия Египта с американской редакцией, призывавшей «все стороны в Турции уважать демократически избранное правительство». Представитель Каира заявил, что Совбез не в праве квалифицировать, какого рода правительство в Турции или любой другой стране – демократическое или нет. Этот-то эпизод, о котором через некоторое время все забыли, и кажется мне ключевым в понимании турецких событий, так как он связан с различными векторами развития государственности – в сторону секулярной или теократической моделей.

Речь идет о том, что западная модель представительной демократии, перенесенная в страны, входившие в Османскую империю, пусть и на разных правах, оказалась малофункциональной.

Стамбул, ночь на 16 июля 2016 года. Поддерживающие Эрдогана скандируют лозунги, забравшись на танк
Стамбул, ночь на 16 июля 2016 года. Поддерживающие Эрдогана скандируют лозунги,
забравшись на танк

Египтом, фактически к тому времени контролировавшимся Британией, но номинально принадлежавшим Стамбулу, с 1882 года правил вице-султан, назначавшийся османской властью. В 1914 году в связи с мировой войной Британия установила в Египте протекторат, сменившийся в 1922 году королевством. В 1953 году Египет стал республикой.

Конец Османской империи после Первой мировой войны означал конец всей системы исламского халифата, системы, когда мусульманами правит халиф – преемник пророка Мухаммеда, верховный глава общины, осуществлявший духовное и светское руководство. В Каире и Мекке были проведены специальные конференции, но участвовавшие в них богословы так и не смогли определить будущее этого института. В этих условиях наряду с идеями национализма в Египте начали развиваться и идеи политического ислама, нашедшие поддержку той части населения, которая воспринимала ислам как основной регулятор взаимоотношений между людьми, их поведения в быту, семейно-брачных отношений, то есть всего того, что националисты хотели поставить под контроль светского государства. Созданная в 1928 году религиозно-политическая ассоциация «Братья-мусульмане» в 1954 году после неудачного покушения на президента Гамаля Абдель Насера была в Египте запрещена и находилась в подполье вплоть до «арабской весны», сместившей престарелого маршала Мубарака. Кого же выбрал освободившийся от власти военных счастливый египетский народ? Конечно же, представителя «братьев-мусульман». Сказалось то качество западной демократии на местной почве, о котором мы упоминали выше: слабая функциональность, когда процедуры выдвижения кандидатов не позволяют отсекать наиболее экстремистских претендентов на власть. И лишь своевременное вмешательство ошельмованных военных позволило вернуть страну на секулярный путь развития.

Турция до определенного момента шла по похожему пути. После поражения Османской империи в Первой мировой войне на турецкой политической сцене появился Гази Мустафа Кемаль-паша, ставший известным как Ататюрк. Он и его сторонники добились создания на остатках империи республики, фактически подобной современным ей европейским государствам. При всех особенностях правления Ататюрка, главное, что он оставил после себя, – светский характер государства, позволивший стране совершить цивилизационный рывок. Гарантом секулярности все годы существования республики была армия, несколько раз вмешивавшаяся в политический процесс, когда стране угрожали внутренние конфликты.

В 2001 году в Турции была образована «Партия справедливости и развития», ставшая идейной наследницей «Партии благоденствия», участвовавшей в стоявшей в то время у власти исламской коалиции. Армия после переворота 1997 года отстранила коалицию от власти, а «Партию благоденствия» запретила. Председатель стамбульского отделения партии и член ее высшего руководящего совета Эрдоган за пропаганду взглядов, разжигающих национальную рознь, был осужден на 4 месяца тюремного заключения.

Учителем Эрдогана в политике был основатель турецкого «политического ислама» Эрбакан, опубликовавший в 1969 году происламский манифест «Национальное видение». На основе содержавшихся в манифесте идей он создал в разное время несколько политических партий, большая часть из которых запрещалась. Находясь на посту вице-премьера в 1974, 1975-77 и 1977-78 годах, Эрбакан имел возможность как привлекать на свою сторону людей, уже работавших во власти, так и интегрировать во власть своих сторонников.

В 2002 году партия Эрдогана победила на парламентских выборах, и с тех пор он определяет политику страны. Сначала на посту премьера, а затем и президента. По инерции продолжая курс на вступление Турции в ЕС, Эрдоган ведет дело к исламизации страны. И недавние ночные события стали для него поводом надолго, если не навсегда, лишить армию возможности помешать исламизации, как она делала это прежде. Но правительство Эрдогана избрано демократическим путем, а посему оно для современного Запада неприкосновенно.

Ревнители демократии как бы не замечают, что в условиях плавного, почти незаметного дрейфа страны от секуляризма к исламократии даже те основы демократического правления, которые кажутся до сих пор незыблемыми, подвергаются эрозии.

И когда произойдет то, к чему стремились партии Эрбакана и к чему стремится Эрдоган со своей партией, будет поздно. Страна окажется в точке, уже пройденной однажды, в точке, находившейся в том времени, когда Османская империя сжалась до размеров современной Турции, но жила еще сознанием былого величия, все больше и больше отставая с каждым днем от остального мира.

То, о чем мы говорили, представляет собой достаточно узкий аспект событий 16 июля. Но за перечислением имен и званий, за рассказами о стрельбе и взрывах, за сообщениями об арестах военных и о требованиях смертной казни для них, за всем этим трудно понять, что, собственно говоря, будет дальше. Вот мы и попытались в этом разобраться.

Сергей ВОСКОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »